вівторок, березня 15, 2011

К предстоящему Дню Подводника.Подводники вспоминают..

  М-351 ТЕРПИТ БЕДСТВИЕ
    22 августа 1957 года подводная лодка М-351 под командованием капитана 3 ранга Ростислава Белозорова отрабатывала на полигоне рядом с Балаклавой задачу № 2 - срочное погружение. В одно из погружений - по версии Р. Белозорова - из-за неисправности сигнализации закрытия забортных отверстий случилось ЧП. При уходе подводной лодки под воду, через не полностью закрытую верхнюю захлопку шахты подачи воздуха к дизелям, подводная лодка приняла в 6-й отсек значительное количество забортное воды.
    В ходе борьбы за живучесть подводникам удалось перекрыть нижние запоры воздухопровода и дальнейшее поступление воды в прочный корпус прекратилось. Однако подводная лодка потяжелела и начала проваливаться на глубину с большим дифферентом на корму. Экстренное продувание цистерн главного балласта не помогло - опять же из-за большого дифферента на корму. 
    На глубине 83 метра М-351 воткнулась кормой в илистый грунт и замерла в нем вертикально, почти как свеча. Дифферент на корму достиг 62 градусов. Внутри лодки переборки стали палубами и передвигаться в отсеках стало довольно сложно, 6-й отсек оказался затопленным на две трети своего объема. Залившаяся вода через поперечную переборку начала проникать в нижний, 7-й отсек. Из-за замыкания в электрощите в 7-м отсеке возник пожар. Электромеханики обесточили 7-й отсек и сбили огонь. Затем по команде, людей из 6-го и 7-го отсеков через пятый отсек вывели в носовую часть лодки. 
    Офицеры, планируя борьбу за живучесть, подсчитали - средств для дыхания экипажу хватит на 70 часов, пищи - на двое суток. Если за это время помощь не придет, то...
    Для экипажа сложилась смертельно-опасная ситуация. В кормовые отсеки попало около 40 тонн воды. Откачать ее трюмной помпой не удалось - из-за большой высоты всасывания помпа воду не забирала. Самостоятельно всплыть подводная лодка не могла - слишком малыми были продуваемые объемы цистерн главного балласта. Воздух высокого давления был вытравлен через шпигаты и открытые цистерны ЦГБ еще при погружении. Оставалось полагаться только на помощь извне.
    Подводники попытались выпустить на поверхность аварийный буй. Сначала буй заклинило, но потом он всплыл на поверхность и начал подавать сигналы бедствия. К сожалению, подтверждение о всплытии буя подводники не получили, оставаясь на глубине в неведении.
      Вспоминает капитан 1 ранга в отставке Ростислав Белозоров:
- Мы вышли из Балаклавы для отработки задач глубоководного погружения. Полигон был совсем рядом. Пришли к нему через два часа. Погода стояла изумительная - ласково светило солнце, на море стоял полнейший штиль. С нашего места ухода на глубину хорошо был виден вход в Балаклавскую бухту, романтично "читались" глазом возвышающиеся на горе генуэзские башни. 
- Дали в базу сигнал "Погружаюсь до 17 часов" и начали отрабатывать задачу. Три раза погружалась и три раза всплывали. Вроде бы все было в норме.
После обеда, думаю, - четвертое в этот день погружение провести способом традиционным для дизельных подводных лодок, - то есть с остановкой работающего "по надводному" дизеля и переходом на движение в подводном положении на электродвижение. Погружение решаю произвести внезапно, но все-таки предупреждаю командира БЧ-5 инженер капитан-лейтенанта Виктора Мигачева и находящегося в одном из кормовых отсеков помощника флагманского механика инженер капитан-лейтенанта Романа Лазаренко. 
Время 14 часов 05 минут.
Отдаю команду "Стоп дизель! Срочное погружение!". Быстро спускаюсь в рубку, закрывая за собой люк. Лодка пошла вниз. Я стою у поднимающегося перископа, приказываю погрузиться на глубину семь метров с дифферентом два градуса на нос.
И вдруг чувствую, что-то не так, лодка начинает проваливаться вниз. "Всплывать! Мотор самый полный вперед!" - командую я. Однако не тут-то было. Лодка команд "почему-то" не слушается. За считанные секунды моя "малютка" получает большой дифферент на корму и продолжает опасно скользить вниз. Маломощный электромотор не может компенсировать взявшуюся откуда-то отрицательную плавучесть. Принимаю решение продувать весь главный балласт аварийным продуванием и одновременно слышу по трансляции истошный крик Лазаренко из 5-го отсека: "Продувайте балласт!". 
Кричу, что есть силы: "Продувать балласт аварийным продуванием!!!". Команда пока не доходит до исполнения. Дифферент на корму уже градусов 30! Глубина стремительно растет. Наконец-то слышу грохочущий шум сжатого воздуха, врывающегося в цистерны при продувании балласта. Это наша последняя надежда остановить неуправляемое погружение. Однако надежды не оправдываются. Дифферент продолжает увеличиваться. По трансляции улавливаю возгласы и выкрики, из которых понимаю, что в кормовые отсеки поступает забортная вода и экипаж ведет с ней отчаянную борьбу.
Вновь командую "Аварийная тревога! В корме - доложите обстановку!" Однако понимаю, что им не до докладов. Дифферент все больше, он уже перевалил за пределы дифферентометра. На палубе нельзя стоять - она стала почти вертикально. Вспоминаю, что глубина в полигоне около 100 метров. В голове проносится мысль - да это конец!
Вдруг получаю четкий доклад из 4-го отсека: "При срочном погружении не закрылась наружная захлопка шахты подачи воздуха к дизелям. Закрываем вручную!" И секундой |позже старшина команды мотористов Кучеров из 5-го отсека дополняет - "Захлопка не закрывается! Наверное, повреждена!" Преодолевая шум и грохот, кричу: "Мигачев, почему начали погружение при незакрытой верхней захлопке?"
"Товарищ командир! По сигнализации - она закрыта", - кричит в ответ Мигачев. Смотрю на пульт сигнализации - действительно он показывает, что захлопка закрыта.
В это время лодка вошла кормой в грунт и в таком, почти вертикальном положении, замерла. Потом мы измерили с помощью отвеса и штурманского транспортира дифферент и не поверили глазам - 62 градуса... То есть лодка стояла на грунте практически "на попа" носом вверх.
Поступили очень тревожные доклады из 7-го отсека. Вода, влившаяся внутрь прочного корпуса через шахту подачи воздуха к дизелям в шестой отсек, почти мгновенно его заполнила. Находящийся там матрос успел выскочить в 5-й отсек, задраив за собой переборочную дверь. Из-за частичного разрушения поперечной переборки между 6-м и 7-м отсеком вода под давлением начала быстро заполнять 7-й отсек, где находились четыре человека во главе со старшиной команды электриков старшиной 2 статьи Коданевым. Они боролись с поступающей водой всеми доступными средствами.
Вскоре захлопка шахты подачи воздуха к дизелям была закрыта вручную Максимюком, Глушковым и Лазаренко. Вода в лодку перестала поступать, но положение сложилось тяжелое - шестой отсек затоплен весь, в 7-й отсек вода фильтруется из шестого. К тому же в 7-м отсеке электрощит залило водой, начался пожар. А когда через считанные мгновения щит оказался полностью под водой - он начал работать как кипятильник - вода вокруг него закипела...

(продолжение следует) 

Немає коментарів: