понеділок, квітня 11, 2011

Интервью адмирала флота Владимира Чернавина.

 Адмирал флота Чернавин Владимир Николаевич. Последний Главнокомандующий ВМФ СССР. Служил на дизельных и атомных ПЛ. Интервью было взято в период подготовки фильма «Русская глубина»

У Вас вышла книга "Атомный подводный". Что побудило Вас написать эту книгу?
http://avtonomka.org/



К тому времени я командовал Северным флотом около года . Было напряженное время. Только закончилась в 1977 году инспекция Министерства обороны и эта инспекция прошла для нас не совсем удачно.

Командующим Северным флотом был Егоров Георгий Михайлович, я был начальником штаба Северного флота - Первым заместителем. Разбирались результаты инспектирования на коллегии Министерства обороны, мягко говоря не очень удачные. Маршал Советского Союза Устинов поставил такие сроки. Через два года, я назначаю повторное инспектирование Северного флота. Если будут результаты те же, пеняйте сами на себя. Меня, только, с окончанием этой инспекции назначили командующим Северным флотом, а Егорова направили в Москву на должность начальника Главного штаба - Первого заместителя Главнокомандующего.

В это время нужно было предпринять целый ряд неординарных мер, чтобы поправить положение с ракетной и торпедной подготовкой по которой инспекция прошла неудачно, т.е. по боевому применению кораблей флота. Меры мы выработали. Для претворения этих мер срок два года, для того чтобы такой большой флот, как Северный флот, повернуть по многим вопросам.

Мне пришлось много ездить по соединениям флота и в том числе, как на главное соединение флотилию атомных подводных лодок. Пройдя освоение подводных лодок, от командира подводных лодок и дальше. Я был начальником штаба дивизии, командиром дивизии, начальником штаба дивизии и командиром дивизии. Я встречался с подводниками, теми которые служат на атомных подводных лодках. Встречаясь с офицерами я приходил к такому выводу, что такую молодую историю освоения атомных подводных лодок, успехов, недостатков в их освоении офицеры, я уж не говорю о матросах практически не знают. Кто были первыми командирами атомных подводных лодок, какие были походы, какие были аварии, как шло освоение. Просто было парадоксально, что люди не знают практически своей биографии.

У меня родилась мысль, что нужно написать книгу о создании подводных лодок. У командующего мало времени чтобы писать книги, и потом я посмотрел, что этом будет очень большая работа, мне непосильная потому, что нужно как они проектировались, как они строились, и т.д. Я решил отбросить первую половину и писать о том, как осваивались военные подводные лодки.

Потом посмотрел и решил, что это необъемный пласт. Я решил, что нужно написать книгу по атомным подводным лодкам описывая Героев СССР, т.е. командиров которые за наибольшие достижения в этой области за освоение атомных подводных лодок были отмечены этим званием. и поэтому эта книга мемуарная, мемуары обычно пишут о себе и о людях которые были вокруг тебя. Эта книга совсем другая. Она не обо мне, она о тех людях которые действительно осваивали атомные лодки, это мои друзья, мои сослуживцы, так сказать братья по этому делу которым являлось освоение первых атомных лодок. Поэтому в посвящении первой части этой книги всем известным и неизвестным, кто стоял у истоков атомного флота. Известным - это те командиры Герои Советского Союза, о которых я пишу, а неизвестных было гораздо больше и вклад который они внесли был не меньший, чем тех кто проходит в этой книге.

Проходило целое поколение и от каждого зависел успех этой операции по освоению подводной лодки. Такое посвящение всем известным и неизвестным. Это первая часть книги, а вторая часть называется "Флот в судьбе России", это те события, которые с перестройкой, с делением Черноморского флота на две части, эта глава называется "По живому". С тем, что шведы в это время усиленно нас обвиняли в том, что наши атомные подводные лодки по шхерам плавают и что то там делают. Они ,как только бюджет, начинал делиться, так сразу начинали про наши лодки. Они меня даже довели до того, что я собрал иностранных журналистов и отвечал на их вопросы. Шведские журналисты задали мне этот вопрос. Мне надоело отвечать, что мы туда не ходим. Что я вас могу попросить как командующий флотом, - поймайте нашу лодку там, утопите. А то получается мышиная война вокруг этого вопроса.

В конце концов эта книга вышла. Даже люди кто ее рецензировал. Это Черкашин, они мне даже сказали о том что, надо свое присутствие показать, чтобы не получилось, что кто-то наговорил и я об этом пишу. Я участник всех этих событий. Я пишу о тех людях, кто был первопроходцами. Больше половины командиров этих подводных лодок уже сегодня, к сожалению, с нами нет. Давалась эта книга не просто. Дальше она трижды издавалась. Она вышла поздно. Уже она была набрана в воениздате. Мне звонят, а уже перестройка, которая разваливала наше государство. Нужны деньги, что делать. Я им ответил, что я адмирал флота, Главнокомандующий ВМФ СССР, а не владелец палатки на улице Горького. Делайте что хотите. Вот такая не простая история.



В нашем фильме один из эпизодов это поход К-3 к полюсу. Не могли бы вы рассказать, какая в тот момент была международная обстановка? Как отрабатывалась Вами на лодке 613 проекта, а потом на К-21 подледное плавание?

В это время началось начало Холодной войны. Соперничество НАТО в создании новых средств техники военно-морской. Создание атомных подводных лодок , американцы первыми из начали создавать, мы уже как ответную меру начали их создавать. Они преуспели в этом деле. Обогнав нас значительно. Атомные подводные лодки, подводные лодки вообще это ударная сила. Во вторую мировую войну это было подтверждено.

Но это были лодки ныряющие. Они могли погружаться ненадолго. Допустим на экономичном ходе они могли идти ну двое суток. Это почти что ни что. Атомная подводная лодка это новое оружие, которая могла не всплывая, следовательно соблюдая скрытность могла наносить удары неожиданно для противника во всех условиях океана, и подо льдом, и в океанах, и морях, и у побережья . Во время создания атомных лодок. Я в это время был командиром подводной лодки 613 проекта. Романтика меня всегда увлекала. Мне всегда приходилось участвовать в новых делах.

В какой то степени быть в числе первопроходцев, заниматься делом еще не освоенным. В том числе на лодке 613 проекта, которой меня назначили командовать очень молодым человеком, через четыре года после окончания училища - капитан-лейтенантом, вдруг устанавливают новый прибор, который назывался эхоледомер.

Эхоледомер нужно было испытать, потому что он показывал какой лед над подводной лодкой. Конечно этот прибор был не для дизельных подводных лодок, а для атомных которые могли совершать длительное плавание под водой. Новый прибор. Его предстояло, нашей подводной лодке испытать. Дизельной подводной лодкой, то мне пришлось больше, чем кому бы ли было плавать подо льдами испытывая этот прибор.

Конечно мы заходили не на долго. Энергетика была ограничена- Аккумуляторные батареи. Вот тогда складывалась такая ситуация. Мы попадали в разные ситуации. Набирались опыта. Опыт который мне потом пригодился, когда я был командиром атомной подводной лодки.

Когда я был командиром атомной подводной лодки, то мне поручили во главе маленькой группы создать инструкцию плавания подо льдом. Туда вошел весь опыт плавания на дизельной подводной лодке подо льдом. Этой инструкцией длительное время пользовались на Дальнем Востоке , и на Севере и везде.

Собственно говоря она не много претерпела изменений до сих пор, потому что основные моменты там были отображены правильно. В это время американцы на подводной лодке "Наутилус" П-1, их подводная лодка. Совершили из ряда вон выходящее плавание, подводная лодка достигла Северного полюса.

Наши подводные лодки проходили становление и на каком то этапе могли тоже себе позволить совершить такое плавание. Освоение первых атомных лодок было сложным очень в связи с тем, что техника она была впервые создана. Все что делается впервые, как правило проходит очень трудное становление. С точки зрения, что она выходила из строя, что то было не доработано, что то было не доделано. Нужно было эти недоработки, недоделки устранять походу.

У нас некоторые есть такие знатоки Военно-морского флота, которые особенно в начале перестройки на всех программах говорили, что наши подводные лодки плохие, американские хорошие, что нужно было не строить, а сесть задуматься, решить все, а уж потом строить. Это не выдерживает никакой критики. Только во взаимодействии теории и практики можно было двигаться вперед. Точно так и продвигались. Перед походом К-3 к Северному полюсу нашей подводной лодке, которой я командовал К-21 667А проекта было дано задание, она была довольно удачно построена, мы уже имея опыт предшествующих подводных лодок и наш экипаж предъявляли жесточайшие требованья, и даже когда мы уходили из Северодвинска все кто строил подводную лодку говорили: "Мы так рады, что Вы уходите". Выжимали все что можно с них. У меня до сих пор с ними хорошие отношения.

Лодка бала построена удачно. Три испытания выпали на нашу лодку перед походом К-3. Первое испытание это подводная лодка вышла и проплавала полную автономку, это было впервые. Автономность была, меня часто спрашивают почему 50 суток , потому что в тактикотехническом задании был заложена такая цифра 50 суток и она так и считалась, потом было два месяца, сейчас подводные лодки имеют автономность четыре месяца. Когда задают проект подводной лодки то определяют это как один из основных параметров. До нас никто не мог продержаться в море эти 50 суток, потому что техника выходила из строя, ломалась, приходилось исправлять эти все недостатки. Так как наша лодка удачно плавала в это время, лучше чем другие подводные лодки, то больше чем другие подводные лодки мы находились в море, то нам была поставлена такая задача. Мы ее впервые выполнили. Нас далеко не отпускали. Мы плавали в Баренцевом и Норвежском море. Как мы в шутку говорили "Аж голова закружилась" сколько мы сделали там петель. Но тем не менее с большими трудностями. Выходили из строя и парогенераторы, выходили из строя средства обеспечения питания водой энергетической установки и другие разные приборы и механизмы. Тем не менее мы проплавали.

Командиром БЧ-5 у меня был такой, потом он стал контр-адмиралом, начальником 40-го института, Заринбовский Владислав Леонидович. Когда мы пришли, к нам пришла на борт комиссия, проверяла как мы проплавали эти 50 суток. Когда у него спросили он так не штатно сказал: "на кровавом пузе проползли, но проползли". Второе было событие, это было то, что идя под лед могла сложиться нештатная ситуация, когда необходимо всплыть. А как всплыть? И тогда были сделаны торпеды специально для подрыва льда. Мне пришлось на нашей подводной лодке, с нашим экипажем испытывать эти торпеды. Мы загрузили торпедный боезапас, ушли под лед, выбирали лед определенной толщины ,паковый ,подрывали, находили эту полынью, высаживали десант, замеряли эту полынью, какие размеры, потом как попасть в эту полынью. Третье когда наша лодка имела наибольший опыт плавания вообще среди атомных лодок и подо льдом в частности. Нужно было выйти в море походному штабу, которые руководил этим походом, для практического обучения, руководил походом контр-адмирал Петелин командующий флотилией, туда входил флагманский штурман Эрдман, тогда был такой флагманских штурман флота, флагманских механик Будаев, нужно было отработать походный штаб при плавании в высоких широтах подо льдом.

Мы взяли походный штаб к себе на борт, взяли несколько человек с подводной лодки К-3 и вышли в море и плавали 15 суток в различных ситуациях. Поиск полыньи, всплытие в полыньи. Все имеет свою специфику. Ходом всплывать нельзя, потому что снесешь рубку, без хода это сложный маневр, подводная лодка должна быть так отдифферентована, выдерживала дифферент около 0, и всплывала а очень, очень медленно . Это занимало несколько минут. Сложная дифферентовка подводной лодки, надо было все проверить . Как убедиться, что лодка не имеет инерцию переднего хода. Это тоже надо было. Мы там всякие способы проверяли. В том числе продували тифон сирены и смотрели в перископ как идут пузырьки воздуха который мы выпускали. И это было недостаточно. Старпом у меня был старшим помощником капитан 3 ранга был такой Павлов Анатолий Иванович он потом командовал флотилией атомных подводных лодок на Камчатке, получил вице-адмирала, дослужился Герой Сов. Союза. Мы с ним увлекались рыбалкой. Так он мне предложил: давайте обычный рыбацкий поплавок прикрепим и будем на него смотреть в перископ. В общем всякие способы придумывали серьезные и несерьезные чтобы отработать эту задачу. Настолько удачен был этот поход, а мы шли по маршруту К-3, что Петелин с моря дал телеграмму командующему флоту с просьбой , что б нам разрешили пройти под полюсом на этой лодке, не возвращаться , но на К-3 было затрачено много сил и средств. Была создана специальная такая система "Сила" для плавания , потому что гирокомпасы выходят из строя в высоких широтах и были вложены большие деньги, большие средства в подготовку этого похода.

Нас возвратили в базу. Походный штаб пересел на подводную лодку К-3 и они в течении 10 суток совершили это плавание. Это плавание было успешным. Поэтому наш вклад в этот поход был. В то время, чтобы не умолять достоинство первопроходцев о нас нигде не говорилось. Сейчас это известный случай. Тогда об этом не говорилось. Просто подводная лодка отдала швартовы и совершила этот поход. Не все так просто.



Вы служили на многоцелевой подводной лодке. Основная задача многоцелевой подводной лодки следить за противником. Расскажите, в чем заключались сложности.

Почему возникла задача слежения за подводными лодками. Американцы используя преимущества атомных подводных лодок фактически открыли новый участок фронта против СССР. Это фронт из подо льда. Где они были практически неуязвимы от своих главных противников. Главным противником были авиация и надводные корабли. Ни авиация ни надводные корабли в то время не могли достать подводную лодку, обнаружить и уничтожить ее подо льдом. Развертывая свои подводные лодки подо льдом они были в постоянной готовности к нанесению удара с другой стороны были неуязвимы . Потом обстановка изменилась в том плане , что авиация получила специальные средства по пробиваю льда, опусканию туда гидрофона. Но все равно это связано с большими сложностями. В это время они построили первую подводную лодку "Джорж Вашингтон" вооруженную межконтинентальными баллистическими ракетами.

Плавание этих лодок подо льдом делало из неуязвимыми для противолодочных сил Советского Союза. Тогда стал вопрос о том, что надо их там перехватить, чем то достать. Как то их обнаружить и осуществить контроль, чтоб не допустить неожиданного удара из подо льда. Таким образом появилась эта большая задача и первая подводные лодки которые следили за американскими лодками были дизельные. Но дизельная подводная лодка могла обнаружить и следить за ней пока она не выйдет за действие гидроакустического комплекса в подводном положении. Только атомные подводные лодки могли специально уйти под лед и осуществить и мы считали что они могут обнаружить подводную лодку американскую и осуществлять за ней длительное слежение, и в случае необходимости нанеся по ней удар. Но задача была очень сложная потому, что нужно было разработать такое наставление. Командиры атомных подводных лодок разрабатывали такое наставление. Значит как осуществлять слежение. Если лодки находятся на разных глубинах то столкновения не будет, а если они находятся на одной глубине, а друг другу глубину не докладывают, то тогда возможно столкновение двух подводных лодок. Это первое.

Второе. Гидроакустические станции того времени имели настолько маленькую дальность обнаружения малошумных целей какими являлись подводные лодки., что это маневрирование буквально рядом друг с другом. В каких то 5 - 10 кабельтовых, а подчас лодки ходили друг против друга. Только мы могли видеть что то над головой промелькнуло. Вот эта задача, с одной стороны важная для ВМФ. Без ВМФ ее ни кто не мог решить. Борьбы подо льдом со стратегическими подводными лодками, а с другой стороны чрезвычайно сложные потому что наши первые лодки были гораздо шумными, чем американские. И это тоже задача на которую была мобилизована наука академическая , прикладная , военно-морская и практика нашего плавания для того, чтобы уменьшить шумность и догнать американцев по снижению шумности . Шумность в это время и сегодня еще является основным показателем скрытности подводной лодки. Сегодня обстановка, к счастью уже, удалось преодолеть те отставания, которые были. Но, я повторяю, что это была мобилизована вся наука и в том числе академическая.

Я вспоминаю такой эпизод. Я уже был Главкомом, Президентом Академии наук был А.П. Александров с которым меня связывало знакомство в то время когда я был еще назначен командиром лодки. Знал нас нескольких командиров, всегда с нами обсуждал вопросы. Этот человек был очень эрудирован. Не случайно он был Президентом Академии наук. И когда он приезжал к нам, на некоторые вопросы не мог ответить. А он реактор проектировал и так далее. Он нам говорил : вот что молодцы задайте какой ни будь вопрос полегче я на этот вопрос не могу вам дать ответ. Он всегда с нами занимался. И так наше с ним знакомство переросло в дружбу. Очень было много вопросов которые обсуждались в Академии наук, Это были вопросы по исследованию океана, распространению звука в океане, очень много. Ледовая обстановка, звуковые каналы, звуковые барьеры. Звонит мне ученый секретарь Академии и напоминает мне, что завтра мы встречаемся по нашим вопросам, от нас 15 человек, от вас никто не опоздает, все будут вовремя. Я говорю да. У меня просьба если можно половина пусть приедет в форме, а половина нет. Почему. Знаете академики своеобразная публика. Они очень остро воспринимают милитаризацию Академии наук СССР. Вот такие были моменты.

Потому что была поставлена наука всех степеней, практика всех степеней на решение поставленных задач. Вот как появилась эта задача и как она выполнялась. И сегодня, не смотря на то, что гидроакустика изменилась уже , она не та, что была на первых подводных лодках, шумность уже не та, следовательно чем меньше шумность тем эту лодку на меньшей дистанции можно обнаружить, а с другой стороны меньшая шумность создает благоприятные условия для обнаружения вероятного противника. Чем меньше она шумит, тем меньше она создает собственных помех своим комплексам. До сих пор, не смотря что все это стало на более высоком уровне, слежение за атомными лодками представляет важнейшую, наисложнейшую задачу которую решают подводные лодки.

У нас была замечательная кругосветное плавание совместное, о котором американцы узнали лишь на 23 съезде партии. Зачем это вообще было нужно?

Было два момента. во первых Американцы и НАТО, в первую очередь американцы видя какими большими темпами развиваются атомные подводные силы видели от этого вида угрозу впервые для Америки. Почему? Во всех войнах американская территория была вне практической досягаемости для противоборствующих сил и средств. Океан был надежный щит, который прикрывал Америку. Поэтому на любой войне американцы наживали большие, колоссальные средства ничем не рискуя. Только пытались немцы в войну, посылая туда несколько дизельных подводных лодок и потопи там несколько танкеров и транспортов нанесли мизерный урон экономике. Дальше обстановка изменилась. Ракетные войска стратегического назначения стали по дальности досягать побережья США, а вторая часть компонентов подводные лодки вооруженные стратегическими ракетами, но тоже нужно было подойти к побережья США. Вначале у нас были созданы ракеты на 500, 1500, 2000. Значит на таком расстоянии должна находится подводная лодка от побережья США. И тогда они создали систему "Сосус" вложив колоссальные силы и средства в создание этой системы, для того чтобы обнаруживать на барьерах наши подводные лодки идущие в том направлении. И тогда высылая соответствующие силы, это авиация, это надводные корабли, это подводные лодки осуществлять слежение за носителями этого оружия с тем, чтобы обезопасить побережье США.

Такая угроза появилась впервые. Следовательно, нашим подводным лодкам вооруженным баллистическими ракетами нужно было преодолевать большие расстояния, для того что бы держать под прицелом побережье США в случае развязывание ими войны. Нужно было плавать подолгу и далеко. К этому времени и американцы плавали подолгу и далеко. Прежде всего, они плавали тем, что они разворачивали свои подводные лодки против нашего побережья. А во-вторых они совершали рекордные плавания как кругосветное плавание осуществила их подводная лодка "Тритон". Мы стремились плавать все дальше и дальше. Нужно было иметь уверенность в том, что наши подводные лодки могут плавать столько сколько нужно. Это задача не для того, чтобы нас занесли в книгу Гинеса, а для того чтобы была уверенность, что наши подводные лодки могут решать задачи в полном объеме. Т.е. плавать туда где нужно и насколько нужно. Родилась идея осуществить такой переход. На Северном флоте наша промышленность была более мощной, чем на Дальнем Востоке. И поэтому подводные лодки в основном, хотя на Дальнем Востоке строились некоторые лодки, на Севмашпредприятии, Горьковском заводе, в Ленинграде. Нужно было пополнять новыми лодками Тихоокеанский флота. Такие походы были сделаны подо льдами Арктики, после этого похода К-3 и т.д. уже ходили туда.

Первым прошел Дубяга, вторым Михайловский и т.д. Но этот поход занимал всего 15 суток. Он был очень сложный тем, что там были паковые тяжелые льды. Лодки шли, как говорили в авиации, в слепом полете. Слепое плавание. Не видно берегов, ничего не видно подо льдом. Надо было убедиться в том, что лодки могут плавать на не ограниченный радиус. Ситуация их применения могла возникнуть в любой точке Мирового океана. Тогда было решено сделать такое плавание, которое по своей продолжительности маршрута равнялась бы кругосветному плаванию, обойти земной шар. На самом деле оно не было кругосветным. Вышли из Мурманска и пришли на Камчатку , этот кусочек не замкнут. Но так как шли таким длинным путем-то это было равно экватору, 40 000 км. Были выделены три подводные лодки. Потом одна, по причини выхода из строя, была исключена из похода. Осталось две. Одна ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами, а вторая подводная лодка, вот такая, какой командовал я (627 проекта), торпедная. Я в это время закончил Академию, учился первым, кого с атомных лодок был послан в Академию. Закончил Академию и на свою же дивизию пришел начальником штаба. Лодка которая была выделена в этот поход с нашей дивизии. Ей командовал капитан 2 ранга Столяров Лев Николаевич, а на моей подводной лодке Столяров был помощником командира.

Меня назначили готовить эту подводную лодку, все задачи принимать, плавать с ними . Я чувствовал двойную ответственность и так как мне это было поручено, и потому что мой подчиненный бывший, которого я рекомендовал на продвижение был командиром этой лодки. Для того чтобы подстраховаться. Это было плавание осуществлено вокруг Южной Америки, Огненной Земли, проливом Дрейка, который изобилует айсбергами, поскольку опыта плавания там не было никакого, то решили послать отряд надводных кораблей, который бы шел по маршруту этих лодок, держал с ними связь, выходил на рандеву, имел на борту все необходимое в случае оказания помощи начиная от материальной части и кончая сменным экипажем. В этот отряд надводных кораблей входил танкер "Дунай" и гидрографическое судно "Сарычев" и командиром этого отряда кораблей назначили меня. Мы совершили этот поход. Выходили порознь, встречались, переговаривались, снова расходились, когда подошли к самому опасному участку, проливу Дрейка, то разделились на две группы. "Сарычев" на котором находился я. За нами следом шла подводная лодка, которая нас пеленговала гидроакустикой, а мы уже видя айсберги, обходили и проводили их в безопасно. Второй был танкер "Дунай" за ним прошла вторая подводная лодка. Мы прошли так весь пролив Дрейка, вышли в Тихий океан.

Подводные лодки пошли самостоятельно. Мы от них отстали потому, что надводные корабли имели ограничение в скорости и были в ревущих 40 широтах, в сильнейших штормах. Ход у нас все время сбавлялся, боролись со штормом. Подводные лодки, в этом смысле были неуязвимы. Они пришли туда. Доложили Съезду, об этом уникальном походе. Пролив Дрейка было очень трудно форсировать во-первых шторма, во-вторых айсберги. Айсберги были такие сто метров над водой, это значит 500 метров под водой. Лодка таких глубин не имела. Надо было уклонятся. Обнаружить было не так просто потому, что сплошной туман. Эти айсберги давали холодный воздух и вокруг их был туман. Некоторые айсберги мы не могли обнаружить радиолокацией потому, что скошенные поля отражали сигнал. Тоже нужно было разработать целую систему , как же обнаруживать. Мы мерили температуру воды. В конце концов поход прошел успешно. Всего таких походов было четыре. Я участвовал в двух. В первом командиром отряда обеспечения, а потом, когда я был командиром дивизии, 667А проекта, подводная лодка моей дивизии, впервые стратегический ракетоносец, тем же путем, это была К-408, командиром был капитан 2 ранга Привалов. Служил на Камчатке, потом перевелся в Ленинград.
....

Занятие постоянным, нужным делом, но монотонным, однообразным, наверное тоже набивает оскомину. Мне жизнь расслабляться не давала.

Вас назначали командиром дивизии новых стратегических лодок. Что это за лодки? Как отреагировали американцы на их появление?

Это были новые подводные лодки, это было новое оружие. Потому что до этого. Первые лодки дизельные переделывались, две ракеты на них ставились. Потом три ставили. Дальность у них была маленькая 150 - 300 километров. Потом на первые атомные лодки тоже ставили три с подводным стартом. Нужно было создать настоящую стратегическую лодку, которая могла решить большую, значимую задачу. К тому времени наши ученые спроектировали атомную подводную лодку 667А проекта, это была лодка с 16 баллистическими ракетами и дальностью стрельбы 2000 километров. Это были уже настоящие стратегические лодки. И тем не менее им нужно было подойти на 2000 километров к побережью США. А учитывая и по глубине территории, то ближе, для того чтобы выполнить задачу. Это был ответ на угрозу разворачивания американских подводных лодок типа "Джордж Вашингтонн" и начали разворачивать свои подводные лодки и Франция и Англия, которые являлись единым целым.

Лодки эти были совсем другого класса, эти лодки были специально построенные, это была специальная аппаратура управления нанесения удара из под воды, это был подводный старт, это были ракеты практически любой мощности. Они могли нести до Мегатонны. Одна подводная лодка могла решить большую задачу. Американцы начали разворачивать свои ракеты "Першинг" Конфронтация, холодная война набрала силу. Американцы нашли такой путь. Баллистичекая ракета, которая летит с территории США или наша ракета приблизительно находится в полете 25 - 30 минут. Средства предупреждения о ракетном ударе обнаруживают ракету. И следовательно та или другая сторона видя, что идет массовый налет на территорию принимает решение нанести ответный удар. Обе территории получаются под опасным воздействием этого оружия. Можно уйти от этого обнаружения, нанеся удар таким оружием имеющим малое подлетное время. Американцы начали развертывать в Европе свои ракеты "Першинг", которые имели малое подлетное время и могли уничтожить наши ракеты расположенные в шахтах.

Нужно было искать ответную меру. Одной из ответных мер была угроза от наших подводных лодок. Была попытка разместить на Кубе такие ракеты. В конечном итоге было принято решение о вывозе этих ракет. Наши подводные лодки, находясь у побережья США создавали адекватную угрозу. В конце концов было заключено соглашение о ракетах среднего радиуса действия по которому было принято решение убрать "Першинги", а наши подводные лодки приобретали новое качественное ракетное оружие, которым мы обогнали США, которое позволяло применять ракеты прямо из баз, или недалеко от них. Мы обогнали американцев в дальности действия наших ракет. Это была одна из мер противодействия американским системам обнаружения. Поэтому чтобы не преодолевать систему обнаружения, реакция на нашу повышенную шумность сделать более дольнобойное наше оружие , чтобы не покидать своего побережья.

Это были новые подводные лодки, которые до сих пор входят в состав нашего флота, имеют на борту уже межконтинентальные ракеты, которые могут достичь любого противника. Я, прослужив, три года начальником штаба дивизии таких подводных лодок был послан в Академию Генерального штаба, а после Академии меня назначили командиром вновь создаваемой 19 дивизии таких подводных лодок 667а проекта. Это захватывающее назначение. Я не чувствовал земли под ногами. Нужно было освоить, как стрелять, как маневрировать, как боевую службу нести, а мы ее несли уже по циклу. Это были вдохновенные годы моей службы. Я не зная ракетного оружия, попросил у Главнокомандующего командировку в один из подготовительных центров, в Палдивске, который готовил экипажи подводных лодок, чтобы изучить устройство лодки и ракетное оружие. Если по устройству лодки я учил изменения, то ракетное оружие особенно тщательно я там учил. Это был единственный случай, когда учился целый командир дивизии. Мы составили план занятий. Со мной занимались только начальники циклов. Это была очень полезная в моей деятельности учеба. Месяц я там был. Я приехал формировать дивизию из этих лодок уже подготовленным человеком. Плюс еще то что в это время там учились экипажи, которые потом пришли ко мне в дивизию. В частности одной лодкой командовал Павлов, второй командовал Захаров Олег. ....

Пришлось очень много плавать. К-21 в свое время была поставлена еще одна задача. В связи с тем, что лодка была удачной нам поставили задачу плавать до выхода из строя материальной части, на износ. Мы непрерывно плавали и засекали когда, что ломалось. В конце концов мы ее быстро выбили. Я ушел в Академию, а Павлов ее отвел в Северодвинск на ремонт. Мой старпом был назначен командиром этой лодки после меня. Был такой случай: так как я редко бывал дома, все время мы плавали и на износ техники, и на износ всего, то приятельница, дочка маленькая была, спрашивает "Мама дома. Дочка отвечает и мама дома и папа всю ночь ночевал".


Чем отличается слежение в мирное время от слежения в военное время?

Это одно и тоже. Разница заключается только в том, что конечной стадии в войну применение оружие, а в мирное время цели расходятся. Сам порядок слежения остается тот же самый. Можно ли в мирное время расслабится. Можно, но только тем, кто не стоит на вахте. Это и войну так, так и в мирное время. Слежение часто делается по боевой тревоге, когда весь личный состав стоит на вахте. Это большое напряжение, требует по минутам принятия решения, постоянного решения, решение принимаются в неоднозначной обстановке, когда нужно выбрать какой то вариант, оценить правильно обстановку. Все находятся буквально в поту. Это трудная очень задача. Вначале слежение мы осуществляли только по боевой тревоге. Потом техника стала другая. Мы стали ориентироваться лучше. Мы стали ориентироваться одной боевой сменой. ... Было несколько случаев когда сталкивались подводные лодки. Когда я командовал лодкой, бог миловал, мы не сталкивались, но и слежение было редкой удачей. Т.к. мы готовились к этой задаче, то обнаружение и слежение это была удача. Таких людей пропагандировали. Смогли например следить 15 минут, 20 минут. Потом, когда слежение стало массовым, уже следили сутками, и некоторые слежения уже бросали по приказанию. Мы считали, что хватит за ней следить.

Когда я был начальник штаба дивизии, командир дивизии столкновения были. Американцы несут патрулирование всегда у наших берегов, особенно у Кольского залива, Мотовского залива на Севере. За последние 15 - 10 лет было больше 20 столкновений, которые не приводи к катастрофам, удачно , никто никого не потопил. Если только оправдается одна из версий оправдается, что "Курск" был протаранен одной из подводных лодок, что могло быть. Я вообще считаю, что одной . две реальные или столкновение с подводной лодкой или неприятности с торпедой которая готовилась к стрельбе. Некоторые говорят: та лодка меньшего водоизмещения, она должна была погибнуть. Это не так. (Пример с яйцами на Пасху) ... При столкновении большая лодка может потерпеть катастрофу, а меньшая, конечно будет иметь повреждения, но не такие значительные.


В 1970 году были проведены учения "Океан". Роль подводных сил в этих учениях. Для чего они проводились. Как это повлияло на политику?

Военная составляющая в политике всегда присутствовала и будет присутствовать. Это учение, когда у нас был развернут большой океанских флота. Именно этим занимались, и прежде всего под руководством Главкома Военно-Морским флотом Горшкова, то нужно было демонстрировать эту мощь, которая могла быть противопоставлена. Это было то время, когда нас могли любить или не любить, могли ненавидеть, но считаться с нами были должны и считались. И такого, чтобы допустим даже не поставить в известность будем бомбить какую то Югославию, такого раньше не могло быть, с нами считались. Демонстрация была сопутствующим явлением, не главным. Главным нужно было в действии проверять правильность разработки морских стратегических операций, которые мы разрабатывали для нашего ВМФ. В стратегической операции ВМФ участвовал не один флота. В частности в учениях Океан-70 принимал участие Черноморский флот, Северный флот, Балтийский флот. Эти флоты участвовали на Атлантике, взаимодействовали между собой, решали стратегические задачи. Лодки стратегического назначения, и лодки многоцелевые, и надводные корабли, и авиация взаимодействовали с сухопутными войсками. Это были комплексные маневры .

Я на этом учении был задействован, как и все, кто служил в это время на Севере. Меня назначили начальником штаба флотилии в губе Сайда, Гаджиево, где были состредоточены все стратегические подводные лодки. Командовал флотилией контр-адмирал Неволин. .................................. К нам на флотилию приезжал Маршал Советского Союза Гречко, вместе с Главнокомандующим Горшковым. Выходили в море. Давали оценку не только по докладам, но и сами имели возможность оценить действие сил задействованных в учении. Это было самое большое учение в котором мне довелось участвовать.

Расскажите про операцию "Атрина"

Операция "Атрина" была задумана мною давно, я явился ее инициатором, будучи командующим флотом. Она была не единственной. Она явилась заключительным этапом одной поисковой разработки применения наших ракетных атомных подводных лодок. В чем заключался смысл. Когда американцы осознали и увидели от наших подводных лодок, то они создавали так называемые противолодочные рубежи. Один рубеж на Севере был Нордкап - Медвежий который было оборудован системой Сосус, для обнаружения так были и системы и несли силы всевозможные подводные лодки, надводные корабли, патрулировала противолодочная авиация . Следующий был в районе Великобритании. Потом на подходе к США. Это были рубежи которые фактически отслеживали наши подводные лодки, посылались туда силы которые в промежутках между этими рубежами следили на нами, чтобы наши силе не действовали бесконтрольно. Мы же со своей стороны занимались тем, что искали, и к счастью находили такие способы действия на их силы, которые позволяли затруднить наблюдение и обнаружение наших сил, конечный итог, сделать наши силы не обнаруживаемыми. Эти рубежи были хорошо оснащены. Сил у них было достаточно.

Мы таки разрабатывали способы Уделяли большое внимание. Мы считали, что успех в войне будет завесить от скрытного развертывания наших сил. Такие способы находились, проверялись. Мы о них не рассказывали, не афишировали, да и сейчас о них не надо рассказывать. Многие из них не утратили свое значение. Были например такие. Мы развертывали наши подводные лодки под надводными кораблями, даже судами (рыбаками, гражданскими кораблями) . Подводная лодка подходила под такой корабль. Он своими винтами маскировал ее от акустиков. И такие походы делались сутками. Надводные суда могли и не знать, что под ним находится подводная лодка. Мы проверяли. Вся разведка была организована и флотская и ВМФ, и в Москве. Осуществляла слежение за реакцией. Мы развертываем подводную лодку и все наши следят на эфиром. Мы видим когда они обнаруживали, когда не обнаруживали. Потом сопоставляли. Почему они обнаружили. Оказывается подводная лодка разошлась с этой целью. И мы ее разрабатывали таких способов много было. Мы держали в секрете на случай развертывания, угрожаемой ситуации.

Надо было проверять постоянно на практике. Одно дело на одной подводной лодке, другое дело на целой дивизии.В Операцию "Атрина" было спланировано пять подводных лодок. Конечно ,считать, что исчезнут пять подводных лодок нельзя. Космос все время наблюдает. Отслеживает где они стоят. Вдруг они пропали. Мы знали.- Противник будет насторожен. Но надо было найти способ их развертывания, такую нестандартную ситуацию. Он знает, что они ушли в море. В стоге иголку отыскать трудно. В операции "Атрина" они обнаружили, что они пропали, что они идут. На первом рубеже их обнаружили, на втором обнаружили, а потом они пропали. Тогда стала угроза американцам, что к ним идет целая дивизия подводных лодок, да еще они сообщили что лодки ракетные. американцев был переполох. Они развернули столько своих сил, сколько никогда не развертывали. Для того, чтобы найти концы этих лодок. Соприкосновение сил произошло. Они пытались следить. Второй этап этой операции был уклонение от обнаружения. Потом мы вошли в обнаружение и нужно было оторваться от обнаружения. Это сделать было очень сложно, Они задействовали много сил. .... Мы разрешили использовать имитаторы помех гидроакустических, для установки помех для маскировки ПЛ.

Эта операция прошла успешно. Возвратились все лодки без приключений. Мы преследовали еще одну цель. В эти времена, во время перестройки, у нас появились отщепенцы, которые по телевидению говорили о том, что какие у нас плохие подводные лодки, как за ними производится слежение, как эти лодки являются только целью, их не надо было вообще строить, как плохо у нас в ВМФ, и как хорошо у американцев, и т. д. Только для того, чтоб себя засветить. Было их человек пять всего. Второго ранга, первого ранга, даже себя предлагали в Министерство обороны. Один предлагали контр-адмирала одного сделать Главкомом, капитана 1 р. механика Зам министром обороны. На публику это производило отрицательное впечатление. Среди них было два подводника. По лодкам они писали статьи и выступ. по телевидению. Наши лодки не имеют военной значимости, она шумная, она такая, экипаж плохой, командиры плохие, высшее руководство ничего не соображает. И по этому за каждой лодкой цепляется американская лодка и осуществляет ее слежение, бросает ее только при возвращении в базу. Для того чтобы доказать общественному мнению. ..... Была проведена в том числе и эта операция. Она дала нам богатейший материал для боевого планирования наших подводных лодок в случае войны, она дала практику целой дивизии подводных лодок, применения не штатных приемов, успешного применения. После этого все продолжалось. Третье общественное мнение убедилось в ценности информации "врагов нашего флота". Это были однодневные бабочки, одноразовые шприцы. .... Ряд задач, поставленных перед операцией был выполнен. Операция была успешной. Прежде всего этот успех был для пользы боевого применения подводных сил. ....

Лодка К-219. Что это была за лодка?. Кто командир? Какой был экипаж? Какие выводы были сделаны?

Эта подводная лодка из моей бывшей 19 дивизии, командовал ей капитан 2 ранга Британов, он сейчас возглавляет на Урале филиал "Союза подводников". Это грамотный командир. Я не могу сказать о нем только положительное. В данном случае. В гибели подводной лодки во много была вина экипажа. В частности только в том, что они. Два человека знали о неисправности одной из ракет и скрыли этот факт. Считая, что там небольшие протечки, ракеты были жидкостными, Жидкостные ракеты требуют тщательного наблюдения. Компоненты очень взрывоопасны. Есть целая система автоматизированного и неавтоматизированного контроля. Одна ракета имела небольшие протечки. Л.с. в море занимался ликвидацией этой протечки. Протечки были малы. Их локализовали. А дальше они росли. Переросли в аварию. Второй вариант: Мы его прорабатывали и поставили опыт в Ленинградском институте. Причиной аварии явилось с американской подводной лодкой. Но столкновение не в борт, а чиркнула и сместила крышку ракеты. Ракета имеет тонкую оболочку. Выдерживает большое давление за счет больших давлений и изнутри и с наружи. Для того чтобы подводная лодка стреляла с глубины 40-50 метров, давление 4 килограмма, это ее стартовая глубина. Предварительно перед тем, как открыть шахту, ракета надувается давлением, а шахта заполняется водой. Давление уравнивается. А если ее не поддуть и открыть крышку, ракета сомнется обязательно и компоненты соединяться. Происходит взрыв в шахте. Версию эту тоже нельзя отложить. Обнаружено, что американская лодка была участником столкновения. А может быть события развивались с ракетой, которая была неисправна из базы. Было проведено расследование. Два человека видели неисправность и не доложили о ней. На подводной лодке, вы знаете, так от каждого человека зависит жизнь. На подводной лодке самая короткая дистанция между командиром и учеником, какого ни будь дизелиста или электрика. Ни в одном роде вооруженных сил, на надводных кораблях, ни в одном подразделении такой короткой дистанции нет. В отсеке с одного камбуза, одним кислородом дышат. Если нет кислорода то никому нет, если авария, то все в этой аварии задействованы. В войну говорили на подводной лодке или побеждают все или погибают все. Нет тверже и надежнее земли, чем палуба надводных кораблей.

Расскажите про АПЛ «Комсомолец»

Была коллегия у Министра обороны, где я находился, мне позвонил оперативный дежурный и доложил, что получен искаженный сигнал похожий на аварийный сигнал с подводной лодки. Я приехал в Главный штаб. Мы получили неизвестный, искаженный сигнал . Вскоре был получен второй сигнал. Стало ясно, что это сигнал от ПЛ "Комсомолец" и где она находится. Когда известен сигнал мы уже знаем какая подводная лодка, где она находится, что делает и т.д. Дальше, началась борьба за живучесть этой подводной лодки. Была создана группа из представителей промышленности, наших специалистов. Мы ночевали здесь. Зам. предсовмина Маслюков тоже находился здесь. На флоте, здесь все занимались этим делом. Подводную лодку спасти не удалось. Личный состав действовал безукоризненно, его нельзя ни в чем обвинить. То что писал Романов. Это заинтересованный, необъективный человек, потому что он был зам. главного конструктора. А там мы год рассматривали э тот случай.

Была создана комиссия. Председателем был Бакланов, Язов входил в эту комиссию. Комиссия была составлена таким образом, там многие, не только Романов, там еще были, которые защищают честь мундира и сваливают все на экипаж. в том числе говорят и то, что Чернавин заставил всех согласится, что личный состав не виноват. Я был членом этой комиссии. В комиссии было всего три моряка. Я, Зайцев, Панин. Все остальные были больше чем на 75 процентов из Минсудпрома. Такой состав комиссии не привел к тому, что кто то защищал ведомственные интересы. Комиссия очень детально, с установкой многих опытов и испытаний. Там и поджигали, и делали на заводе отсек подводной лодки. Больше года заняло расследование этого случая. Комиссия пришла к выводу: В этой аварии есть стечение обстоятельств, которые проявили себя и требуют принятия мер по следующим направлениям. Первое - улучшение проектирование, второе - улучшение надежности ПЛ, третье - улучшение подготовки экипажа, четвертое - улучшение поисково-спасательной службы. Романов утверждал: "Нет по технике замечаний нет" Почему? Сколько у нас было аварий, всегда технику выводили из под критики и говорили люди виноваты.

Ошибку в работе личного состава всегда можно найти. Романова задело, что нужно улучшение проектирования. Например в ПЛ пять отсеков кормовых не герметичны друг от друга. Тогда как герметичность отсеков подводной лодки, средство борьбы за спасение этой ПЛ. Еще Макаров говорил: переборками нужно делить корабли, водонепроницаемыми. А тут пять отсеков как один. Она и утонула из-за этого. Там конструктивных недостатков было много. Для герметизации линии вала необходимо было более 20 минут в спокойных условиях. Туда давали огнегасящее вещество, из баллонов воздуха туда поступал свежий воздух. Почему? Прокладки делались из красно-медного материала. На этой лодке применялся новый материал, который при температуре всего 200 градусов плавился, следовательно нарушалась герметичность. Такие люди, как Романов, вместо того чтобы воспринять правильно.

К личному составу претензий нет, но я как Главком воспринял правильно, требуй лучше. Предела ее улучшения нет. И все меры которые применяются правильные. Хоть я мог говорить Докажите где вина личного состава. Романов воспринял так, все там идеально, а личный состав виноват. Были приняты эти четыре направления и разработаны очень хорошие планы реализации. Улучшение поисково-спасательной службы, закупка комбинезонов за границей. Подготовка личного состава. И в конструировании. Конкретные примеры. Например при пожаре в отсеке мы закрываем переборку, подаем туда пламегаситель, но мы не знаем горит там или нет, поступает туда вода или нет и т.д. Это все надо устранять. Прошло время. Денег нет. Эти планы были прекращены. Мы не застрахованы в будущем от выявленных моментов.

Как было организовано спасение экипажа АПЛ»Комсомолец»

Было объявлена тревога и Главном штабе и на флоте. Все пошло автоматически, что предусмотрено в таких случаях. А предусмотрено следующее. На флоте и в Главном штабе начали искать ближайшие корабли, для направления в случае катастрофической ситуации спасти личный состав, Кстати по К-219 в книге Британов пострадал от того, что ему приказано было потопить корабль вместе с личным составом. Когда мы стали сопоставлять совместно с Министерством морского флота, Министерством рыбного хозяйства обнаружили три судна вблизи, которые были направлены в район. Они пошли на спасение. Они были нужны для поддержания связи через них с подводной лодкой. Во вторых на случай спасения личного состава и оказания другой помощи.

Спасательный отряд северного флота вышел в район туда, но ему нужно было время. Несколько суток. Вылетели самолеты. Тоже потом , некоторые знатоки, говорили зачем самолеты, они не нужны. Самолет нужен был, для того чтобы установить место подводной лодки, для поддержания связи с подводной лодкой, в третьих наведение судна помощи. Что самолет и произвел. Если б не было самолета мы не смогли спасти эти 29 человек. Когда пришел с моря экипаж, мы не смогли с ними встречаться. Было большое переохлаждение. Допустили до них только медиков. В это время разразился скандал с журналистом Комсомольской правды, который требовал почему не допускают. Вот ему надо. Я удивился, "Комсомольская правда" так вела себя. Она такую лож несла, такую клевету. Писалось, что рыбаки два или три часа торговались с военно-морским флотом сколько им заплатят за эту операцию. На самом деле "Хлобыстов" обрубил снасти и самым полным ходом шел на спасение. Вранье может исходило от нашей резкой реакции, хоть мы писали, что это не соответствует действительности. А рыбаки народ серьезный, они сразу подали на газету в суд. С требованием извиниться. В это время уже шел развал страны.

Только Министерство обороны и ВМФ оставались на уверенных позициях. Откуда взялись генеральские дачи. Посмотрите сколько дачь у Брынцалова, сколько миллионов у Березовского, сколько у Гусинского. Это все нормально. А генералов надо было противопоставить офицерам, офицеров матросам. Этим занимались многие СМИ и вложили свой вклад. Депутаты. Потом когда в Чечне дела пошли плохо. Почему армия так плохо воюет? Потому что вы ее развалили. Товарищи некоторые депутаты, некоторые СМИ. В конце концов лодка затонула и "Хлобыстов" подошел и спас живыми 29 человек. 2 человека чувствовали лучше других и они оказывали помощь пренебрегая мерами предосторожности пообедали, покурили и скончались. Это ли привело, курево или что то еще. Может быть этого было заложено. Таким образом стало 27 человек. Когда через два или три дня нам разрешили комиссии Правительственной, с некоторыми людьми побеседовать. Я ними встретиться, они были сильно в возбужденном состоянии. Это вполне естественно.

Мне говорят: Товарищ Главнокомандующий! Самолет. Вот, мы сидим на плоту. Здесь умирают. Некоторые на глазах тонут. Ничего сделать не можем. Самолет летает. Зачем он летает. Мы только его костерили. Когда, я, им сказал, что этот самолет, который летает, как они считают, бесполезно, не навел бы "Хлобыстова" то и их не было бы в живых. Они только тогда сообразили что к чему. На следующий день я им привез этого летчика. Который там летал. Майор. Так они каждый старался до него дотронуться, каждый старался сказать ему спасибо, каждый, как то... С него пылинки сдували. А летчик был такой, стеснительный. Ну, а дальше, спасти подводную лодку было невозможно. Личный состав не успел и не смог подготовить некоторые спасательные устройства. В том числе не надежные оказались спасательные устройства, такие как, надувные плоты. Которые переворачивались. Один течением отнесло. Все эти сложности известны. Закончилось годовой работой комиссии. Комиссия разработала эти четыре направления и я, повторяю, опасность, сегодня, в том что эти планы не выполнены и мы уже как то свыклись. Нам говорят нет денег, нет денег.

Что такое экипаж. Что такое есть Русский характер применительно к службе на подводной лодке?

На подводной лодке, это все знают, кто служил на лодках, что экипаж не бесконфликтная организация, не аморфная, что все вдруг, там же не подбирают людей, как в космос. Экипаж так не подбирается. Но экипаж потом так делается. Что люди уважительно относятся друг другу. Люди бывают разные. От некоторых, которые не могут вжиться, от них освобождаются. В конечно итоге - экипаж это сплоченная единица. И чем сплоченней экипаж, тем больше уверенности, что подводная лодка выполнит свою задачу и в боевых условиях и в мирных условиях, которые, подчас, ненамного отличаются от боевых. Что касается Русского характера то тут много писателей высказывалось и есть красивые высказывания. Я считаю, что люди у нас очень трудолюбивые, они очень ответственные. Эти люди преданы своему делу и поэтому дисциплинированные в своей основе, которые выполняя поставленную задачу могут проявлять чудеса героизма, самопожертвования для того чтобы спасти других или улучшить ситуацию, которая возникла, допустим, нештатная, на той же подводной лодке. Таких примеров много.

На подводной лодке К-19 доктор снимает с себя изолирующее снаряжение и одевает его на больного, он прооперирован аппендикс, и он лежал у него в помещении. Когда пошло задымление, приказали включиться в ИДА, а этого ИДА у него (больного) нет, то доктор снял с себя ИДА, одел на него, и сказал : "Я врач, я найду как спастись". и через некоторое время ткнулся ему мертвым в коленки. А этот человек выжил. Вы, знаете, если б это был единичный случай. У нас был такой первый заместитель командующего Тихоокеанским флотом, он сейчас в Обнинске, он на подводной лодке К-8 три раза спускался в самые напряженные отсеки где можно было не выжить. Таких примеров много и очень много. Откуда они берутся. Мне кажется из того русского характера о котором мы сейчас говорим. Мне , например, всегда везло на экипаж. Люди, каждый из них индивидуум, с одной стороны, но с другой стороны когда они начинают ценить друг друга, когда они видят, что моя жизнь зависит от него, а моя жизнь зависит от этого и так далее Это людей настолько мобилизует и сплачивает, что эти люди готовы горы свернуть.

Неслучайно русский солдат всегда был самым стойким, самым не требовательным к комфортным условиям, никогда не ставил меркантильные цели выше всего на свете. Сейчас, к сожалению, наша идеология, о которой я говорю, уходит все дальше и дальше в небытие. И сегодня молодые люди уклоняются от воинской службы, а раньше невеста не за каждого бы пошла кто не служил в армии. Кто не прошел военную службу. В Америке и президентом не мог быть, человек не имевший отношение к военному делу. А ну нас, сейчас, комитет матерей, газеты публикуют как надо уклониться от военной службы. Как надо справки брать, как надо врачей обхаживать, на что нужно жаловаться. Да что ж это такое. У нас очень много говорят, в том числе знаток военного дела Явлинский, на профессиональной основе. Какая профессиональная основа. На подводной лодке, допустим Акула, 150 человек экипаж, 50 офицеров это кадровые или не кадровые военнослужащие, следующие 50 - 60, это мичмана - это кадровые или не кадровые военнослужащие и только 40 человек матросы срочной службы. Поэтому эти разговоры о профессиональной службе ... .

Да Америка может себе позволить профессиональную службу, потому что в основном профессионалов держит далеко. А у нее там, в основном другие совсем военнослужащие служат. Я против профессиональной армии. Разве профессиональная армия выиграла войну - нет. Потому что весть народ шел служить в эту армию, а он был подготовлен. Те кто прошел военную службы подготовлен для того чтобы в лихую годину стать на защиту страны. Если мы будем всех освобождать от военной службы и будем надеяться, что сколько то там, миллион человек подготовленных человек выиграют войну, не так. На самом деле войну выиграл народ, а народ был в военном деле подготовлен. Сегодня, когда все стараются уклониться от воинской службы, иметь палатку, и стараются профессию приобрести .., иметь палатку где то на улице Горького, и т.д. И патриотизм у нас было самое большое ругательство. Демократ было хорошо, а патриот очень плохо. Кто раньше был демократом сейчас тали патриотами.

Мне кажется , идеологически, наша страна находится в плохом состоянии, в опасном. Хоть говорим, что коммунистическая идеология была плохой. Коммунистическая партия была организатором наших побед во второй Мировой войне и подготовки страны к войне, и пятилетки, которые она возглавляла. Я не хочу сказать, что все должно возвратиться на 100 процентов. В одну реку дважды не войти. Но то что воспитание молодежи брошено на самотек, и то что этим пользуются и развращают нашу молодежь, покажи им зеленую бумажку, так за эту зеленую бумажку в огонь и воду войдут, а скажи им нужно защищать страну, удивятся почему я.

Нужны подводные лодки России?

А как же ну нужны, вы что. Россия морская держава, в том числе и держава морская с точки зрения военной составляющей нашей мощи, не только экономической ,но и военной. Подводные лодки, сейчас, это, во всех флотах развитых стран, основная ударная сила флотов. Без основной ударной силы флотов, флоты теряют свое предназначение. Подводные лодки нужны, подводные лодки должны совершенствоваться и они еще длительное время будут продолжать оставаться главной ударной силой и главной ударной составляющей мощи военных флотов.

Немає коментарів: