понеділок, квітня 18, 2011

Тайны подводного флота,которые скрывают от нас.

В истории подводных сил полно "белых пятен" и ложных представлений. 
К 2000 году в составе ВМФ России осталось всего 49 атомных субмарин, в основном достаточно новых - построенных после 1980 года. Напомню, что 10 лет назад в ВМФ СССР было более 130 атомных и примерно 200 дизельных подводных лодок.

Всего в XX веке в мире было построено 5142 субмарины, в том числе 459 атомных. На первом месте по числу построенных подводных лодок Германия, спустившая на воду 1705 кораблей (две трети из них в 1939-1945 гг.). Россия (точнее, СССР) на втором месте - с верфей Ленинграда, Горького, Комсомольска-на-Амуре, Северодвинска и т. д. было спущено 1098 подводных лодок, в том числе 248 атомных. США только третьи - там построили 644 лодки (атомных -186).
Уже к 1996 году из состава ВМФ России было выведено и отправлено в отстой более 150 атомных субмарин. Сейчас они стоят у заводских и флотских причалов, причем только у берегов Кольского полуострова ржавеет больше списанных лодок, чем на всех флотах ВМС США. Лишь у трети старых атомоходов выгружены активные зоны ядерных реакторов, причем некоторые лодки стоят в ожидании выгрузки по 12-15 лет! Впрочем, многие субмарины не такие уж и старые - десятки атомоходов постройки 1970-х годов списаны досрочно, в связи с отсутствием средств на ремонт и эксплуатацию.
После 1945 года в небоевой обстановке погибли 40 подводных лодок, в том числе 7 атомных. Увы, и здесь лидирует ВМФ СССР/России: 5 погибших атомоходов и 7 дизельных ПЛ. США потеряли 4 субмарины, причем атомные "Трешер" и "Скорпион" погибли еще в 60-е годы. У нас же пик аварийности приходится на 80-е, когда погибли три советских атомохода и одна дизельная субмарина.
***
Однако вернемся к АПКР (атомный подводный ракетный крейсер) проекта 949А, к которому принадлежат и "Курск", и "Красноярск". Лодки этого класса считаются "стратегическим неядерным средством сдерживания", поскольку только они способны успешно атаковать авианосные группировки ВМФ США. Достигается это благодаря имеющемуся на лодках ракетному комплексу "Гранит", против которого нет эффективного противодействия. Всего на нашем флоте было считанное количество носителей ракет "Гранит": атомный крейсер "Петр Великий", авианосец "Адмирал Кузнецов" и 15 "Антеев" (АПРК проекта 949 и 949А). Сейчас осталось меньше - "Курск" погиб, "Красноярск" и еще 5 или 6 аналогичных субмарин выведены из боевого ядра флота и ждут либо списания, либо ремонта. АПРК этого типа должны эксплуатироваться до списания 25 лет, при своевременном ремонте могут прослужить и дольше. "Красноярск" в строю лишь 15 лет, и его гораздо дешевле отремонтировать и содержать в исправности, чем списать, захоронить реакторы и остальное разделать на металлолом. Стоит такой корабль примерно 1 миллиард долларов, а ударный авианосец типа "Нимиц" со всеми причиндалами - 10 миллиардов. Считайте сами и помните, что только присутствие "Курска" в Средиземном море весной 1999 года (когда авиация НАТО бомбами вбивала Югославии "гуманитарные ценности") стоило нескольким американским и британским адмиралам карьеры.
***
Одна из самых ярких страниц в истории советского подводного флота - создание АПЛ проекта 705 "Лира". Лодки этого типа имеют в истории ВМФ самое большое количество неофициальных кличек: по классификации НАТО их называют "альфами", наши моряки прозвали "золотыми рыбками", "автоматами" и "роботами". Спроектированные в конце 60-х годов, эти лодки и по сегодняшним меркам удивляют: сверхпрочный титановый корпус, жидкометаллический реактор, где в качестве теплоносителя использовался сплав свинца и висмута, а самое главное -полная автоматизация общесудовых систем и механизмов. В отсеках субмарин было безлюдно, а весь экипаж составляли всего-то 30 офицеров и 1 кок-сверхсрочник. С центрального поста они управляли всем кораблем, так что даже зарядка торпедного аппарата не требовала присутствия людей в первом отсеке. В 1977-1983 годах в Ленинграде и Северодвинске построено семь таких кораблей. К 1993 году пять оставшихся (одну, К-377, ранее разобрали, а Б-123 переформировали в плавстенд) вывели в резерв - нашим морякам надоело мучиться с реакторами "золотых рыбок". Жидкий металл оказался крайне капризной субстанцией - то застынет, то вспучится, разрывая магистрали. А специалисты противолодочной обороны из НАТО долго еще не могли очухаться от фурора, произведенного "альфами" в Северной Атлантике.
Скорость подводного хода серийной "альфы" - 42 узла. Ее не то что надводные корабли, ее противолодочные торпеды догнать не могли! Сразу же она стала "главным героем" американских "страшилок" - почитайте милитаристские технотриллеры Тома Клэнси (вроде "Охоты за "Красным Октябрем"). Противостоять вышедшим на океанские просторы субмаринам этого типа было практически нереально. Пожалуй, впервые одновременно со строительством уникальных лодок была разработана специальная тактика их применения и подготовлены экипажи. "Альфа" могла замирать в толще воды на глубине 700 метров, медленно поворачиваясь и прослушивая все вокруг, а потом атаковать ракето-торпедами вражеские субмарины и со скоростью 70 км в час выходить из-под ответного удара. Увы, "альфы" не зря прозывались "золотыми рыбками" - стоимость их постройки и эксплуатации превосходила все разумные пределы. До сих пор нигде не строят и даже не проектируют ничего подобного.
***
До сих пор общественности почти неизвестны причины крайне неэффективных действий советских подводных лодок в Великой Отечественной войне. Ранее приводимые цифры потопленных и поврежденных судов и кораблей противника (332 транспортных корабля и 87 боевых судов) основаны на односторонне-некритическом анализе боевых донесений. Увы, истина огорчает - вот достоверные цифры: в 1941-1945 годах советские подводники потопили 104 торговых и рыболовных судна и 21 боевой корабль. При этом было потеряно 96 субмарин (без погибших от аварий на Тихоокеанском флоте), в основном из-за подрывов на минах.
К началу Великой Отечественной войны советский подводный флот был крупнейшим в мире - в боевой состав ВМФ входило 212 субмарин (сравните: ВМС США - 112 боеспособных подлодок, Германия вообще к началу второй мировой имела 57 субмарин). Однако реальная боеготовность наших подводных сил оставляла желать лучшего, и виной тому масса причин: не было приличных приборов управления торпедной стрельбой, многими недостатками грешила профессиональная подготовка офицеров-подводников, тактика применения подводных сил была отработана лишь к концу войны. 40 процентов советского подводного флота составляли лодки-"малютки" (тип "М") водоизмещением в 200 тонн, с низкой скоростью, смешной дальностью плавания и ничтожной живучестью. Если учесть, что вооружались они лишь двумя торпедами (запасных не было), то понятна низкая боеспособность этих кораблей.
Однако советские подводники сражались мужественно, иногда с героизмом обреченных. Так, выполняя приказ командования ДКБФ (Балтийский флот), всю весну и лето 1943 года экипажи подводных лодок пытались вырваться из Финского залива через минные и сетевые заграждения немцев и финнов. В мае ушли Щ-303 и Щ-408. Первая вернулась домой чудом после многосуточного преследования противником, вторая погибла. Следом в море собрались Щ-406 и С-12, но "Щука" погибла сразу же, и "эску" успели вернуть в базу. Только в июле в море попытались прорваться лодки-"малютки". М-102 повредила немецкая авиация, а М-96 выскочила на мель. К счастью, экипажи лодок уцелели. Вскоре на задание ушли С-12 и С-9. Погибли обе, а из 96 членов экипажа обеих субмарин известна судьба только старшины 2-й статьи К. Т. Дикого. Его труп 4 сентября 1943 года прибило к берегу острова Сескар. Но, черт возьми, неужели надо было посылать на верную смерть подводные лодки, если еще в 1942 году было известно о тысячах выставленных немцами мин, из-за чего, например, Щ-406 55 раз преодолевала заграждения при возвращении в базу!?
Зато собственное головотяпство командование прикрывало красивыми легендами. В качестве примера пристальнее рассмотрим знаменитый поход субмарины С-13 под командованием А. Маринеско в январе 1945 года. Ничто так не обросло громкими эпитетами, как крейсерство С-13 в водах Балтики и ее "атака века", после которой произошла "крупнейшая в мировой истории морская катастрофа". Итак, 30 января после трех недель труднейшего похода, примерно в 23.20 С-13 выпускает торпеды по лайнеру "Вильгельм Густлоф", на котором гитлеровцы эвакуировались из Померании. Три торпеды рвут борт "Густлофа", и громадный (25 тысяч тонн) корабль быстро тонет. С-13, вопреки легенде, никто не преследует - корабли охранения спасают пассажиров. Долгое время в советских книгах утверждали, что на лайнере в качестве пассажиров были исключительно гитлеровские солдаты и подводники. Мол, "на дно пошли экипажи десятков субмарин". Увы, это не так. Всего вместе с "Вильгельмом Густлофом" погибло 406 матросов 2-й учебной дивизии подводных лодок, 90 человек собственного экипажа, 250 женщин-военнослужащих ВМФ, а также 4600 беженцев и раненых, в том числе 3000 детей. На потопленном С-13 10 февраля транспорте "Штойбен" было 900 гражданских беженцев и более 2600 раненых солдат. Война есть война, и не наши моряки начали неограниченную подводную охоту. Маринеско, безусловно, подводник-ас. Звание Героя Советского Союза ему присвоили только в 1990-м, через 27 лет после смерти,- в основном по причине постоянно прохладного отношения Маринеско к дисциплине.

Немає коментарів: