Главком подбил российский танк Т-90
Министерство обороны РФ вслед за французскими вертолетоносцами мечтает купить немецкую «броню»
Похоже, главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал Александр Постников насмерть поссорил Министерство обороны РФ с Рособоронэкпортом.Постников весьма пренебрежительно отозвался о боевых качествах основного российского боевого танка Т-90 «Владимир», который, по его словам, «на самом деле является 17-й модификацией советского Т-72», выпускавшегося с 1973 года. Но именно Т-90 продавцы нашего оружия очень надеялись «впарить» Индии, которая ищет замену купленным еще у Советского Союза 1200 старым танкам Т-72М1.
На победу в индийском тендере, общая стоимость которого исчисляется сотнями миллионов долларов, претендуют многие. Даже американская военно-промышленная корпорация Raytheon, которая обещает модернизировать старые бронированные машины до вполне современного уровня, оснастив их приборами ночного видения, а также увеличив огневую мощь. Тем не менее, до сих пор шансы России на получение контракта были довольно высоки. Прежде всего, потому, что Дели десятки лет исправно покупает наше оружие и поэтому весьма зависит от российского оборонно-промышленного комплекса.
Среди прочего, до недавнего времени индусы охотно покупали и российские танки. К 2020 году министерство обороны этой страны планировало сформировать 35 танковых полков, на вооружении которых стояли бы российские Т-90. Первые 310 танков Т-90 Индия заказала в России в 2001 году. 186 танков из указанной партии были собраны на машиностроительном заводе вблизи города Мадрас. В 2006 году Индия докупила в России еще 330 танков.
Первые сомнения в достоинствах Т-90 в Дели были публично высказаны 28 июля 2005 года. В тот день министр обороны Пранаб Мукэрджи сообщил парламенту, что даже танк индийского производства Arjun по своим характеристикам превосходит российскую машину. И, следовательно, впредь лучше его и покупать. Москва яростно возразила. В итоге сложной военно-политической борьбы «Рособоронэкпорту» удалось все же в 2007 году продавить еще один контракт на покупку индусами очередной крупной партии Т-90. На сей раз из тысячи машин, которые должны собираться в Индии по лицензии.
Понятно, что за здорово живешь «Рособоронэкспорт» свой самый доходный на сегодняшний день рынок отдавать не собирался. Но теперь, после заявления Постникова, наши шансы на новые поставки бронетехники в эту страну, видимо, сравнялись с нулем. Если уж главнокомандующий Сухопутными войсками России на весь свет признает, что наш основной боевой танк на самом деле гроша ломанного не стоит, то кто же станет его покупать?
Главком Сухопутных войск слишком значительная фигура, чтобы не понимать, к чему приведет такая его бесплатная антиреклама российского оружия. Тогда зачем он так не вовремя вылез со своим заявлением?
Все, думается, объясняет продолжение выступления Постникова. По словам генерала, «те образцы оружия, которые производит российская промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая». Мало того. Оборонная промышленность сделала свою столь негодную продукцию еще и страшно дорогой. Скажем, тот же не особенно нужный даже индусам танк Т-90 Министерство обороны РФ у «Уралвагонзавода» вынуждено сегодня приобретать по 118 миллионов рублей за штуку. «Нам проще за те же деньги купить три «Леопарда», - сообщил Постников, подразумевая, видимо, германский основной боевой танк «Leopard-2» в версии 2A6. Вот тут, думается, и зарыта собака.
Строго говоря, генерал Постников не слишком точен. На деньги, которые российские оборонщики просят за Т-90, три германских танка не купить. Не купить даже одного, потому что «Leopard-2» на мировом рынке стоит около 6 миллионов долларов (чуть более 170 миллионов рублей). Но главкому Сухопутных войск не обязательно быть докой в такой арифметике. Ему важнее обосновать другое: хроническая немощь отечественной оборонки поставила в повестку дня еще и покупку за границей современных танков. Вслед за французскими вертолетоносцами «Mistral», израильскими беспилотниками, итальянскими бронемашинами Iveco Lynx и германской легкой броней германской компании Rheinmetall Chempro.
Каковыми могут быть последствия неожиданного заявления генерала Постникова? Это обозреватель «Свободной прессы» обсудил с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храпмчихиным.
«СП»: - Александр Анатольевич, вы согласны с тем, что главком Сухопутных войск России нанес сокрушительный удар по перспективам продвижения нашей бронетехники на внешние рынки?
- Теоретически – да. Хотя я не исключаю, что несмотря ни на что для кого-то российский Т-90 окажется все же более подходящим, чем германская машина. Допустим, по климатическим соображениям.
«СП»: - Но согласитесь, что экспорт оружия все же очень деликатная область. Неповоротливые движения здесь столь же губительны, как в посудной лавке. Когда счет идет на миллиарды, любое слово ответственных чиновников отслеживаются конкурентами и ими же мгновенно используется. Если реклама оружия дорого стоит, то, не исключено, дорого стоит и антиреклама.
- В отношении мотивов Постникова я ничего сказать не могу. Но то, что в сфере торговли оружием многое решают коррупционные мотивы – это несомненно. К примеру, покупка Россией «Мистралей» - очень сомнительная сделка. Потому что нашему флоту они абсолютно не нужны.
«СП»: - Со слов главкома Сухопутных войск получается, что теперь в Министерстве обороны РФ потихоньку зреет решение покупать еще и «Leopard-2». Теперь – у Германии?
- Не исключено. Как не исключено, что и такое решение может быть лоббировано Западом. У европейского ОПК ведь настали просто черные дни. Их армии, образно говоря, закрываются. То есть сокращаются настолько, что не в состоянии самостоятельно вести боевые действия ни в одном серьезном вооруженном конфликте. Танки вообще никто в Европе не покупает. Великобритания свое производство свернуло. Американцы лет двадцать не делают «Абрамсы» и распродают то, что осталось.
«СП»: - Почему?
- Потому что Советского Союза больше нет и большой войны Европа вести не собирается. В результате их оборонщики остаются без заказов от собственных военных. Между тем, они тоже хотят жить. Россия для европейского ОПК – очень важный и емкий рынок. Ну, еще Азия. Больше в мире танки продавать некому. Но я бы вот какой вопрос Постникову задал: хорошо, пусть наш Т-90 действительно не особенно хорош. Почему тогда буквально год назад закрыли программу создания нового танка Т-95? По нему мало информации. Но, по крайней мере, один экземпляр был готов. Его даже демонстрировали с закрытой маскировочной сеткой башней. Может быть, стоило деньги тратить на доведение до ума Т-95, а не покупать танки у немцев? Ведь, в конце концов, и Т-90, и «Leopard-2» - это машины одного порядка. Оба выполнены в традиционной концепции, совершенствование которой дошло до конструкторского предела.
«СП»: - А Т-95 – это нечто принципиально другое?
- Так сообщалось. Кстати, есть сведения, что Китай взялся за создание машины на абсолютно новых принципах. Без башни, то ли с двумя членами экипажа, то ли вообще с беспилотником. Если сделают – и наши, и германские танкостроители останутся далеко позади.
«СП»: - Давайте попробуем прикинуть, какие еще виды вооружений могут навязать России?
- Трудно сказать. Возможно, скоро в Министерстве обороны захотят купить и германскую боевую машину пехоты Puma. Тем более, что она действительно считается лучшей в мире. А бундесвер, по причинам, о которых я говорил ранее, снизил уровень заказа на Puma с 400 до 200 единиц. Теперь в Берлине думают, куда бы девать оставшиеся.
«СП»: - А куда будем девать свои БМП-3, которые включены в гособоронзаказ до 2020 года?
- На самом деле, БМП-3 только считается современной. Это плохая машина и ее потихоньку снимают с вооружения.
«СП»: - И одновременно собираются производить еще десять лет?
- В нашей стране все возможно.
«СП»: - Но ведь мы в свое время сумели продать БМП-3 даже Объединенным Арабским Эмиратам.
- Эмиратам продавать нетрудно. Арабы вообще не соображают, что покупают.
Немає коментарів:
Дописати коментар