четвер, квітня 14, 2011

О столкновении апл К-19 15 ноября 1969года.

«РАПОРТ
Доношу обстоятельства столкновения подводной лодки «К-19» с неизвест¬ным подводным предметом в 07ч.13 м 15 ноября 1969 года.
В 04ч.00м. 15 ноября с. г. подводная лодка находилась в полигоне на глубине 40 метров. Курс 90 градусов, скорость 4 узла. На вахту заступила вторая бое¬вая смена. В центральном посту находились: командир подлодки капитан 2ранга В.А. Шабанов, вахтенный офицер помощник командира капитан 3 ранга Н.В. Беликов, дублер вахтенного офицера командир группы управления БЧ-2 лейтенант П.Н. Марцын, вахтенный механик командир 3-го дивизиона инже¬нер-капитан 3 ранга А.Н. Курков и вахтенный штурман командир БЧ-1 капи¬тан-лейтенант К.П. Костин. В 04 ч. 05 м. я отпустил отдыхать командира подводной лодки.

В 04ч.42м. по расписанию должен был состояться сеанс связи. Разобрав¬шись с вахтенным офицером, как он думает выполнять маневр всплытия (ка¬питан 3 ранга Н.В. Беликов допущен к самостоятельному управлению подвод¬ной лодкой проекта 658М), я приказал ему всплывать на перископную глубину Действуя по моим указаниям и под моим контролем, вахтенный офицер выпол¬нил следующие действия: в 04ч.25 м. центральному посту была объявлена го¬товность №1. Беликовым и мною были проверены боевые посты акустиков, ра¬диометристов и БЧ-1. Весь личный состав на постах находился в готовности №1. Кроме этого, в центральный пост мною был вызван второй штурман ка¬питан-лейтенант В. Федотов.
После прослушивания горизонта на курсе 90 градусов ПЛ легла на курс 160 градусов для прослушивания кормовых курсовых углов. Акустики доложили, что горизонт чист. Затем был вновь прослушан горизонт в ШП на курсе 90 градусов и в 04ч.40м. горизонт был обследован в режиме «Эхо» на курсовых 60 градусов — 0 градусов — 60 градусов. Давая посылки прямо по носу на ст. «Плутоний» и, включив ходовые огни, в 04ч.41м. подводная лодка всплыла на перископную глубину. Во время всплытия в боевой рубке находились вместе со мной вахтенный офицер и дублер вахтенного офицера. Наблюдение на командир¬ском перископе вел вахтенный офицер, я находился у зенитного перископа.
Сразу после всплытия мной были обнаружены огни сейнера слева 120 граду¬сов, идущего контркурсом. Ясно был виден красный отличительный огонь. Кроме того, прямо по корме я также обнаружил два белых огня. Видимость была полная, облачность 2-3 балла, волна - 3 балла. Акустики этих целей не слышали. По моему приказанию была открыта радиолокационная вахта. Дистанция до целей составляла 45 и 60 кабельтов соответственно. Цели уходили за корму.
Поддифферентовали ПЛ для меньшей бортовой качки и удержания ее на глубине 10 метров. Затем был поднят «Сегмент» и штурман начал производ¬ство замеров. Все время нахождения на перископной глубине мною постоянно осуществлялся контроль за надводной обстановкой с помощью перископа и РЛС. В носовых секторах РЛС целей не обнаружила. Ранее обнаруженные цели ухо¬дили все дальше за корму.
В 05ч.58м. штурмана закончили замеры, и я дал приказание вахтенному офицеру погружаться на глубину 40 метров. Вахтенный офицер в целом ма¬невр погружения выполнил правильно, но за плавучестью ПЛ контроль не осу¬ществлял, передоверявшись вахтенному механику. Так как главный осушитель¬ный насос на откачку из уравнительной вахтенным механиком был пущен поздно (с погружением), то подлодка на ходу в 4 узла начала быстро погружаться. Стоявший на горизонтальных рулях матрос Латышев действовал при этом неуверенно и поэтому вахтенный механик вызвал боцмана Красникова для ока¬зания помощи матросу Латышеву.
Видя, что подводная лодка быстро погружается, я вмешался в действия вахтенного офицера и вахтенного механика. Приказал дать пузырь в среднюю группу. ПЛ задержалась на глубине 60 метров. Пузырь был снят в 06ч09 м, «К-19» находилась на глубине 40 метров. Была произведена поддифферентовка и до 07ч10м лодка оставалась на глубине 40 метров. Курс 90 градусов, ско¬рость 5 узлов.
Разобрав с вахтенным офицером его ошибки, я приказал далее действовать по распорядку дня и в соответствии с суточным планом. На корабле был сыг¬ран подъем личного состава и затем объявлен завтрак.
В 07 ч 00 м вместе со мной в центральном посту находились: вахтенный офи¬цер капитан 3 ранга И. В. Беликов, вахтенный механик инженер-капитан 3 ранга А.Н. Курков и штурмана капитан-лейтенанты В. Федотов и К.П Костин.
Был получен доклад от акустиков, что горизонт чист. Считая, что горизонтальщик матрос Латышев отработан слабо, я решил посмотреть, как он будет осуществлять погружение в спокойной обстановке и приказал ему по¬гружаться на глубину 60 метров. Матрос Латышев погружение произвел пра¬вильно и в 07ч10м ПЛ была на глубине 60 метров. Курс 90 градусов, скорость 5 узлов, дифферент 0,5 градуса на нос. Глубина места 206 метров. Горизонт по докладу акустиков в этот момент был чист. Из отсеков последовали доклады об их осмотре и отсутствии замечаний.
Примерно в 07ч12м, решив уточнить суточный план, я взял журнал и в это время в носовой части ПЛ раздалось два последовательных, почти слитных, сильных удара. Корабль вздрогнул, было ощутимо сильное сотрясение корпуса и буквально вибрация его носовой части. Получив дифферент около 3-х градусов на нос, «К-19» начала погружаться.
Не вдаваясь более в подробности случившегося, я дал команду немедленно всплывать в надводное положение и продуть среднюю группу главного балласта. Несмотря на продувание средней, лодка продолжала медленно погружаться с дифферентом 4 градуса на нос. Глубина была 65 метров. Дал приказание продуть аварийно весь главный балласт. Из-за неодновременного продувания концевых ци¬стерн главного балласта начал быстро расти дифферент на корму. Все это вре¬мя я следил только за плавучестью лодки и за положениями горизонтальных ру¬лей, которыми управлял матрос Латышев. С появлением дифферента на корму который начал быстро расти, я приказал вахтенному офицеру, чтобы он увели¬чил ход до 8-миузлов. Дифферент, по моим наблюдениям, достиг 23-х градусов на корму, лодка быстро всплывала. Для уменьшения дифферента вахтенный меха¬ник открыл клапана вентиляции главного балласта носовой группы.
В 07ч15м ПЛ всплыла в крейсерское положение с креном 5 градусов на левый борт. На корабле в этот же момент мною была объявлена боевая трево¬га и дано приказание осмотреться в отсеках и включить ходовые огни. Первый доклад был, что замечаний нет, после чего я прошел в боевую рубку, где уже находился у перископа командир лодки капитан 2 ранга Шабанов. Я также осмотрел горизонт в зенитный перископ. Визуально горизонт был чист. Види¬мость полная. Море 3 балла. Облачность 5-6 баллов.
В 07ч20м горизонт также был осмотрен РЛС, целей не обнаружено. Аку¬стики доложили, что горизонт чист. После выравнивания крена, образовавше¬гося из-за неравномерности продувания главного балласта, мною было разре¬шено отдраить верхний рубочный люк.
В 07ч50м был включен прожектор для осмотра поверхности моря и нача¬то дополнительное продувание балласта низким давлением.
В 08ч08м дали средний ход обеими моторами и подводная лодка начала циркуляцию в районе столкновения. Всего было сделано около трех циркуляции, ничего существенного не обнаружено.
В 08ч18м передали радиограмму на командный пункт флота о столкнове¬нии на глубине 60 метров с неизвестным предметом в Ш - 69 град. 32 мин. Север., Д - 36 град. 05 мин. Вост., и об обнаружении течи через переднюю крышку торпедного аппарата. До этого времени радио на КП флота не посы¬лал, так как пытался выяснить, с кем же все-таки я столкнулся.
В 08ч50м приказал ложиться на курс в базу. В 15ч20м лодка ошвартова¬лась в бухте Ягельная.
Дополнительно к рапорту доношу, что личный состав второго экипажа «К-40» действовал четко, решительно, без паники, немедленно выполняя каж¬дое мое приказание.
Заместитель командира 18 дивизии ПЛ ПЛ КСФ капитан 1 ранга Лебедько»
(Продолжение следует)

Немає коментарів: