суботу, квітня 23, 2011


Первая сормовская атомная
Осенью 2007 года  подняли флаг ВМФ на крейсерской подводной лодке «К-43» («Скат», зав. № 701).
Исправления чертежной документации были проведены оперативно. Головной корабль, заложенный 9 мая 1964г. , спустили на воду 2 августа 1966г. Комплексные швартовные испытания (КШИ) АЭУ с физическим пуском реактора провели с 21 по 27 июня 1967г. (на заключительном этапе испытаниями руководил И. В. Коксанов, тогда зам. начальника 1-го Главного Управления МСП, в дальнейшем — министр судостроительной промышленности).
http://www.sormovich.nnov.ru/archive/1187/

Заводские испытания прошли с 26 августа по 5 октября 1967г., а государственные — с 6 октября по 5 ноября 1967 г. Главным строителем головного корабля являлся В. В. Семашко, ответственным сдатчиком — Ф. Г. Преображенский, сдаточным механиком — А. И. Нахров, главным технологом — К. С. Старцев, ответственным сдатчиком по электрооборудованию — Ф. И. Чуев, ведущим военпредом — С. Н. Варваркин.Первой особенностью АПЛ пр. 670 было органичное единство рационального размещения оборудования и оптимально выбранной формы корпуса. Этому способствовало, в первую очередь, оригинальное расположение ракетного оружия — полностью внутри легкого корпуса, т. е. без нарушения хорошо обтекаемых обводов, обеспечивающих высокие мореходные качества корабля. Восемь наклонных (32,5 градуса) контейнеров под КР размещены по четыре побортно вдоль прочного корпуса, выполняемого в этом районе в виде так называемой «тройной восьмерки», которая, кроме того, позволила сместить постоянный плавучий объем корабля в корму, благодаря чему, даже при наличии большой массы энергетического оборудования, удалось исключить жилые помещения в корме, как это практиковалось ранее.Сами ракеты комплекса «Аметист» обладали высокими тактико-техническими характеристиками, обеспечивая старт с глубин до 30 м при большой дальности стрельбы (до 80 км), с низкой (60 м) траекторией полета перед целью, что делало ракету практически неуязвимой и, благодаря системе самонаведения, обеспечивало поражение любой надводной цели. Комплекс «Аметист» был готов к применению в разных условиях эксплуатации, в любое время суток, при любых метеоусловиях (дождь, снег, туман), при скорости хода цели до 40 узлов и т. д. Корабельная система управления комплекса работала совместно с ГАК «Керчь-670», навигационным комплексом «Сигма-670», со счетнорешающей системой «Ладога П-670», получая от них пеленг цели, скорость изменения пеленга, дистанцию до цели, параметры движения цели (курс, скорость), свой курс и свою скорость, углы бортовой и килевой качки.Для оперативной координации совместных работ по комплексу управления стрельбой КР во время строительства корабля была образована межведомственная комиссия (МВК, председатель — Н. И. Кваша, в то время главный инженер ЦКБ-112), в которой деятельное участие принимали многие конструкторы, в первую очередь, представители ЦНИИ «Гранит» — разработчика этого комплекса.
Оригинальность проекта не ограничивалась размещением ракетного оружия. Лодка с самого начала проектировалась одновальной и однореакторной — впервые в СССР (одновальная АПЛ пр. 671 имела два реактора). Такая схема движения позволяла иметь меньшее водоизмещение, большую скорость при той же мощности и меньшую шумность.
В связи с применением на ПЛ однореакторной и одновальной ГЭУ в процессе разработки проекта особое внимание обращено на повышение ее живучести и надежности за счет дублирования всех вспомогательных механизмов, установки резервных движителей (водометов) и аварийного дизель-генератора. В составе ППУ и ПТУ удалось применить унифицированное для АПЛ II поколения основное оборудование (блок ЦНПК — парогенератор, холодильник 1-го контура, турбогенератор, ГТЗА). Специально для АПЛ пр. 670 был спроектирован реактор большой мощности с большим числом секций компенсационной решетки.
Холодильник 3-го контура, исключающий испарение воды 4-го контура в реакторный отсек, имел насосы с увеличенным напором, обеспечивающие расхолаживание установки через парогенераторы и холодильники 3-го контура. Охлаждение 3-го контура обеспечивалось насосами циркуляционных трасс ГТЗА, а также насосами 4-го контура разработки ЦКБ-112.
Насосная выгородка реакторного отсека отсутствовала, а традиционно размещенные в ней насосы 3-го и 4-го контуров расположили в отсеках, смежных с реакторным. Такое расположение обеспечивало охлаждение реактора в случае обесточивания или другой крупной аварии в одном любом отсеке. Трубопроводы забортной воды, охлаждающей оборудование ГЭУ, удалось максимально упростить за счет исключения традиционных перемычек между бортами.

Немає коментарів: