неділю, травня 22, 2011

К 43- ГОДОВЩИНЕ ЯДЕРНОЙ АВАРИИ НА АТОМНОЙ СУБМАРИНЕ К-27 (645 пр) СЕВЕРНОГО ФЛОТА.


ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ..ЛИКВИДАТОРЫ  ЯДЕРНОЙ АВАРИИ.(Из книги автора Блога "Атомная субмарина К-27.Триумф и забвение)
 Реактор в опасности
 Все по местам»!
Рентгены тела их пронзают,
И мощная сила его мегаватт
Последний парад обещает..
Е.Ваганов.

О роли второго экипажа в жизни атомной подводной лодки сегодня очень мало кто знает. Считаю это крайне несправедливым по отношению к  тем,кто в нем служил  со дня его создания в1961 г  Самоотверженность,героизм и мужество проявленное членами второго экипажа в период  ликвидации последствий ядерной аварии  и проведения научных экспериментов с 1968 по 1973гг. сегодня не подлежит никаким сомнениям.  После ядерной аварии 24 мая 1968 года именно второму экипажу пришлось взять на себя всю работу по ликвидации последствий аварии Сам процесс ликвидации аварии можно разделить на несколько частей:


 - Момент прибытия  К-27 к причалу и до момента операции "Мороз".Главной задачей  тогда было уменьшение радиационной.опасности до приемлимых уровней для чего и загрузили более 30 тонн мешочков с дробью на выгородку парогенератора л/б.Для несения вахты на пульте были вызваны все ранее служившие на АПЛ - братья Придатки Владимир  и Сергей,
  Черни В.,Додзин В, Невесенко А, Сорокин Ю. ,Мартемьянов И.,Комов Ю.. и др. В Гремиху  прибыли академик Александров А.,Лауреаты Ленинских и пр. премий Парнев Л,Карих К./трижды лауреат/, представители всех организаций,которые имели отношение к созданию "К-27".
-
 Конец 1968 года и весь 1969-й. На лодке особых работ не велось,соблюдался режим взрыво-пожаро-безопасности: В 4-м отсеке установили грелки,осмотр отсека производился по графику,снималась карта радиационной обстановки,навешивались свинцовые пластины на места гамма прострелов,все застилалось пленкой,проводилась периодически дезактивация.
  Все это делалось моряками-подводниками  в\ч 36180 (Командир Новицкий Г.Г.) среди которых  называю имена-Агафонов Геннадий, Тимонин Вадим,  Юрий Коньшин, Владимир Беспалов, Гера Щеглов, Ведерников, Абрамов, Ким Мартыненко,Валерий Ткаченко,мичмана Иван Ивченко, Иван Фильшин, Феликс Литвиненко, Богдан Ковцун, Кавун,Иван Набока Сергей Овтин и др.. Так длилось до момента принятия решения на восстановление ЯЭУ  правого борта. 17 мартя 1970 года было принято решения,которое подписали три заместителя министров от Средмаша-Семенов Н.А,Судпрома –Черноверхский,ВМФ-Котов П.Г.. Этим решением предписано было выполнить три этапа работ.
1-измерения радиационной обстановки по левому(аварийному )борту.
2.-разогрев теплоносителя по первому контуру без выхода на энергетическую мощность.
3.-выход на мощность.
 Первый этап был выполнен в августе 1970 года. .Мне бы хотелось закончить официальную сторону освещения данного вопроса,а потом рассказать как это происходило устами тех кто эти работы выполнял тогда в 70-х годах.
Измерения радиационной обстановки (а выполняли эти измерения в частности офицеры Агафонов,Ветчинкин, мичман Литвиненко и другие )показали наличие уровней в десятки рентген в час в местах,где надо было работать,обеспечивая разогрев ППУ правого борта.Например,под буферной емкостью,где располагались вспомогательные трубопроводы первого контура,разрешалось работать до трех минут.Выполнялась ли эта норма тогда?.Нет.Хотя конечно начальство всегда успешно себя ограждало от неприятностей,на всякий случай.Тогда на эти работы было полученно разрешение,что персонал выполняющий эти работы, может получить до полугодовой нормы облучения.
В октябре 1971 года подали пар на разогрев ППУ,насосы первого контура моряки вращали вручную,находясь в зоне большой радиации..
В конце 1972 года удалось правую(не аварийную ) ППУ вывести на мощность,которую к концу февраля 1973 года довели до уровня 20% от номинальной.5 марта 1973 года был подписан Акт.Следует сказать,что еще в 1971 году со стороны подводников,некоторых ученных высказывались сомнения в целесообразности проведения этих работ,которые должны были проводится в самых сложнейших условиях.Тем более ,что состояние многих систем ППУ и.в частности системы обогрева не обеспечивали надежную работу для работающих.Но к этому мнению не посчитали нужным прислушаться.. Только 10 октября 1973 года все работы были прекращены,сплав радиактивный из первого контура слит(и это тоже выполняли подводники) Тогда же атомная лодка была выведена из эксплуатации.Ее начали готовить к захоронению.Оборудование,пригодное для дальнейшего использования,было выгружено ( это выполняли тоже моряки),реакторный отсек заполнили фурфуролом и битумом. Когда пишешь эти строки,думаешь,как все просто.Измерили,подали,вытащили,запустили, и так далее.А ведь эти работы выполнялись на корабле не автоматами,а людьми как военными подводниками так и гражданскими лицами .На корабле,который весь от первого до девятого отсека находился в зоне радиационного поражения... Моряки –подводники вели работы в зоне ядерного реактора, ,где излучение превышало все допустимые нормы. Приведу одно из воспоминаний ст.1-й ст. Павла Стакиониса,который проходил службу на апл в период 1971-1973 гг.» Привет, Вячеслав!  Все ребята,которые служили на корабле 1971-1973 гг. прошли через реакторный аварийный отсек и много достойных имен я мог бы перечислить .Считаю необходимым назвать и увековечить в книге  память Левченко Юрия Федоровича. Родился 8 марта 1951 года, умер летом 2008 года. Турбинист.
На лодку мы пришли вместе из учебки. Парень гренадерского роста - 198 см.
С осени 1971 года, для разогрева реактора на лодку подавался пар высокого давления из МНС, пришвартованной рядом с лодкой. В декабре 1971 года, Юра проводил профилактические работы на паропроводе высокого давления. Юра находился на трапе, проверял соединения гибкого шланга между МНС и лодкой. Погода была мерзкая, штормило крепко. И в это время лопнул гибкий шланг (диаметром около 200-250 мм) на паропроводе. Перегретый пар ударил ему прямо в лицо. Юра упал за борт. Только благодаря тому, что верхний вахтенный услышал его крики, быстро удалось поднять Юру из воды. Лицо было обожжено паром. Месяца 2,5-3 он пролежал в госпитале. Но следы от ожога так и остались на лице.После демобилизации вернулся домой, в Чолпон-Ату, Киргизия. После развала Союза эмигрировал в Германию.
Добавлю к этому, что при демобилизации они моряки срочной службы, также как и их товарищи прошедшие через аварию в мае 1968г, и ранее не получили никаких документов и записей в военные билеты подтверждающие их участие  в научных экспериментах связанных с облучением.. .Думаю будет правильно если я назову  ликвидаторов- моряков срочной службы,которые служили  с 1971 по 1973 гг на апл и совместно с командиром корабля,.офицерами и сверхсрочниками выполняли в условиях большой радиационной зараженности научные эксперименты. 
Балан Григорий Иванович,турбинист
Венедиктов Геннадий Петрович,трюмный
Гиль Владимир Александрович,спецтрюмный
Гуторов Михаил Ильич,спецтрюмный
Гусаренко Константин Алексеевич,спецтрюмный
Егоров Владимир Николаевич,турбинист
Жевайкин Андриан Иванович,электрик
Загороднюк Александр Григорьевич,БЧ-1
Исаев Димурад Зульфикариевич,турбинист
Иванушкин Михаил Васильевич,спецтрюмный
Коин Геннадий Николаевич, торпедист(?)
Колчин Вячеслав Михайлович,турбинист
Левченко Юрий Федорович,турбинист
Лопато Виктор (Казимирович),турбинист
Лысенков Николай Николаевич,электрик
Малахов Леонид Владимирович,турбинист
Перттунен Михаил Васильевич,БЧ-5
Плотников Владимир Алексеевич,
Приступа Дмитрий Павлович,турбинист
Полуэктов Александр Сергеевич,турбогенераторщик
Руссу Николай Васильевич,турбинист
Сидорук Василий Стахович,трюмный
Самойлов Иван Ульянович,...
Токарев Владимир Владимирович,электрик
Умаралиев Махамад-Алиджан Ашир-Алиевич, кок
Хисаметдинов Венир Рашитович,турбинист
Шевшелев Евгений Николаевич,...
Япертас Антанас Стасио, торпедист
Стакионис  Павел-турбинист
Чумак Николай Николаевич,электрик
Щирый Василий Терентьевич,торпедист.
Пусть меня простят.если я кого то упустил.Ведь столько прошло времени!!!
  Для того чтобы читатель представил какая  в то время была обстановка на корабле,чем занимались моряки-подводники второго экипажа приведу   пару писем  -человека.который с первого до последнего дня  принимал участие   в ее ликвидации,а потом в проведении научных экспериментов. Это воспоминание  ярко показывает чем приходилось заниматься морякам,выполняя «капризы» науки.. И второе - моряка.который участвовал в ликвидации аварии в первые дни.К сожалению свою фамилию он не указал. Вот что он пишет : "В Гремиху собрали всех флотских специалистов по атомным энергетическим установкам".
На деле это означало, что с некоторых экипажей АПЛ СФ были собраны спецтрюмные и командиры реакторных отсеков, из которых наспех сформировали несколько аварийных партий. Задачу им поставили-засыпать свинцовой дробью часть трубопроводов и выгородок реакторного и других отсеков. Дробь поначалу таскали просто в мешках и высыпали в обозначенной на схеме точке, потом появилось больше мешков-их просто бросали не высыпая. Работали в три смены-круглые сутки .Учет доз велся, но никто из участников аварийных партий так никогда и не узнал, какую он получил дозу. Организация была "как всегда". Отношение к людям и их здоровью-соответственное.
От нашего экипажа в устранении последствий этой аварии в мае-июне 1968 г. принимали участие командир реакторного отсека В.А.Прозоров (тогда-кап.л-т, впоследствии кап.1 ранга-преподаватель ВВМУРЭ) и старшина к-ды спецтрюмных ст.1ст. Саша Ермолаев (впоследствии канд. биологических наук). Слава Богу, оба живы и здоровы! Но натерпелись они тогда-не приведи судьба любому! Насколько я знаю, никому из участников устранения последствий катастрофы даже спасибо не сказали»
 Добавить к написанному просто нечего.Очень только сожалению,что не могу назвать  моряков срочной службы, их имена,которые тогда в далеком мае- сентябре 1968 года делали все,чтобы уменьшить радиационное излучение идущее от реакторного отсека апл К-27.Их было десятки,а возможно сотни,которых использовали,а потом «выбросили» на гражданку..выживать.
 Из  воспоминаний капитана 2-го ранга ,командира реакторного отсека апл К-27,командира 1-го дивизиона Агафонова Геннадия Александровича*
 
«Почему то сегодня не говорят о том,что К-27 единственная в мире АПЛ,у которой в реакторном отсеке неслась постоянная вахта(2-х) человек,как и в других отсеках.Скажу,что даже «до»(аварии) были случаи когда сплав (сильно радиактивный.авт) тек под задницу спецам находившся в боксе ЦН-38(трюм 4-го отсека) К этой особенности нужно отнести и другую Уникальность К-27..у ней не было вспомогательного двигателя-дизельгенератора…реактор и АБ-вот и все источники энергии на корабле.Но вернемся к спецам:конечно у них были на мой взляд,элементы определенного чувства исключительности,спали на реакторах,работали при температору свыше 40 градусов ,а то и выше когда все вокруг обжигало как в финской бане.Работать без рукавиц было просто невозможно! Спецам очень часто приходилоь производить ремонт ненадежных парогенераторов.Как это делалось.Снимали крышку ПГ стоя на ней и поднимая ее талями вместе с собой,выпуская остатки Невидимого пара ,который со свистом вырывался из под крышки.Что такое невидымый пар?.Это пар перегретый до 360 градусов!У нас стоящих на крышке ПГ подошвы почти что плавились.А что они(спецы) чувствовали,когда резали вспомогательные трубопроводы 1-го контура? Ведь там светило 15-20 р/ час.
Эти работы проводились на фоне,когда разные комиссии, пробегали четвертый отсек,прикрывая свои мужские драгоценности руками.Ну как было не гордится после этого тем,что ты являешься членом команды Спецтрюмных!? И мы гордились своим отсеком, любили и уважали свою профессию и то,что мы делали.Лично я очень гордился тем,что рядом со мной служили такие ребята как Коля Логунов.Феликс Литвиненко,Валя Ращупкин,и что я являюсь их командиром,командиром реакторного отсека.Если говорить о спецтрюмных во время ядерной аварии в первые дни после- тут у меня нет слов.Ребята понимали,на что идут(О «Хиросиме» они уже знали) и умерали достойно в госпиталях.Об этом наверно лучше расскажет  Влад Домбровский,который был тогда с ними в море и госпитале.Я же лучше знаю о своих.Набоке.Воротникове,Литвиненко и др.Эти ребята видели,знали уже что случилось с их друзьями,которых увезли в госпиталь.Они шли в отсек и делали то,что нужно для уменьшения смертельной дозы радиации,и как можно быстрее.Сейчас некоторые говорят,что ВСЕ было под контролем. ХЕРНЯ все это!Дозики иногда убегали из отсека,а спецы работали по ночам,когда было меньше глаз. Ремонт помпы в отсеке Колей Лагуновым и Витей Гриценко в море стоял им жизни.Но они ее ремонтировали,и сделали все чтобы она заработала Хочу сказать что этот ремонт должен был делать другой спец тогда,но он сдрейфил и не пошел в отсек.Фамилию его не хочу называть.Это единственный случай трусости был среди спецов за всю историю корабля.Единственный и последний.Команда второго экипажа и остатки первого после того как всех отправили в госпиталя, укладывали мешочки со свинцом(это тонны),а потом по просьбе науки разбирали эти же мешки,чтобы добраться до арматуры и трубопроводов 1- го контура,забитых сплавом с ураном,который был выброшенный из разрушенной активной зоны ядерного реактора левого борта.Резали эти трубопроводы ножовкой,выплавляли из них сплав,ставили заглушки,обваривали их.Потом все это вытаскивали на причал,бросали в контейнер,а утром приходили дозики и перепуганные заставляли нас все тащить обратно в отсек,так как по причалу нельзя было пройти..ВСЕ вокруг светилось! Огромную работу при ликвидации ядерной аварии провел и рабочий класс.Но рабочий поработал 5-7 минут,потом душ,стакан спирта и –отдых,а спецтрюмные работали без ограничения и со следующим командировочным.СКОЛЬКО КТО ТОГДА НАХВАТАЛСЯ-ОДНОМУ БОГУ ИЗВЕСТНО,т.к.\»карандаши»для измерения полученной дозы были примитивны,как и все приборы того времени,да и замеряли показания этих карандашей матросы ОРБ срочной службы!!!. Карандашей было сотни,где уж тут до точностей!
Правда обьективности ради,спецтрюмных и тем кто работал в реакторном отсеке отстраняли на 2-3 дня ,вместо них шли Офицеры.Нам ежедневно меряли щитовидку,но что это давало?.В спецполиклиниках проходили медкомиссию наши медкнижки,а не живые люди! Бывало жалуешься что носом идет кровь беспричинно,а в ответ слышишь-помой нос холодной водой
Вызезка трубопроводов,вынос их с отсека,потом снова в отсек,этот бардак продолжался пока наконец то на причал не поставили ТНТ-29,куда мы «сбывали» всю грязь,а когда на апл К-27 ПОСТАВИЛИ жирный крест,я выдавил сплав с правого борта.
Какое количество радиактивного сплава ушло в море когда при его выкачке лопнула электрообогревательная труба(шланг) неизвестно.Но это уже отдельная история.Таких историй во время ликвидации ядерной аварии на апл К-27 было хоть отбавляй,и все на грани прокуратуры. Как то во время отмывки от радиационнй грязи буферной емкости насоса ЦН-17 л.б. начала тонуть плавемкость(ПЕ-50),а сливали мы в нее жидкость до 300кюри/метр! Отмывали всякими кислотами в т.числе и ледяной уксусной:запас!-как будто вся Островная ела пельмени.Вызвали ночью меня(авто всегда было на строме),по телефону,он у меня был .а вот в командиа БЧ-5 нет(так наука велела)Приехал с Леней Баренблатом(Болтиком,как мы его любезно называли) прямо к лодке,срочно где то раздобыли ручную помпу типа »вашим-нашим» и с нее помощью стали выравнивать эту плавемкость,у которой корма уже была в воде.Представляешь картина….Ночь,легкий снежок падает в свете прожекторов и два мудака в шинелях,в зоне строгого режима по РБ качают.Жарко,растегнувшись,у Лени(он был пижоном) с шеи сползает белый шелковый шарф,а мы качаем! К утру борт выровняли.Сам запустил насос 8-го отсека,чтоб смыть грязь с палубы борта.Шланг(для смыва палубы) неожиданно лопается,прямо над люком 8-го отсека.Срочно остановил насос,с вахтенным моряком заменили шланг,плавно нагрузили и смыли радиактивную грязь с палубы плавемкости(куда догадывайтесь сами).После этого сели в машину и уехали по домам, минуя пост дозиметристов.Зная как они могут «мыть»..мы решили избежать это удовольстиве.Утром звонит мне командир корабля Новицкий Гарий и..»Что случилось ?Что вы там на делали? Пост спецполиклиники,пост на Святом Носу зарегистрировал повышенную радиактивность .К разбирательству подключились особисты.Срочно в казарму!».Пришел,скосил под дурачка,свалил все на дозиков,мол они наверно что то выбросили с нашего корабля,или очистили емкость,Не поверили,но успокоились.
Вот только тогда я подумал,а сколько же мы на себе принесли домой ,в семью? Наверно одному Богу известно.Я детей не руки брать во время этих работ научных боялся,спал один в комнате.Сейчас спустя десятилетия смешно,но я приказал Баренблату Лене выбросить свой шикарный шарф к е.м.,т.к он мешал качать,а не потому что радиактивно грязен! Замечу,что нам в тот период ни в чем не было отказа -хочешь спирт-пожалуйста хоть утопись,автомашину-в любое время ,питание на высшем уровне.Для спецов на ТНТ-9 был постоянно накрыт стол,семга,молоко,икра,все виды колбас,все что душе захочется!
В казарме спецтрюмные жили в отдельной комнате,были освобожденны от всех работ и вахт.Правда все эти «роскоши» ,которыми пользовались спецы,вызывали негодование у Фытова Г.А,старшого помошника,мол я балую моряков-спецтрюмных.Лично я так не думал.Если почистить «шкуркой» свою память,то возможно что то блеснет еще ,хотя этого «что то» было по уши,и смешного и трагического.Из смешного вспоминаю,как наш замполит забрал в спецов кассету с записью «Бременских музыкантов»,потом пригласил меня к себе в кабинет,чтобы послушать мои обьяснения по тому, как у меня «разлагаются» личный состав.Едва уговорил его вернуть кассету спецам и не позориться,а чаще смотреть телевизор и слушать радио.Вернул.Мужик он был хороший,у меня с ним отношения были отличные,позже часто бывал у него в гостях в Североморске,где он служил уже после К-27 и после трагедии на К-8,где он был прикомандированным замполитом. Было и другое. Как- то мы с Овчинниковым А.А извлекали по просьбе науки стержни аварийной защиты из ядерного реактора левого борта Светило так,что дозиметрические приборы зашкаливало! Дозики увидев это, пулей бросив все убегали с отсека.Две-три попытки и все кончалось воплями ст.лейтенанта Вышнякова(служба СРБ)..бросайте все нахрен,срочно бросайте….Вон с отсека…Тогда Овчинников(рабочий) сказал:» Александрович,гони всех с отсека и спецов тоже,работать будем вдвоем.Я уже стар,боятся мне нечего,а тебе деваться некуда,ты офицер,командир. Выгнали,извлекли стрежни,бросили для работы физиков.Те замерили,осмотрели,что то там записали,а затем попросили все поставить на место в ядерный реактор.Но сделать это было труднее,чем при вытягивании.Но сделали. Много чего делали,всего не расскажишь.
Знаешь,наша лодка разделила жизнь многих,служивших на ней пополам.до 24 мая 1968 года и после.До ядерной аварии,счастливая,известная,а после этой даты и до Затопления-неизвестность и пустота для всех,но не для нас,кто на ней остался и потом служил,ликвидировал последствия аварии.Обидно сегодня ,многие адмиралы,ученные в своих мемуарах прославляют АПЛ 705 проекта,забыв напрочь тех подводников апл К-27 и сам корабль,которые сделали очень много,чтобы не повторилась такая авария,при этом теряли здоровья и даже жизнь Но это к слову.. Два раза проводили операцию «Мороз» ,выходили дважды на мощность.Однажды я вывел ГЭУ на режим 15%,загрузили турбогенератор правого борта.Некоторые умники свыше узнав об этом ,даже попытались, выгнать экипаж в море на одном правом ядерном реакторе!Сверлили дырочки у себя на кителях наверно..Но кто то там,в Москве сообразили,чем это возможно кончится и мы не вернемся, все отменили.Вернее дали окончательный отбой.Лодку стали готовить в Северодвинск.Когда ее поставили в док, 90190,и осмотрели ее корпус волос на голове стал дыбом! От заслонок 5 и 6 отсеков до ватерлии шли трещины,куда можно было просунуть руку.Практически центральная группа ЦГБ была негерметична,мы тонули у причала,поэтому компрессора работали на износ» «дулись » постоянно А еще думали нас послать в море.Предпологать что бы случилось не надо. В доке мы простояли около месяца,потом за ноздрю и в Северодвинск.Сам переход,это уже отдельная тема.Где то в декабре пришел приказ мне убыть в Гремиху на должность начальника ЭМГ тыла 17 –й дивизии.Прослужив до 1982 года,написал рапорт об увольнении,но первоначально не отпустили.Отпустили только в 1983 году»
Такова судьба и жизнь офицера-подводника,отдавшего службе атомной подводной лодке К-27 выше 10-ти лет!  Думаю читатель сможет после прочтения  воспоминаний Геннадия Александровича представить  в каких условиях работали эти мужественные люди.

* Капитан 2- го ранга в отставке  Агафонов Геннадий Александрович родился 27.04.37 года на Гальянке,самом старом районе г.Нижнего Тагила. В ноябре 1956 года был призван в Вооруженные силы СССР и направлен в Балтийский флотский экипаж на курсы младших командиров .В 1959 году поступил в Высшее Военно-Морское училище им.Ф.Э.Дзержинского,которое окончил в 1964 году по специальности обслуживание ядерных установок ,и был направлен для продолжение службы на атомную подводную лодку К-27 Северного Флота.  Прошел путь  К-27 от командира  реакторного отсека до командира 1- го дивизиона.В настоящее время проживает с женой в г.Старая Русса(Россия)

Немає коментарів: