середу, квітня 13, 2011

Из воспоминаний бывшего Командующего ТОФ адмирала Амелько Н. Н.

ХОДИЛИ МЫ ПОХОДАМИ...
«В один из приездов в Приморье Алексей Николаевич Косыгин решил ознакомиться с городом Находка, куда я его и доставил на большом противолодочном корабле. В городе Находка, заслушав доклад Председателя Горисполкома, он посетил торговый порт, судоремонтный завод и консервно-баночную фабрику. По дороге я предложил Алексею Николаевичу заехать на базу атомных подводных лодок-это по пути. Осмотрел базу, ее строительство только что было закончено, остался доволен тем, что всё в комплексе: причалы, казармы, хранилища ракет, санпропускник, лаборатория.
Я предложил посетить одну из подводных лодок, накануне вернувшуюся из боевого похода. Он согласился. В санпропускнике надел синее рабочее платье, прошел дозконтроль, и мы вошли на лодку, которую он облазил полностью. У личного состава интересовался службой, бытом, питанием. В каждом отсеке интересовался предназначением механизмов, надежностью работы. Посещением лодки он остался очень доволен.»

Вот о походе этой АПЛ я хотел бы поделиться с вами своими впечатлениями.

Начиная с мая 1964 г. советские атомные подводные лодки вместо автономных походов начали нести боевую службу в удаленных районах Мирового океана. У американцев это называлось боевым патрулированием.

Закончив обучение в Палдиски, наш экипаж прибыл в б. Павловского для подготовки к приему ПЛАРК К-23 от примышленности. Новостроящейся ПЛАРК К-23 проекта 675 находилась на стапелях судостоительного завода в г. Комсомольске- на -Амуре.

Узнав, что одна из АПЛ собирается на БС, я обратился к Ф-1 с просьбой- принять участие в этом походе, т. к. всегда считал, что штурман все свободное время должен быть в море. Это- единственная морская профессия в ВМФ. Неплавающий штурман, что неоперирующий хирург. Получив разрешение, я передал дела младшему штурману и вместе со своим командиром и механиком убыл на уходящую пл.

В декабре 1966 г. ПЛАРК К-48 проекта 675 26 дипл под командованием капитана 1 ранга Катышева А. П.(впоследствии контр-адмирал Герой Советского Союза) получила боевое распоряжение и вышла из б. Павловского залива Стрелок для несения боевой службы. в Филиппинское море.

Командиром БЧ-1 на апл был капитан 3 ранга Асташин Е. В., командиром ЭНГ старший лейтенант Шахворостов В. И. По обоюдной договоренности я взял на себя несение штурманской вахты с 20.00 до 8.00 , т. е. всю ночь, с тем, чтобы днем штурманы могли заниматься своими повседневными делами. Маршрут похода проходил через Японское, Восточно-Китайское и Филиппинское моря, через Корейский пролив и пролив Токара. Каждый из них имел свои особенности.

К вечеру подошли к Корейскому проливу и всплыли. Форсировать его решили Восточным проходом. Впереди по курсу увидели, что все море было в огнях от японских и корейских рыболовных судов, а рыбацкие сети преграждали нам путь. Двигаться приходилось с большой осторожностью по двум причинам: во-первых, можно было намотать на винты рыбацкие сети и потерять ход, а во- вторых, мы не включали ходовые огни, шли как призрак, в слепую.

В связи с обнаружением нескольких десятков работающих корабельных РЛС, выбрали режим работать РЛС -«однообзор» с периодичностью 15 минут. После прохода и погружения до подхода к проливу Такара, соединяющему Вочточно-Китайское и Филиппинские моря, все было нормально. Проход проливом Токара затруднен большой скоростью встречного приливо-отливного течения (из Филиппинского моря) до 8-10 узлов. Это было очень серезной проблемой при форсировании пролива не только для дизельных пл, но и для атомоходов. Но все прошло благополучно.

Обратил внимание на маяк Токара, который находится на о. Яку. Он находится на скале высотою несколько сот метров и имеет оптическую дальность около 80 миль. По-моему маяков с такой большой дальностью во всем мире нет.

Утром, после определения места и приема РДО, пл внезапно обнаружила работу в активном режиме ГАС(сонар), а затем сразу работу около десятка станций. Оценив обстановку, командир принял решение продолжать движение в район БС, уйдя для скрытности под слой скачка на глубину 180-200 метров. Работу множества сонаров мы наблюдали несколько часов.

Подвсплыв на перископную глубину, обнаружили АПУГ в составе: АВП «Эссекс» и с ним до тридцати кораблей охранения. Вся эта группировка следовала из района, откуда они вела боевые действия против ДРВ, в базу на Окинаве на празднование Рождества. Поэтому мы для них, как показали при анализе результаты разведки, были неплановыми и неинтересными. Нахождение в центре АПУГа дало возможность наглядно почувствовать, что значит попасть в такую ситуацию в военное время.

До района боевой службы была еще неделя хода. Через 5 суток при подходе к району во время сеанса связи мы получили РДО- развернуться в новый район, расположенный за 1500 миль от нашего местонахождения и быть готовыми по наведению с ОКП ТОФ перехватить идущие из «штатов» в Японию новейшие американские корабли: атомные ударный авианосец «Энтерпрайз» и фрегат УРО «Бенбридж». Просчитав ситуацию, приняли решение идти самым полным ходом и в течение трех суток занять новый район.

Начались большие гонки, когда все механизмы в течении 80 часов работали при максимальной нагрузке . Всё были напряжены до предела. Операция была под личным контролем ГК ВМФ и Министра Обороны. Мы с честью ее выполнили. Хотя последние сутки проходили в очень напряженном режиме: 50 минут полного хода, всплытие на перископную глубину , прием очередного РДО с координатами целей, переразвертывание и снова «гонка».

Надо учитывать особенности подводного плавания в Филиппинском море и проходе между Марианскими островами и островами Кадзан при выходе в Тихий Океан. Во-первых , это малоизученый в гидрографическом отношении район с частыми вулканическими явлениями с возникновением и исчезнавением целых островов. Была возможность касания поднимающегося грунта при движении даже на глубине 180 метров, когда глубина по карте несколько тысяч метров, как это было с ПЛАРК К-57 в этом же районе годом раньше. Во-вторых , наличие сильных неизученых, а значит неизвестных , подводных послойных течений, когда в зависимости от глубины погружения скорость и направление течения могут меняться на противоположные, затрудняло вести счисление.

Время для обсерваций при всплытии под перископ на сеанс связи выделялось 5-7 минут, что в условиях сильной облачности, крайне недостаточно. Каких -либо приборов для определения величины и направления течений у нас не было, а материалам лоции верить , как показал опыт, нельзя, Поэтому возникающие, каждые 12 часов при всплытии для обсервации невязки в местоположении достигали 20-30 миль. При таких ошибках наведение при встречном движении двух скоростных объектов без наличия на борту средств обнаружения с большой дальностью, практически невозможно.

До сих пор удивляюсь, как мы встретились с американскими кораблями. Это было в 17 часов местного времени. Только начинались вечерние сумерки. На очередном сеансе связи в перископ мы обнаружили «супостата». Он шел прямым курсом 270 гр. четко на Запад со скоростью 27 узлов, весь в огнях. Дистанция до него была 75-80 кбт. Он хорошо был виден в перископ. Старший помощник командира капитан 2 ранга Александров по силуэту внес корректуру, которую мы донесли на ОКП ТОФ, что с АВУА следует не просто фрегат, а именно фтомный фрегат УРО «Бендбридж». Мы провели две торпедные атаки «условно», а затем еще 2 ракетные. На бумаге потом все выглядело красиво. В жизни вероятность выхода и уничтожения была близка к 2%.

Закончив боевое маневрирование, получили приказ следовать в ранее назначенный район, занять его и приступить к несению боевой службы.
Возвращались мы 6 суток. Маневрирование в районе простое: 7 дней лежишь на одном галсе в сторону о. Гуам б. Апра, где базировалась 15 эскпл ВМС США ( 7 ПЛАРБ типа Медисон), 7 дней- на противоположном галсе. Настроение у всего экипажа было приподнятое после такой встречи с американцами. К тому же приближался Новый год, который все с нетерпением ждали. Правда ничего хорошего в свой первый день он нам не принес.

Я заступил на вахту в ночь под Новый 1967 год. В 00.00 командир ПЛАРК поздравил экипаж с Новым годом и ушел отдыхать. Вот тут и начали развертываться события одно за другим.

Сначала сгорел усилитель в одном из приборов навигационного комплекса «Сила-675», о котором у штурманов ходила шутка «Бог создал четыри зла: Силу , Лиру и ГА , а потом он обалдел и придумал ГВЛ». Разобравшись в принах частичного задымления отсека, провентилировалие его и немного успокоились. И тут снова почувствовали запах гари и опять произошло частичное задымление 4-го отсека ( на ПЛАРК проекта 675 ЦП находится в 4-ом отсеке), т. к. вышла из строя ГВЛ перископного секстана. Поэтому мы лишились возможности опредлять свое место астрономическим способом без всплытия в позиционное положение. На устранение неисправности ушло трое суток. За это время наша невязка в месте составила около 38 миль.

В 3 часа ночи командир пошел по отсекам проверять несение вахты л/с .
Вахтенный механик сел за горизонтальные рули для тренировки, хотя это не его дело. Как вдруг лодка перестала слушаться горизонтальных рулей и начала дифферентоваться на нос. Вахтенный механик и вахтенный офицер сначала подумали, что командир решил их проверить и дал соответствующую команду вахтенному 10 -го ( кормового) отсека. На самом деле произошла заклинка кормовых горизонтальных рулей «на погружение». Только тогда, когда дифферент достиг 12 гр на нос и мы погрузились со 100 на 160 метров, все поняли , что надо принимать меры. Была дана команда в 10 отсек и командир лично ключем сумел ввести в действие КГР.

Около 5 часов утра произошло еще одно ЧП. Старшина команды штурманских электриков решил отметить Новый год и выпил 0.5 литра спирта, который он «наэкономил» за время похода. В результате у него произошла остановка сердца. Медик был не менее пьян, но жизнь ему спас.

На этом неприятности не прекратились. Командир БЧ-5 дал распоряжение, что помывка в душе 8-го отсека для л/с БЧ-люкс (немеханических БЧ БЧ), только до 21.00 часа. Это его «инициатива» могла привести к большой беде. В 23 часа в душ пошел офицер БЧ-2. Как только он намылился, вахтенный электрик , выдернул предохранитель на распредщите, следуя указаниям командира БЧ-5. Т. к. водонагреватель находился под напряжением, то это привело к короткому замыканию и возгоранию щита, о чем сразу же поступил доклад в ЦП. от вахтенного трюмного 8 -го отсека, который после доклада, используя ВПЛ, потушил пожар. На всё ушло 10-12 секунд. Щит был залит пеной , а пожар ликвидирован. Несколько часов потом электрики чистили этот щит, и что они думали о механике можно только догадываться.

Но всему приходит конец. Наступил момент, когда мы закончили боевую службу в районе и легли на курс в базу. Но не тут то было. Через 6 часов Мы получили новое РДО. «Занять новый район ( размером 500×900 миль), расположенный за 1200 миль к северо-востоку, и начать поиск американских ПЛАРБ, в готовности с обнаружением вести длительное скрытное слежение.». На это нам выделялось 60 часов. Значит снова большие гонки.

Следует учесть, что ПЛАРК проекта 675 специалисты акустики- называли «Ревущая корова», из-за большой шумности работающих механизмов ( особенно «свист» редуктора ГТЗА. Американские ПЛАРБы имели шумность равную фону, поэтому обнаружить их нашими ГАС практически было невозможно. Об этом знали все, кроме тех, кто нами командовал. От приказа до выполнения подчас несоизмеримое расстояние. Но приказ есть приказ и его надо исполнять. Мы нанесли новый район на карту, расчитали маршрут и, врубив самый полный вперед, понеслись вперед.

Но вдруг в центральном появился интендант и доложил командиру, что продуктов у нас хватит только на время возвращения в базу, т. е. в обрез. Если нам продлят боевую службу на 15-20 суток, а это было реально, в РДО об этом было прямо сказано, то нам есть будет нечего.

Такой случай уже был на ПЛАРК К-57, когда в поход с ним пошел командир 26 дипл контр-адмирал Корбан В. Я. Причем, на борт он поднялся за 15 минут до отдачи швартовых. Интендант проворовался и решил в походе съэкономить и покрыть недостачу. Продуктов было на 45 суток. Срок несения БС им продлили на 15 суток. Л/с питался очень скудно. Утром одна сушка и стакан чая, в обед банка тушенки на 3-их, вечером одна сушка и чай. Все думали, что по возвращению интендант сядет, но его пожалели. У нас сложилось нечто подобное.

Через двое с половиной суток мы заняли новый район и расположили курс пл таким образом., чтобы первые 5 суток находиться как можно ближе к базе. На вторые сутки, вечером мы получили новое РДО «ПЛ прибыть в точку рандеву ( около нашей базы) к 18.00 28 января 1967 г. Экипажу быть готовым к встрече Главы Советского Правительства.».

Мы услышали в последних известиях по радио, что Председатель Совета Министров СССР А. Н.. Косыгин прибыл в Приморский край. Нам все стало ясно. А. Н. хочет посмотреть ПЛАРК, вернувшуюся из боевого похода. Все стали намекать командиру, что, мол, пора сверлить дырочку для Героя.

Опять полным ходом через три моря домой. За поход пл прошла полным ходом более 250 часов. Такого использования ГЭУ на апл первого поколения на БС никогда не было. Пришли во -время. С запасом 35 минут. Последние три дня на пл была большая приборка с подкраской. Все «вылизали» и навели порядок. 28 января пл ошвартовалась у пирса а, мы, трое прикомандированных, ушли к себе в казарму.

И действительно, 29 января на борт пл поднялся Глава Советского Правительства. осмотрел, поблагодарил. Но никого не наградили и не поощрили: ни Глава Советского Правительства, ни ГКВМФ , ни Ком Флотом и вообще никто. Хорошо, что хоть не наказали, за что надо было бы найти- нашли. Недаром на флоте ходит поговорка, высшая мера поощрения- снятие ранее наложенного взыскания.

Да . Только на берегу я увидел заместителя командира по политчасти, который первым сошел с корабля и направлялся в ПО с докладом. Оказывается он тоже с нами был на борту, но за все время похода я ни разу не видел его не только в ЦП, но и в кают-кампании. Видно «трудно» ему было. Как тут не вспомнить четырехстишие, посвященное замполиту, которое было опубликовано в журнале Коммунист Вооруженных Сил № 9-1964г.

«Я ушел отдыхать, он на вахте остался.
Море долго еще продолжало штормить.
Много раз я в походе с вахты сменялся,
Замполита же некому было сменить!»

Прошли годы. Великое противостояние закончилось, и только медаль «Ветерану холодной войны на море» напоминает о делах давно прошедших дней.

Островский А. И. Рига , 17 октября 2005 г.

Немає коментарів: