четвер, березня 31, 2011

Этот день истории .23 марта 1913год.

Подводная лодка "Минога" `и её командир А.Н.Гарсоев.23 марта 1913 года произошла тяжелая авария на подводной лодке "Минога".


Подводная лодка "Минога" `и её командир А.Н.Гарсоев.

Морская профессия всегда сопряжена с повышенной опасностью. Какой бы совершенной ни была техника, аварии и катастрофы все равно являются неизменным атрибутом жизни моряков. Хотя после этой аварии прошло уже почти 100 лет, она по-прежнему очень интересна и поучительна не только для подводников, но и для всех нас. В ней наглядно отразилась одна из важнейших черт нашей жизни, когда ошибка одного человека может поставить в крайне трудное положение весь коллектив, а грамотные и своевременные действия позволяют выйти даже из казалось бы совершенно безнадежного положения.

Корма аварийной лодки
едва выступала над поверхностью моря

Минога

Подводные лодки зарождались как оружие тайной и беспощадной войны на море против более сильного противника, располагавшего мощным военно-морским флотом. Обращаясь к современной терминологии, идею их создания можно было бы назвать несимметричным ответом. Россия неоднократно лидировала в этой области и добивалась значительных успехов в боевом применении подводных лодок. Серьезные и перспективные успехи в конструкции кораблей, в организации службы и в боевом применении подводных лодок достигались на основе глубокого изучения опыта подводников, а также всестороннего анализа аварий и катастроф. Свой вклад в копилку как положительного, так и трагического опыта внесла и русская подводная лодка "Минога".

Еще в декабре 1900 года Морское ведомство России учредило комиссию по проектированию подводных судов, в состав которой вошли видные кораблестроители И. Г. Бубнов, М. Н. Беклемишев. Бубнову было тогда всего 28 лет. Он только что блестяще окончил Морскую академию. Беклемишеву - уже за сорок, и он имел большой опыт командования кораблями. Сошлись талант и дерзость, опыт и расчет. Работы велись в строжайшей тайне. Запрещено было даже в повседневной переписке употреблять слова "подводная лодка". В мае 1901 года комиссия представила проект миноносца № 113. Вскоре номер заменили именем "Дельфин", и потом еще долгие годы подлодки маскировались термином "миноносцы типа "Дельфин".

Опыт использования подводных лодок в ходе русско-японской выдвинул новые требования и дал новые идеи в области строительства этих кораблей. Еще до окончания войны И. Г. Бубнов приступил к проектированию "Миноги" - первой в мире дизель-электрической подводной лодки. Ее главное достоинство - замена бензиновых двигателей дизелями, что значительно увеличило дальность плавания корабля и резко снизило вероятность возникновения пожаров и взрывов в отсеках корабля. Новая конструкция дизеля позволяла всего за 15 секунд изменить направление вращения гребного вала, а регулируемый шаг гребного винта обеспечил надежную работу дизелей и электромотора на один гребной вал. Очень важным нововведением стало применение сферических концевых переборок прочного корпуса, которые повышали живучесть лодки, а также торпедных аппаратов новой конструкции. В течение нескольких лет подводная лодка "Минога" считалась лучшей в русском флоте.

Подводные лодки "Минога" и "Акула" на Балтийском заводе
Подводные лодки "Минога" и "Акула" на Балтийском заводе

Лодка была заложена 6 сентября 1906 года на стапеле Балтийского завода в Санкт-Петербурге, однако строительство затянулось, поэтому в состав флота она была принята только в октябре 1909 года. Ее водоизмещение составляло 123 тонны, длина 32,6 метра, скорость надводного хода 10,5 узла и дальность плавания в надводном положении 960, а в подводном - всего 25 миль. По существовавшей тогда практике, "Минога" сразу же была отправлена в Учебный отряд подводного плавания под командованием контр-адмирала Э. Н. Щенсновича. Отряд находился в Либаве и располагал всем необходимым для обучения экипажей, технического обслуживания и ремонта подводных лодок. Здесь офицеры и матросы с надводных кораблей проходили переподготовку для службы на подводных лодках. Учились, в основном, в море. При этом тонули, горели, садились на мель, но горькая соль их морского опыта оседала в уставах, наставлениях и инструкциях для последующих поколений подводников периода Первой мировой и Гражданской войн. Не раз на флоте добрым словом вспоминали Э. Н. Щенсновича за его поистине подвижническую деятельность по созданию боевого ядра российских подводников.

Как и другие лодки, "Минога" активно использовалась в учебном процессе. Периодически менялись ее экипажи, постепенно расширялась зона учебных плаваний и походов, все более сложными становились отрабатываемые задачи. В 1912 году на командирских стрельбах "Минога" заняла 2-е место, поразив цели 8 торпедами из 20 выпущенных. В начале 1913 года на "Миногу" был переведен экипаж подводной лодки "Почтовый" во главе с лейтенантом А. Н. Гарсоевым. Они считались уже опытными подводниками. Все матросы находились на сверхсрочной службе и имели солидный стаж подводного плавания. Однако "Минога" была новой лодкой, которая имела существенные отличия от всех других подводных лодок отряда. По всей видимости, этот фактор не был в должной мере учтен при подготовке экипажа к эксплуатации лодки.

Первая российская дизельная подводная лодка «Минога».
Первая российская дизельная подводная лодка «Минога».

В 14.00 23 марта 1913 года "Минога" отошла от пирса Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Это было ее первое практическое плавание после зимней стоянки. Во время маневрирования при выходе из порта лодка ударилась кормой о борт стоявшей у пирса угольной баржи. "Минога" при этом не пострадала, но раскололся укрепленный на корме золоченый двуглавый орел, и обе его головы утонули. Лодка продолжила поход в сопровождении портового буксира. Около 16.00 оба судна подошли к Либавскому маяку, и Гарсоев приказал боцману Гордееву передать на буксир флажный семафор о намерении погрузиться и далее следовать в подводном положении. Выполнив приказ, Гордеев свернул флажки и сунул их, как ему показалось, под решетчатый настил мостика, а на самом деле - под тарелку клапана вентиляционной шахты.

Сразу после погружения через этот клапан в лодку стала поступать вода. С продувкой цистерн главного балласта опоздали, в результате чего лодка легла на грунт на глубине примерно 11 метров. Командир приказал отдать аварийный буй. Его сразу заметили с буксира и послали шлюпку. Однако моряки буксира не знали устройства буя, поэтому прошло немало времени, прежде чем они смогли добраться до находившегося внутри буя телефона. Выяснив по телефону, что "Минога" терпит бедствие, буксир полным ходом пошел в Либаву, подавая при этом тревожные гудки. Рабочий день в базе уже закончился, поэтому спасатели смогли выйти в море только в районе 19 часов.

Между тем положение в лодке быстро ухудшалось. Самоотверженными усилиями экипажа удалось значительно уменьшить поступление воды, но она все-таки продолжала поступать и подходила к аккумуляторам, что грозило большим выделением хлора и полным отравлением атмосферы. В этой обстановке Гарсоев принял единственно правильное решение: он приказал продуть кормовую дифферентную цистерну. При этом нос лодки остался на грунте, а корма едва всплыла и выступала над поверхностью моря. Находившаяся в корпусе вода перелилась в носовую часть и полностью залила аккумуляторную батарею, что существенно уменьшило выделение хлора.

Подошедшие к месту аварии подъемный кран, водолазные боты и буксиры очень скоро обнаружили кормовую часть потерпевшей аварию лодки. На ее флагштоке развевался Андреевский флаг, т.к. в то время лодки уходили под воду не спуская флага. Под кормовую часть лодки подвели стропы и приподняли, пока из воды не показался кормовой входной люк. Большинство подводников уже не могли самостоятельно двигаться, но эвакуация прошла успешно. Всех спасенных немедленно отправили в госпиталь, но среди них не было виновника аварии - боцмана Гордеева. Его обнаружили, услышав стуки из боевой рубки. Лодку приподняли еще, пока на поверхности не появился верхний рубочный люк, и Гордеев вышел из рубки живым и невредимым, просидев там около 12 часов.

"Минога"

"Миногу" подняли и отремонтировали. Она принимала участие в Первой мировой войне, хотя из-за малых размеров и небольшой автономности не могла выходить за пределы Финского залива. После Октябрьской революции весь экипаж "Миноги" перешел на сторону пролетариата и принимал участие в Гражданской войне. В 1918 году обострилась борьба на юге России. Нарком по морским делам отдал распоряжение о подготовке четырех малых подводных лодок к транспортировке по железной дороге в Астрахань. После ремонта в ночь на 30 сентября из Петрограда отправилась "Минога", в ночь на 4 октября - "Макрель". К 9 октября обе лодки прибыли в Саратов и были спущены на воду. В середине ноября в Саратов по железной дороге была отправлена "Касатка" и "Окунь". Все они по Волге перешли в Астрахань и принимали участие в боевых действиях против белогвардейского и английского флотов на Каспии.

В связи с изношенностью механизмов в 1921 году "Миногу" сдали на хранение в Астраханский порт, а в конце 1925 года она была разобрана на металлолом. После Гражданской войны А. Н. Гарсоев служил Научно-техническом комитете Морских сил и возглавлял секцию подводного плавания.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

    * Нарусбаев А.А. Катастрофы в морских глубинах. Ленинград. 1989 г.
    * Калинин В. "Минога" - первая в мире дизель-электрическая подводная лодка. "Морской сборник" № 11 1989 г.
    * Компания "Медиахауз". Электронный справочник "Подводные лодки". 2006 г.
    * Масорин В.В. Подводные силы России: основные этапы развития и особенности боевого применения. Военно-исторический журнал № 7 2006 г.

 
 

Немає коментарів: