неділю, березня 27, 2011

Давайте Помнить и Никогда не забывать. Трагедия у мыса Поворотного.


   Как и положено в таких случаях, сразу, как только во 2-м отсеке задраили переборку изнутри, со стороны 3-го отсека в клинкет переборки вставили болт, наглухо блокировав 2-й. Потом из 2-го постучали чем-то тяжелым. Из 3-го ответили также стуком, мол, слышим вас. Но во 2-м внезапно все стихло. Навсегда..
. Случилось это минуты через 1,5-2 после аварии. А еще секунд через 20 в 3-м отсеке почувствовали запах хлора, который просачивался по вентиляционной трубе из умолкшего отсека. Вода там залила аккумуляторные батареи, произошёл ее гидролиз, вследствие чего началось активное выделение угарного хлорного газа. И, очевидно, люди во 2-м отсеке вначале отравились хлором, а уже после этого отсек окончательно затопило забортной водой. Одновременно со 2-м беда вломилась и в 1-й отсек, где расположились на ночлег 20 человек: форштевнем научно-поискового судна Адмирал Берг здесь была образована пробоина примерно 1 м х 90 см, в которую стала поступать вода.
 ...Мощный удар в правый борт сотряс корпус субмарины К-56, где по отсекам мирно дремали подводники. Лодка дала крен на левый борт. В пробоину во 2-м отсеке хлынула забортная вода. Из него тотчас выскочили отдыхавшие там оба командира - Хоменко и Четырбок и еще несколько человек и помчались в центральный пост, а спустя мгновение прозвучала резкая команда: “Задраить переборку!” Приказ исходил от командира электромеханической боевой части-5 капитана 2-го ранга Пшеничного. Так ценою собственной жизни механик и 26 находившихся вместе с ним ребят, изолировав себя во 2-м аварийном отсеке, давали возможность спастись остальным и сохранить на плаву подводную лодку. Они свой долг выполнили. До конца...

      Первым к аварийной лодке подошел торпедолов с начальником электромеханической службы соединения капитаном 1 ранга Бойко, который сразу же возглавил дальнейшую БЗЖ лодки. Запустили дизеля, начали вывод главной энергетической установки, приняли питание от спасателей, вывели личной состав из первого отсека и сняли съемный лист погрузки АБ во втором. Оттуда сразу же пахнуло смертельным запахом хлора. "Идашкой" для спасения попытался воспользоваться только корабельный врач, но и он не успел. Живых во втором не было. Снарядили двух нештатных водолазов - офицера-КИП-овца и мичмана-трюмного. Через некоторое время водолазы выскочили из второго отсека, как ошпаренные: "Они там живые, шевелятся!!!" В подводной невесомости погибшие моряки свободно парили в вертикальном положении и казались живыми. Стоило к ним слегка прикоснуться или даже приблизиться, как они начинали двигаться, шевеля руками... их лица и позы были ужасными. Экипажные водолазы не были психологически подготовлены к такой встрече, пришлось для извлечения тел погибших вызывать боевых пловцов ПДСС, которые еще и не то видали. И - немножко о собственно виновнике-то аварии, о БМРТ "Академик Берг".
1223422790_3 (700x350, 32 Kb)
      Он шел на ВЫХОД по ВХОДНОЙ линии фарватера безо всяких мер предосторожности и безопасности. И ему, по сути дела, ничего не было, хотя основная вина за столкновение на нем! А на самом деле БМРТ "Академик Берг" был разведывательным кораблем (БРЗК проекта 394б), замыкавшимся в своем подчинении на ГРУ и Генштаб. Ледокольного типа, водоизмещение - 4300 тонн (у ПЛА в надводном положении - 4500 тонн), мореходность неограниченная, автономность 100 суток, дальность плавания 13000 миль (это из "Справочника ВМФ СССР 1945-1991 гг." Кузина и Никольского). ГРУ и Генштаб в то время имели и вес, и силу, а потому своих в обиду не давали. Тем более, что удар пришелся лодке в правый борт...
      Еще совсем недавно  в морпорту Петропавловска-Камчатского наблюдался этот недобрый старый знакомый - в рыболовном предприятии "Акрос", но, видать, время берет свое, и он тоже пошел "на иголки" корейцам или китайцам...


 334 (700x560, 90 Kb)

Немає коментарів: