понеділок, квітня 18, 2011

Аварии с ядерными энергитическими установками(ЯЭУ)

На море
4 декабря 1965г. в 80км. к востоку от о. Окинава на авианосце ВМФ США, сорвался
с подъемника и затонул на глубине 4800м. бомбардировщик с атомной бомбой на борту.
Начиная с 1955г. когда вышла в море первая в мире (американская) АПЛ «Наутилус»
начался отсчет аварий с ЯЭУ подводных лодок надежность которых первое время оставля-
ла желать лучшего
http://rocketpolk44.narod.ru/yas/avaria.htm

. Еще в 1954г. на «Наутилусе» произошел разрыв второго контура,
что задержало введение корабля в строй на пять месяцев. Спустя два года на подлодке
была заменена часть экипажа из-за переоблучения, а саму ее поставили на переобору-
дование для усиления биологической защиты реактора. Летом 1958г. на лодке, находив-
шейся в подводном положении вспыхнул пожар из-за воспламенения теплоизоляции турби-
ны высокого давления. После всплытия личный состав в течение семи часов боролся с
огнем. Имелись жертвы. В 1956г. на друго подводной лодке имевшей реактор с жидкоме-
таллическим теплоносителем (ЖМТ), погибли люди: радиоактивный натрий попал в отсек
из-за разрыва трубок парогенератора. Впоследствии американцы отказались от реакто-
ров с ЖМТ заменив их на водоводяные. Но и они имели тот же недостаток - негерметич-
ность трубной системы парогенераторов в результате чего, вода из активного первого
контура проникала в отсеки, переоблучая личный состав. Создавала проблемы и ненадеж-
ность таких важных элементов энергоустановки, как главные конденсаторы турбин. Раз-
герметизация их трубных систем приводила к попаданию в них забортной воды и засоле-
нию бидисциллята (вода двойной очистки, используемая в атомных установках).
В те годы течь парогенераторов была «головной болью» и советских подводников.
Все подводные лодки СССР первого поколения- проектов 627А, 658, 675, 659, 645 имели
этот дефект.
13 октября 1960г. произошла первая радиационная авария на советской АПЛ. В Ба-
ренцевом море на АПЛ К-8 (проект 627) произошел разрыв парогенератора с утечкой
радиоактивного пара и гелия. Сработала аварийная зашита реактора. Для предотвраще-
ния оплавления активной зоны реактора была смонтирована аварийная система проливки
его водой. Вся АПЛ была загрязнена радиоактивными газами. Наиболее пострадали 13
человек у которых проявились внешние признаки лучевой болезни. Дозы их облучения
составили 180-200 бэр.
Такая же авария произошла 4 июля 1961г. в Атлантическом океане на АПЛ К-19
(проект 658) с баллистическими ракетами на борту. Весь личный состав получил значи-
тельные дозы радиации. Восемь человек погибли от лучевой болезни, получив дозы от
5000 до 7000 бэр. Экипаж был снят и пересажен на дизельную подводную лодку, пришед-
шую на помощь. К19 отбуксировали на базу. 24 февраля 1972г. на той же К-19 в 600
милях северо-восточнее Ньюфаундленда (Атлантический океан) начался пожар в девятом
отсеке. В десятом отсеке было загерметизировано 12 человек их удалось спасти только
через 24 дня. В операции по спасению К-19 принимало участие более 30 кораблей. В
общей сложности операция длилась около месяца. Подводная лодка возвратилась на базу
только 4 апреля. Погибло 28 человек. Из-за высокой аварийности, сопровождавшейся ги-
белью членов экипажа, К-19 получила среди советских моряков прозвище - «Хиросима».
8 марта 1968г. в 750 милях от Гавайских островов в Тихом океане на глубине более
5200м. затонула (вероятно, от столкновения с американской АПЛ) советская дизельная
подводная лодка К-129. На борту её находились три баллистические ракеты и две торпе-
ды с ядерными боеголовками. Погибли 98 членов экипажа. В августе 1974г. в ходе раз-
работанного в ЦРУ США проекта «Дженифер» была извлечена из глубин часть подводной
лодки с ядерными торпедами.
8 сентября 1967г. на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (проект 627) в Норвежском море
начался пожар в 1-м и 2-м отсеках. Выделение угарного газа было настолько интенсив-
ным, что уже через несколько минут личный состав первого и второго отсека перестал
отвечать на запросы центрального поста. Кратковременное открытие переборочной двери
из третьего отсека во второй для производства разведки привело к загазовыванию и
третьего отсека, где личный состав также начал терять сознание. Лодка всплыла в
надводное положение, провентилировала третий и четвертый отсе и в надводном положе-
нии с загерметизированными первым и вторым отсеками четверо суток шла на базу. В
результате аварии погибло 39 человек.
19 мая 1968г. АПЛ К-27 (проект 645) вышла в Баренцево море для подолжения испы-
таний после ремонта. Это была первая и единственная лодка имевшая реакторы с жидко-
металлическим теплоносителем (сплав висмута и свинца). В течение пяти суток под-
водники выполнили все задачи, 24 мая осталось лишь вывести реакторы на полную мощ-
ность и пройти максимальным ходом. Около 12.00 мощность установки левого борта
стала падать, оператору ЯЭУ была отдана команда поддержать мощность но это не помо-
гало. Корабельный химик доложил командиру, что все приборы радиационного контроля
зашкалило. Решив, что потек парогенератор он отправил в реакторный отсек ремонтную
команду. С причиной аварии так и не смогли разобраться до возвращения на базу, Уже
потом специалисты скажут, что причиной аварии стало накопление тугоплавких оксидов
свинцово-висмутового сплава. Оксидный «тромб» перекрыл канал по которому через ак-
тивную зону циркулирует теплоноситель, прекратив отвод тепла. Температура повыси-
лась до 1000 град. произошло разрушение части каналов теплоносителя и около 20%
ядерного топлива попало в первый контур. В отсеке резко возросла гаммаактивность с
выбросом радиоактивных газов, которые распространились по другим отсекам. В 12.15
АПЛ всплыла в надводное положение аварийный реактор был заглушен, До базы было где-
то часа четыре хода. Переход совершался при работе реактора правого борта на обе
турбины.
На причале уже были специалисты службы радиационной безопасности, которые зафик-
сировали что снаружи прочного корпуса радиация достигала 50 рентген в час. Однако
решение о эвакуации личного состава было принято лишь после доклада в военный отдел
ЦК КПСС. Первую партию облученных в Москву отправили только через двое суток. Потом
в госпитали Ленинграда и Североморска отправили весь экипаж. На борту осталась лишь
вахта у реактора правого борта и командир. В день аварии на борту лодки находилось
142 человека: подводники первого и второго экипажей, заводские специалисты, пред-
ставители науки. Все получили большие дозы облучения. Жизнь 9 человек спасти не
удалось.
Ввиду тяжелой радиационной обстановки, сохранявшейся на корабле ремонтные работы
были невозможны и специальная комиссия в июне 1968г. приняла решение о расхолажи-
вании реакторов (замораживании сплава в реакторах обоих бортов). К-27 была выведена
из состава флота и почти 13 лет находилась в отстое поскольку не было берегового
могильника, способного принять столь крупногабаритный объект как реакторный отсек
АПЛ. Скоро дальнейшее содержание АПЛ на плаву стало опасным – лодка могла затонуть
прямо у причала. В мае 1981г. на северодвинском предприятии «Звёздочка» полости
паро-производящей установки и ее трубопроводы были заполнены специальным составом,
который после затвердевания предотвращал вымывание и выход из реактора радиоактив-
ных материалов. Весь реакторный отсек был залит битумом (около 270т.). Консервация
отсека позволила довести уровень проникающего излучения на поверхности его легкого
корпуса до фоновых значений. Осенью 1981г. лодка была затоплена у Новой Земли на
глубине 33м.
8 апреля 1970г. в Бискайском заливе (Атлантический океан) на АПЛ К-8 (проект
627А) почти одновременно в третьем и восьмом отсеках началось возгорание. Подлодка
всплыла но потушить пожар не удалось. Сработала аварийная защита реакторов, судно
практически оказалось без электроэнергии (дизель-генераторы отказали). Оставшийся в
живых экипаж был эвакуирован на верхнюю палубу и на корабли, подошедшие на помощь.
11 апреля в результате потери продольной остойчивости подлодка затонула на глубине
4680м. в 300 милях северо-западнее Испании. Она имела на вооружении две торпеды с
ядерными боеголовками. Погибли 52 члена экипажа.
В ночь на 14 июня 1973г. в Японском море АПЛ К-56 (проект 675), шедшая в над-
водном положении в сопровождении ракетного крейсера «Владивосток», столкнулась с
научно-исследовательским судном «Академик Берг». Вода, хлынувшая через четырёхмет-
ровую пробоину на стыке 1-го и 2-го отсеков, затопила второй отсек в течении нес-
кольких минут. Находившиеся во 2-ом отсеке офицеры загерметизировали переборки из-
нутри, чтобы предотвратить затопление смежных отсеков, личный состав отсека погиб.
В первом отсеке сумели приостанорвить поступление воды и сохранили воздушную подуш-
ку, пока командир не выбросил лодку на отмель. Погибло 27 человек.
26 сентября 1976г. при возвращении на базу на АПЛ К-47 (проект 675) возник по-
жар в восьмом отсеке. Причиной пожара было возгорание ветоши. Погибло 8 человек.
8 сентября 1977г. при проведении регламентных работ на ракетном комплексе АПЛ
К-417 (проект 667Б) Тихоокеанского флота из-за ошибки оператора создалось критичес-
кое давление в одной из пусковых установок. Из разрушенного корпуса ракеты Р-29
началась утечка компонентов топлива. Ядерная боеголовка поднявшимся давлением была
выброшена в море у берегов Камчатки.
28 июля 1978г. в Тихом океане произошла авария реактора АПЛ К-171 (прект 667Б),
погибли 3 члена экипажа.
21 августа 1980г. произошла авария на АПЛ Тихоокеанского флота (прект 659). По
неуточненным данным, как минимум 9 человек погибли.
24 июня 1983г. АПЛ К-429 (проект 670А) затонула около побережья Камчатки. По-
гибли 16 членов экипажа. Эта авария выглядит наиболее дико в ряду прочих подводных
катастроф. После прохождения межпоходового ремонта К-429 вышла в море для испытаний
и проведения торпедных стрельб. Из-за недоукомплектованности экипажа его дополнили
личным составом из пяти различных экипажей и береговой базы, ни о какой слаженности
моряков не могло быть и речи. Перед выходом в море не была проведена проверка состо-
яния забортных отверстий, поэтому открытые в период ремонта клинкеты вентиляции в 1,
2,3,4-м отсеках и клапан выравнивания давления между 4 и 5 отсеками так и остались
открытыми. Со времен ремонта осталось отключенной и блокировка забортной захлопки
первого контура вентиляции. Вечером 24 июня К-429 пришла в мелководную бухту Саран-
ная с целью погрушения на перископную глубину для дифферентовки лодки. Но поскольку
кингстоны глубиномеров оказались закрыты их стрелки после начала погружения оста-
лись стоять на нуле. Не разобравшись в ситуации, командир отдает команду заполнить
еще и среднюю группу цистерн. В результате лодка приняла около 60т. балласта сверх
нормы и камнем ушла на дно. Через открытые системы вентиляции началось поступление
воды в отсеки. Лодка еще мола бы самостоятельно всплыть но при попытке продуть
балластные цистерны из-за неисправности блока в системе дистанционного управления -
вместо кингстонов (нижние клапаны) открылись клапаны вентиляции (верхние). В рез-
ультате бесполезно выдули в море половину запасов воздуха высокого давления. Между
тем отсеки 4 и 5 были быстро затоплены водой, там погибло 14 человек. Теперь о са-
мостоятельном всплытии не могло быть и речи. На лодке имелось всплывающее спаса-
тельное устройство на четырех человек, однако оно оказалось приваренным к корпусу
как и аварийные буи. Утром 25 июня командир лодки принял решение выпустить на по-
верхность через торпедный аппарат двух человек которые через два часа были подоб-
раны случайно оказавшийся рядом малым противолодочным кораблем МПК-178. В район
аварии вышли спасательные суда. Вечером 25 июня подводная лодка была обнаружена и в
22:36 начали вывод подводников из носовых отсеков через торпедные аппараты, а из
кормового - через верхний люк. В ходе спасения личного состава погибли еще двое
моряков. 6 августа К-429 подняли и отбуксировали в мелководный полигон, где поло-
жили на грунт на глубине 16 м. После этого был осушен реакторный отсек и вручную
опущены до нижних упоров компенсирующие решетки (во время аварии блокировка срабо-
тала, однако концы стержней-поглотителей не дошли до конца на 70 мм. и весь период
аварии реактор работал на 0,5% мощности). Радиационная обстановка оставалась в нор-
ме, лодка была поднята и отбуксирована в п. Советский.
18 июня 1984г. в Норвежском море на АПЛ К-131 (проект 675) возник пожар в
восьмом отсеке. Причиной пожара стало возгорание одежды на старшине команды элект-
риков. Пожар перекинулся в седьмой отсек. Погибли 14 человек. Лодка своим ходом
вернулась в базу.
6 октября 1986г. в западной Атлантике в 770км. к северо-востоку от Бермудских
островов на глубине 5,5 км. затонула АПЛ К-219 (проект 667А). Причиной аварии стали
разгерметизация одной из ракетных шахт, нарушение прочности баков баллистической
ракеты, выход компонентов топлива в результате чего начался пожар. Была нарушена
герметичность четвертого (ракетного) отсека, в который из аварийной шахты начали
поступать пары ракетного топлива, дым и вода. Лодка всплыла, произошло короткое за-
мыкание в основной силовой сети, сработала аварийная защита реактора правого борта.
Подводная лодка медленно теряла плавучесть по причине заполнения водой цистерн глав-
ного балласта. Подводники были вынуждены покинуть корабль. Погибли четыре человека.
Лодка имела на борту 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками и две ядерные
торпеды.
7 апреля 1989г. в 130км. к юго-западу от острова Медвежий в Норвежском море на
глубине 1680м. затонула АПЛ К-278 «Комсомолец» (проект 685). 42 члена экипажа по-
гибли. На своем вооружении субмарина имела две ядерные торпеды (по 3,2кг. плутония
в каждой боеголовке). На лодке шедшей в подводном положении в 11:03 возник пожар в
седьмом отсеке. После всплытия из-за пожара возникли короткие замыкания, что приве-
ло к срабатыванию аварийной зашиты реактора. Произошла разгерметизация системы воз-
духа высокого давления что способствовало усилению пожара. К 17:00 начал резко воз-
растать дифферент. АПЛ теряла запас плавучести, началась эвакуация экипажа на спа-
сательные плоты, которых оказалось недостаточно, а спасательные лодки, сброшенные
с самолета, были слишком далеко. В 17:08 лодка затонула. Точной причины возникнове-
ния пожара установить не удалось. По одной из версий причина была в повышенной
концентрации кислорода в отсеке и короткого замыкания в электрических цепях. В
1990-95гг. с помощью научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и
двух обитаемых глубоководных аппаратов «Мир» было проведено обследование и выполне-
ны работы по локализации радиоактивных материалов, находившихся в первом отсеке
лодки в ядерных боеприпасах.
12 августа 2000г. произошла самая круп-
ная катастрофа в истории российского (и
советского) атомного флота. Во время уче-
ний в Баренцевом море в установленное
время не вышла на связь АПЛ К-141 «Курск»
(проект 949А). По плану учений с 11:40 до
13:40 лодка должна была произвести пуск
крылатой ракеты и торпедную стрельбу по
учебной цели (по другим источникам только
пуск учебной торпеды). На борту лодки было
24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» (могут
немти ядерный заряд) и 24 торпеды. Всплы-
тие и выход на связь с отчётом планировал-
ся на 13, либо на 15 часов. 12 августа в
11:28 норвежские сейсмологи зафиксировали
толчок силой 1,5 балла по шкале Рихтера,
что с учетом расстояния до эпицентра (в
175км. от Северодвинска) эквивалентно взры-
ву 100 кг. тротила, а через 2 мин. - 3,5
балла, что соответствует 1-2т. тротила.

Около 23:00 по флоту была объявлена тревога. Примерно 01:00 13 августа из порта
вышло спасательное судно «Михаил Рудницкий», а в 04.51 крейсер «Петр Великий» уста-
новил гидроакустический контакт с крупным подводным объектом на глубине 108м. (дли-
на затонувшей АПЛ составляет 154м.). К вечеру глубоководный аппарат, спущенный с
«Михаила Рудницкого» обнаруживает подводную лодку и идентифицирует ее, как К-141.
К месту трагедии прибывают другие боевые корабли и суда обеспечения. 14 августа в
11:00 командование флота сделало первое публичное заявление о том, что АПЛ «Курск»
легла на дно, с подлодкой поддерживается радиосвязь (позже выяснилось, что связь
осуществлялась только перестукиванием), что опасности для жизни экипажа нет, на
лодку подается кислород. Но когда после осмотра лодки со спускаемых аппаратов выяс-
нилось, что у лодки разворочена носовая часть и выведена из строя всплывающая спа-
сательная камера Главком ВМФ адмирал В. Куроедов сделал заявление, что надежд на
спасение людей мало. По официальным данным на борту находилось 103 человека (поз-
же выяснилось, что там было 118 человек). В течении нескольких дней все попытки
пристыковать спасательные аппараты к заднему люку лодки заканчивались неудачей. При-
чиной называлось противошумное резиновое покрытие неправильно покрывавшее комингс-
площадку люка. Позднее следствием была названа другая причина - сколы на площадке.
20 августа к работам присоединилось норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы
с которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день.
Шлюзовая камера была пуста. 9-й отсек оказался полностью затоплен здесь было обна-
ружено первое тело погибшего подводника. 21 августа в 17 час. начальник штаба Се-
верного флота вице-адмирал М.Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ.
В ночь на 26 октября водолазы, вскрыли корпус подлодки, осмотрели тела моряков
«Курска». В кармане погибшего командира 9-го отсека Д.Колесникова нашли предсмерт-
ную записку. Часть текста была обнародована: «13.15 Весь личный состав из шестого,
седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли
это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх». Вторая
часть записки не была обнародована поскольку, как было заявлено, носит слишком лич-
ный характер. Начальник штаба М. Моцак позже рассказал журналистам, что в записке
рассказывалось, что, возможно, два-три человека пытались выйти из лодки через
аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен
водой. По просочившимся в прессу сведениям, были там и нелицеприятные для флотского
начальства слова «перестрелял бы их всех».



1-й и 2-й отсеки «Курска» были практически полностью разрушены, в 3-й отсек
водолазы не смогли спуститься из-за нулевой видимости и значительных разрушений, а
в 6-м отсеке расположены реакторы лодки, поэтому от спуска в него отказались. Было
принято решение о прекращении операции по подъему тел. Водолазы законсервировали
все люки «Курска».
В первые дни после катастрофы правительственная комиссия считала основной вер-
сией столкновение подлодки с крупногабаритным подводным объектом. 18 августа кор-
респондент РТР А. Мамонтов в репортаже с места события сообщил, что в день аварии
на месте катастрофы были обнаружены аварийные буи «нехарактерной для ВМФ России
расцветки» - зелено-белые (буи ВМФ России оранжевого цвета). Они исчезли спустя
некоторое время. 23 августа в прессе появилось сообщение, что в порту норвежского
города Берген находится американская подлодка «Мемфис», которая зашла туда 18
августа для пополнения запасов. Ряд СМИ сообщал, что лодка сильно повреждена и
находится в ремонтном доке, связывая этот факт с катастрофой «Курска». Однако пред-
ставитель Норвегии заверяет, что заход «Мемфиса» носит плановый характер и никаких
запросов о ремонте не было.
29 августа военные и разведывательные круги США признают, что в момент аварии
«Курска» рядом с ним находились две американские субмарины, однако отрицают, что
причиной катастрофы стало столкновение с одной из них. По появившимся в американ-
ских СМИ сведениям обе подлодки («Мемфис» и «Толедо») находились настолько близко
к «Курску», что зафиксировали практически все происходившее на его борту. Утвержда-
лось, что причиной аварии стал взрыв торпеды на борту «Курска».
Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что
«Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Согласно этой версии
«Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал», эти испытания наблю-
дались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шёл на
опасной близости под прикрытием «Мемфиса», находившегося сзади. Когда «Курск» и
«Толедо» столкнулись то чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», (якобы
было услышано открытие трубы торпедного аппарата (ТА) «Курска»), «Мемфис» выпустил
торпеду по «Курску».
Высказывалась и другая версия по которой американская лодка могла оказаться
вблизи траектории движения учебной торпеды, выпущенной «Курском». Головка самонаве-
дения торпеды в режиме пассивного шумопеленгования могла захватить оказавшуюся в не-
посредственной близости лодку. После чего торпеда переключилась в активный режим и
акустики этой лодки услышали не только шум идущей на них торпеды, но и посылки гид-
ролокатора её головки самонаведения. «Атакованная» лодка не имея времени размышлять
на тему боевая это торпеда, или учебная, дала торпедный залп, желая поразить идущую
на нее торпеду, В залпе могло быть от 2 до 4 торпед. Первый взрыв (порядка 100кг. в
тротиловом эквиваленте), зафиксированный акустиками и сейсмологами, мог быть взры-
вом одной из них вблизи учебной торпеды «Курска». Этот взрыв вряд ли был контактным.
Вследствие этого торпеда «Курска» могла уцелеть и попасть в цель, нанеся ей незна-
чительные механические повреждения. Такой вариант объясняет почему в районе были
обнаружены аварийные буи не российской окраски, и были найдены обломки каких-то кон-
струкций ограждения рубки или лёгкого корпуса неизвестной подводной лодки (если со-
общения о буях и найденных обломках достоверны). Возможно, что одна из выпущенных
торпед попала в «Курск» и взорвалась в районе ТА. Боеголовки торпед оказались в
эпицентре взрыва и не могли не сдетонировать.
В некоторых СМИ появилась инфомация, что катастрофа произошла в результате
пожара в торпедном отсеке при испытании нового оружия - усовершенствованной модели
скоростной торпеды «Шквал». Для наблюдения за которой на «Курске» находился предста-
витель завода-производителя «Дагдизель» М.Гаджиев.
Журналистами «Комсомольской правды» было установлено, что когда производилась
загрузка боеприпасов на борт «Курска», лопнул трос крана и одна из торпед получила
повреждение, но ее все равно погрузили на борт. Командир лодки Г. Лячин попросил
дать разрешение на отстрел аварийной торпеды она и послужила причиной взрыва.
29 ноября 2000г. в «Независимой газете» был «озвучен» еще один вариант разви-
тия событий. При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ был смят
правый внешний ТА, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. Почти мгновенно
в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись
водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового
ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Взрыв эквивалентный взрыву
150кг. тротила вырвал заднюю крышку ТА и столб огня ударил в первый отсек, и при-
вел к пожару и дальнейшей детонации боевых торпед.
Еще одна версия: «Курск», находящийся в надводной положении был поражен учебной
(без заряда ВВ) ракетой П-700, запущенной с «Петра Великого» или выпущенной самой
лодкой и вернувшейся в результате сбоя назад. Проникающая БЧ ракеты поразила субма-
рину в район правого борта (отверстие видно на фотографиях «Курска») после чего от
продолжающего работу двигателя воспламенились остатки топлива ракеты. Начавшийся
пожар привел к детонации торпед, вызвав серию взрывов.
7 октября 2001г. началась операция по подъему АПЛ со дна Баренцева моря при
этом разрушенный первый отсек был по большей части отрезан и оставлен на дне. 10
октября лодка была доставлена в Росляковский судоремонтный завод. 27 октября Гене-
ральный прокурор РФ В. Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет
заключить, что пожар происходил по всей лодке. Полностью водой лодка была заполнена
«в течение шести-семи, максимум восьми часов»,- сообщил Генпрокурор.



В начале июня 2002г. были подняты и некоторые фрагменты первого отсека АПЛ
«Курск». 19 июня возглавляющий правительственную комиссию по расследованию причин
гибели «Курска» Клебанов заявил журналистам, что осталась одна версия трагедии –
«взрыв торпеды». По официальной версии, в 11час. 28мин. 26сек. по московскому вре-
мени произошел взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Его причиной
стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Для справки: торпеды
на пероксиде водорода не используются в большинстве флотов мира уже больше 50 лет
именно из соображений безопасности, в Российском же флоте такие торпеды использова-
лись так как были более дёшевы, чем торпеды с серебряно-цинковыми аккумуляторами
(после расследования торпеда 65-76А была снята с вооружения). Через 2 мин. пожар,
возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в
первом отсеке лодки. Вторым взрывом эквивалентным 2-3т. тринитротолуола была сре-
зана переборка между первым и вторым отсеками, которая, двигаясь как поршень, сми-
нала оборудование и 22мм. настилы. После подъёма она была обнаружена на месте пере-
борки второго/третьего отсеков. Вторая ударная волна была остановлена лишь кормовой
переборкой 5-бис отсека.
26 июля Генеральный прокурор сообщил, что уголовное дело по факту гибели АПЛ
«Курск» закрыто за отсутствием состава преступления. В действиях должностных лиц,
ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и
установку торпеды, ставшей причиной гибели людей, нет состава преступления.
До сих пор многие специалисты высказывают сомнение по поводу выводов комиссии
чему немало способствовали противоречивые сведения поступавшие от официальных лиц
с самого начала трагедии. Не объяснено происхождение вмятины на правом борту. На
фотографии хорошо видно что обшивка лёгкого корпуса продавлена в пространство между
элементами поперечного набора. Происхождение отверстия в обшивке объясняют дей-



ствиями водолазов вырезавших этот фрагмент для исследования. Чтобы расставить все
сомнения необходимо рассекретить и показать материалы подводных видеосъёмок затонув-
шего «Курска» в том виде, как он выглядел на дне Баренцева моря до начала прореза-
ния в его корпусе разного рода «технологических» отверстий, опубликовать план
проводившихся учений (какие пуски и в какое время проводились учавствовашими в нем
судами).
Продолжая летопись аварий и катастроф, назовем еще АПЛ К-159, затонувшую 30
августа 2003г. в Баренцевом море на входе в Кольский залив (у острова Кильдин) во
время буксировки на утилизацию. На ее борту было вооружения, а реакторы находились
в заглушенном состоянии.
Кроме того имеются сведения о минимум 15-и столкновениях советских (российских)
АПЛ с другими судами (по большей части - американскими подводными лодками).
11 февраля 1992г. в Баренцевом море АПЛ К-276 (проект ???) при всплытии стол-
кнулась с АПЛ ВМС США «Батон Руж». Обе субмарины имели на вооружении ракеты, торпе-
ды и мины в ядерном снаряжении. 20 марта 1993г. опять же в Баренцевом море (это
связано с высокой интенсивностью противолодочной деятельности американцев у побе-
режья Кольского полуострова) подводный ракетоносец К-407 (проект 667) столкнулся с
американской АПЛ «Грейлин». Случались и другие столкновения. В 1984г. АПЛ К-279
(проект 667Б) в море Баффина на глубине 197м. столкнулась с айсбергом и провалилась
на глубину 287м. Усилиями экипажа лодка была спасёна и вернулась на базу. В середи-
не 80-х на лодке произошел трагический случай. Во время всплытия матрос незаметно
для вахтенного офицера поднялся покурить на ракетную палубу между легким и прочным
корпусом. Во время погружения его отсутствия не заметили.

На судоремонтных заводах.
7 февраля 1965г. на судоремонтном заводе «Звездочка» (г.Северодвинск Архангель-
ская обл,) при перегрузке активной зоны реактора АПЛ К-11 (проект 627), из-за ха-
латности персонала произошел несанкционированный пуск реактора, сопровождавшийся
парогазовым выбросом. Приборы радиационного контроля зашкалили. Весь персонал был
удален. В течение пяти суток работы не велись, специалисты пытались выяснить причи-
ну происшедшего. Сделав неправильные выводы, 12 февраля начали повторный подъем
крышки, при этом опять нарушили технологию. Произошел новый выброс радиоактивной
паровоздушной среды из-под крышки, и начался пожар. В результате погибла часть лич-
ного состава АПЛ, остальные получили большие дозы облучения. При тушении пожара в
реакторный отсек закачали 250т. морской воды, которая через выгоревшие уплотнения
попала в соседние отсеки. Чтобы избежать затопления лодки, радиоактивную воду отка-
чали за борт прямо на заводской акватории. Радиоактивному загрязнению подверглись
территория завода, причалы и акватория порта. Аварийный реакторный отсек был выре-
зан и затоплен у острова Новая Земля на глубине 20м.
27 августа 1968г. там же на АПЛ К-140 (проект 667А) вследствие самопроизволь-
ного поднятия компенсирующей решетки произошел несанкционированный выход ядерного
реактора левого борта на мощность, превосходящую номинальную в 18 раз. Причиной
оказался неправильный монтаж сети питания. В результате реактор был выведен из
строя. Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, и облучения лич-
ного состава нет. Отсек с ОЯТ вырезали и затопили в районе Новоземельской впадины.
10 августа 1985г. случилась самая тяжелая радиационная авария за все время
существования отечественного атомного флота. При загрузке ядерного топлива на АПЛ
К-431 (проект 671), стоявшую у пирса судоремонтного завода «Звезда», в Уссурийском
заливе (бухта Чажма) из-за нарушения персоналом технологии в одном из реакторов
возникла самопроизвольная цепная реакция и произошёл тепловой взрыв. В результате
была сорвана пятитонная крышка реактора, а все его содержимое было разбросано на
близлежащей территории. Все десять человек, проводивших регламентные работы, по-
гибли мгновенно. Позже по золотому обручальному кольцу одного из погибших, было ус-
тановлено, что в момент взрыва уровень радиации достигал 90000 рентген в час. На-
чался пожар, гигантские языки пламени и клубы бурого дыма, вырывались из разрушен-
ного копуса подводной лодки, а в воздухе отчетливо чувствовался резкий запах озона,
как после сильной грозы (первый признак мощного радиоактивного излучения). Первыми
бороться с аварией начали экипажи подводных лодок, стоявших поблизости. Работали,
кто в чем был - в тапочках на босу ногу - никаких средств защиты у первого эшелона
ликвидаторов не былою. Контроль за радиационной обстановкой практически не велся,
работали как с обыкновенным пожаром. Пожар удалось потушить за два с половиной часа
и только через полчаса после этого прибыла аварийная флотская команда. Всех, прини-
мавших участие в тушении пожара, собрали вместе на территории завода и отправили на
дезактивацию. Одежду у всех отобрали, так как она была радиоактивной, но сменной на
заводе не оказалось. До двух часов ночи по заводу ходили раздетые донага мужчины и
женщины, пока со складов не привезли одежду и людей отпустили по домам, а матросов
в казармы. Радиоактивный шлейф полосой в 5,5км., пересек полуостров Дунай в северо-
западном направлении и вышел к побережью Уссурийского залива, пройдя по акватории
еще 30км. В ходе аварии и при ликвидации ее последствий повышенному облучению под-
верглись 290 человек у десяти была определена острая лучевая болезнь, у 39 -лучевая
реакция.
К 2000г. американскими кораблестроительными верфями построено более 190 подвод-
ных лодок с ЯЭУ, СССР (Россия) построил 261 АПЛ, Великобритания - 25, Франция — 12,
Китай —6. За весь период эксплуатации подводных лодок с ЯЭУ в ВМС США произошло две
катастрофы, закончившиеся гибелью АПЛ (в Великобритании и Франции ни одной).
22 мая 1968г. в 650км. на юго-запад от Азорских островов (Атлантический океан)
на глубине 3600м. затонула американская АПЛ SSN-589 «Скорпион». Существует версия,
что на одной из торпед с неядерной боеголовкой неожиданно сработал механизм приве-
дения её в боевое положение. Капитан подлодки принял решение избавиться от ставшего
опасным снаряда и отдал команду произвести пуск. Выпущенная торпеда начала поиск
цели, пока ее самонаводящаяся боеголовка не захватила «родную» подводную лодку.
Есть другая версия: якобы, во время испытательного запуска торпеды сдетонировал ее
боевой заряд. Все 99 члена экипажа погибли. На борту находились две торпеды с ядер-
ными боеголовками.
10 апреля 1963г. в 16 км. от мыса Код (Атлантическое побережье штата Массачу-
сетс) при испытательном погружении затонула американская АПЛ «Трешер». Погибли 112
члена экипажа и 17 гражданских лиц. Через 15 мин. после достижения заданной глубины
с «Трешера» поступило сообщение о возникших «трудностях». Затем гидрофоны судна
сопровождения зафиксировали звук «словно воздух врывается в цистерны», после чего
наступила тишина. Позднее спасательный корабль обнаружил над местом катастрофы раз-
личные обломки и мусор, включая куски внутренней обшивки. Причиной катастрофы, ве-
роятно, послужила утечка воды из трубопровода в машинном отделении, Лодка лежит на
глубине 2590м. ее прочный корпус разрушен на несколько крупных частей.
Кроме того на американском флоте произошло около 60 инцидентов и аварий в ре-
зультате которых АПЛ получили различные повреждения корпусов, механизмов и заборт-
ных устройств. Наибольшее число аварий было вызвано навигационными причинами (нару-
шением безопасности плавания, ошибками в использовании технических средств и т.д.).
Согласно статистике, Россия по общему количеству известных инцидентов и аварий
своих АПЛ (около 50) уступает «первенство» ВМС США. Если же сравнить коэффициент
аварийности, т.е. отношение общего количества аварий субмарин к количеству постро-
енных, то для российского подводного флота он составляет 0,2, а в американском -
0,3. При этом большинство аварий американских подлодок произошло по навигационным
причинам (почти в два раза больше, чем в российском флоте). А вот по тяжести послед-
ствий российский флот далеко впереди. У американцев погибло две АПЛ, мы потеряли
шесть (не считая одной дизельной с ядерным оружием на борту и одной списанной АПЛ)
Одна из них была (К-429) поднята и вновь вернулась в строй. Соотношение количества
погибших подводников вследствие аварий и катастроф примерно 1,5 к 1,0 не в нашу
пользу.

Немає коментарів: