вівторок, квітня 26, 2011

Из письма старшины Бориса Ратманского о его службе в Гремихе в 60-х годах прошлого столетия.


Мне посчастливилось быть призванным в июне 1963 года и демобилизованным  в конце октября 1967 года. Таким образом, я прослужил 4 года и 5 месяцев в Островном, за исключением Североморска, командировок в Северодвинск, нескольких краткосрочных выходов в море, 10-ти суточного coпровождения больного в Л-д  и одного 3-х месячного отпуска. Не было ни одной АПЛ, пришвартованной у 8 причала, которой я бы по долгу службы не посетил. ПМ-130 всегда стояла справа у стационарных причалов. Массивный, высокий ПМ невоможно было бы пришвартовать к понтонному причалy.В начале июля 1963 года небольшая группа призывников, включая меня, была представлена командиру базы – контрадмиралу (не капразу) Певневу.Строго говоря, Островное и Гремиха это разные административные единицы находящиеся друг от друга на приличном расстоянии, к тому же рельеф местности и погода вряд ли способствовали пешим переходам...Будучи закомплексованным, безграмотным идиотом, Колпаков был жесток, но это следует рассматривать как издержки системы. К тому же он был контужен во время войны...Я не питал к нему симпатий и воспринимал просто как очередную сволочь в моей жизни, держась от него подальше.Часто заступая дежурным по камбузу, я почти наизусть знал все продукты, даже когда нужно было накормить более 600 человек. Всем полагалось принимать витамин “С”, упакованный в .5 литровые железные банки, но никаких конфет или других порошков не было и в помине. Никаких иных, влияющих на здоровье ингридиентов и веществ, кроме радиоативных, также категорически не было.  Насколько я помню, женщины начали появляться на базе примерно в 1965-66 гг. Никаких случаев изнасилований не было, поскольку их привлекательность и чистоплотность возбуждала лишь ограниченную категорию служивых. Были случаи контактов матросов с офицерскими женами, но по обоюдному согласию. Помню двух милейших парней влюблённых друг в друга, но это никого не волновало. В целом моральный климат в период моей службы был положительным.Все работающие с реакторами и изотопами, разумеется, находились в опасных для здоровья условиях, но действовали согласно инструкциям не подвергая себя ненужному риску. Конечно к сожалению, бывали смертные случаи, но по большей части бытового характера, не имевшие ничего общего с героическими историями заводского парнишки.


Немає коментарів: