вівторок, квітня 19, 2011

 Бремя свободы

Другие народы описывают свое начало в чудных сказках и героических преданиях. Евреи же, наоборот, объявляют на весь мир, что ведут свое происхождение от рабов. Каждый год, отмечая Песах, мы пытаемся заново пережить горечь рабства и радость освобождения. На первый взгляд, все это дела минувших дней, исторические события, происходившие тысячелетия тому назад. Но стоит только оглядеться вокруг нас, чтобы понять – рабство по-прежнему существует
 http://www.polosa.co.il/bremya-svobody/Blogs/blogs_post.aspx?catid=20&tmpid=15&objid=173

 Одни поклоняются золотому тельцу общества потребления, другие – идолам массовой культуры. А есть и рабство в прямом смысле слова. И речь идет не только об иностранных рабочих. Десятки тысяч граждан Израиля, в первую очередь новых репатриантов, вынуждены работать в компаниях по найму, за минимальную зарплату, без всяких социальных условий. Это охранники и официанты, горничные и уборщики. Кажется, в стране имеются законы, регулирующие трудовые отношения, но для этих людей законы не писаны. Израильские олигархи используют всю свою экономическую мощь и политическое влияние, чтобы ситуация не менялась.
 

Вспомним, что же должны были сделать евреи, чтобы Господь вывел их из Египта? Вначале они должны были просто "возопить", то есть осознать, что ситуация больше невыносима. И тогда в Египте появился Моисей, возглавивший восстание рабов. С его приходом евреи хотя бы смогли кричать о том, что им плохо. До этого они были настолько бессловесными рабами, что не могли даже рассказывать о своих бедах.
 

И вот все случилось – десять казней египетских, переход через Красное море, и даже дарование Торы на горе Синай – физически сыны Израиля свободны, но в душе они все то же собрание рабов. Вновь и вновь тоскуя по рабской жизни в Египте, они взывают к Моисею: «Лучше нам служить египтянам», «Кто накормит нас мясом? Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок».
 

Парадоксальным образом, нам это хорошо известно по опыту жизни в Советском Союзе, рабство дает ощущение уверенности в завтрашнем дне. Рабу известен распорядок дня и правила поведения, следуя которым можно выжить. Рабская система основана на порядке и дисциплине, по которым так тоскует бывший советский человек. Нет ни хаоса, ни беспорядка, ни неизвестности. За все отвечает господин, государство, власть. Свобода же предполагает принятие на себя ответственности за свою судьбу. Неподготовленного человека это может запутать, испугать и даже разозлить. Поэтому и прошло сорок лет, пока уже новое поколение израильтян не стало настолько свободным и физически, и духовно, что смогло ступить на землю обетованную и построить там свое государство.


 Прошли тысячелетия. За это время еврейский народ многое пережил и испытал: эпохи государственной независимости сменялись периодами порабощения другими народами. Но никогда не теряли мы надежды на освобождение. В дни крестовых походов, в подвалах инквизиции и в нацистских лагерях уничтожения евреи продолжали праздновать Песах, не уставая повторять: «Сегодня рабы – на будущий год свободные люди!»
 

И вот это светлое будущее настало – мы снова живем в своем государстве. И каждый из нас на собственном опыте испытывает все трудности «исхода из Египта». После войны за независимость успело смениться поколение, но мы по-прежнему находимся в разгаре внешней и внутренней борьбы за облик нашего общества. Вышли ли мы из Египта, освободились ли от рабства? Есть ли вообще шанс, что люди, бывшие рабами, способны когда-либо избавиться от рабского мироощущения? Не являемся ли мы рабами денег, материальных благ, эгоизма и равнодушия, почета и власти, телевидения и массовой культуры? Завершили ли евреи труд строительства своего государства, воплотили ли в жизнь свои идеалы? Или, возможно, создание государства является лишь инструментом для исполнения нашей миссии в этом мире?
 

Как бы то ни было, выходит, что нам рано еще отмечать Песах с чувством легкой ностальгии и превращать пасхальный седер в представление для детей. Этот праздник будет актуальным еще долгие годы, ведь главный его смысл заключается в выдавливании из себя раба. И долг каждого человека, в каждом поколении, считать именно себя – вышедшим из Египта. А уж мы, бывшие советские евреи, с полным правом можем сказать во время пасхального седера: «Не только отцов наших освободил Бог, но и нас вместе с ними!»

Немає коментарів: