ШТУРМАНСКИЕ ДОРОГИ «БАРСОВ»
У тихоокеанских атомоходов третьего поколения - подводных лодок 971 проекта типа «Барс» интереснейшие судьбы.Для развивающегося атомного подводного флота в г. Комсомольске-на-Амуре со стапелей судостроительного завода им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) за сравнительно короткий период времени с 1982 по 1994 гг. было спущено 7-мь атомных крейсерских подводных лодок.
http://shturman-tof.ru/History/History_2/History_2_3.htm
Путь тихоокеанских барсов и их экипажей пролегал через несколько соединений атомных подводных лодок - вначале бригады строящихся и ремонтирующихся ПЛ в Комсомольске-на-Амуре и Большом Камне, а затем 45-й дивизии (до 1998г.) и 10-й дивизии атомных ПЛ (с 1998г.) на Камчатке.
Характеристика АПЛ проекта 971 | |
| Длина наибольшая | 110,3м |
| Ширина наибольшая | 13,6м |
| Средняя осадка | 9,7м |
| Водоизмещение нормальное | 8140 |
| Водоизмещение полное | 12770 |
| Предельная глубина погружения | 600м |
| Рабочая глубина погружения | 520м |
| Полная скорость подводного хода | 33уз |
| Надводная скорость | 11,6уз |
| Автономность | 100сут |
| Экипаж | 73 |
В.Ильин, А.Колесников Иллюстрированный справочник Подводные лодки России, Москва, 2001г. | |
Головная подводная лодка «К-284» - 501-й заказ, была заложена на берегах Амура в 1980 году, спущена на воду через полтора года, а в 1983 году перешла в бухту Большого Камня для достройки и ходовых испытаний на судостроительном заводе «Восток». Командиром 501-го был капитан 1 ранга Алексеев Владимир Александрович. Стремление отработать на первом корпусе «барса» новые технологии, довести тактико-технические характеристики атомохода до уровня, отвечающего требованиям атомным подводным лодкам 3-го поколения, привело к тому, что «К-284» в течении четырех лет находилась в заводской достроечной базе Большого Камня. На пл проводились многочисленные испытания с частыми выходами в море, проверкой механизмов, устройств и систем во всех режимах эксплуатации.
Для штурманов третьего поколения 501-й заказ стал настоящей школой изучения нового инерциального навигационного комплекса «Симфония», поступившего на вооружение атомоходов, хорошей морской школой подводного плавания.
Тихоокеанские «барсы» | |||
Номер лодки | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй |
№ 501 «Акула» | 1980 | 06.10.82 | 30.12.84 |
№ 502 «Дельфин»«Барнаул» | 1981 | 15.07.84 | 12.85 |
№ 513 «Кашалот» | 1982 | 1985 | 1986 |
№ 514 «Кит» «Братск» | 1982 | 1985 | 1987 |
№ 515 «Нарвал» «Магадан» | 1983 | 1986 | 1989 |
№ 516 «Морж» «Кузбасс» | 1984 | 1989 | 1992 |
№ 517 «Дракон» «Самара» | 1985 | 15.07.94 | 1996 |
В.Ильин, А.Колесников Иллюстрированный справочник Подводные лодки России, Москва, 2001г. | |||
На 501-м готовился к своим походом и второй экипаж атомохода под командованием капитана 2 ранга Кириллова Юрия Васильевича (ныне контр-адмирал, известный и уважаемый подводник не только на Тихоокеанском, но и в Военно-морском флоте). Офицеры-штурманы экипажа капитан-лейтенант Бондарев Г.Р., капитан-лейтенант Дроздов И.В., старший лейтенант Сажаев М.И., старший лейтенант Попов П.Г. приобрели на первом «барсе» хорошие знания и бесценный опыт, который помог им решать задачи безопасного плавания на других подводных лодках, через них этот опыт передавался поколениям молодых штурманов-подводников.
У 501-го заказа судьба оказалась трудной. Полноценной службы в составе боевого соединения «барсов» практически не получилось. Придя третьим по счету «барсом» на Камчатку, сменив при этом несколько командиров и почти полностью экипаж, короткое время атомоход использовался для отработки учебно-боевых задач. Потом наступило долгое время ожидания среднего ремонта, возвращение вначале в родную для него бухту Большого Камня. Не дождавшись ремонта и омоложения, через несколько лет 501-й перешел в соединение атомных подводных лодок длительного хранения или, как коротко говорят подводники – в дивизион «отстоя», вновь ожидая – но теперь уже утилизации. К слову, первый «барс» так и не приобрел себе другого имени, кроме полученного при рождении. Не стал он «городским», да и «Акула» для него не совсем родное имя – это по натовской классификации. Для подводников первый «барс» по-прежнему 501-й заказ.
Два близнеца-«барса» это время находились рядом. Все лучшее от первого находило реализацию и применение уже на втором.
Штурманская боевая часть в Большой Камень пришла в составе командир боевой части капитан-лейтенант Шемигон В.И., командир ЭНГ– капитан-лейтенант Ивашкевич Л.В., инженер ЭНГ – старший лейтенант Пантелеймонов Ю.А. Через несколько месяцев штурманом на пл становится капитан-лейтенант Ивашкевич Л.В., а в штурманскую БЧ назначается старший лейтенант Бровчук Н.В. (сейчас он командир 501-го заказа).
Штурманская боевая часть на переходе получила высокую оценку старшего на переходе. Флагманский штурман соединения капитан 2 ранга Ситников Игорь Семенович, принимавший участие в этом походе, отметил высокий уровень подготовки штурманской боевой части, способность офицеров-штурманов самостоятельно решать весь комплекс навигационных задач кораблевождения, грамотно эксплуатировать морские средства навигации и навигационный комплекс. По рекомендации флагманского штурмана через несколько месяцев офицеры штурманской боевой части – командир ЭНГ и инженер ЭНГ, назначаются командирами штурманских боевых частей на подводные лодки дивизии.
С прибытием на Камчатку 502-го заказа на Тихоокеанском флоте началась полноценная служба атомоходов третьего поколения. За 15 лет подводные лодки прошли не одну тысячу миль, выполняли задачи боевой службы в Охотском, Беринговом морях, в удаленных районах Тихого океана.
У третьего «барса» первым командиром был капитан 2 ранга Лапуцкий Евгений Тимофеевич (ныне контр-адмирал, заместитель начальника ВСОК ВМФ), но на Камчатку привел подводную лодку бывший его старпом капитан 2 ранга Корбан С.В., под его командованием 513-й заказ летом 1990г. вышел на первую боевую службу в Тихий океан. Это была первая в Военно-морском флоте боевая служба подводных лодок серии «барс».
Старшим в первом походе был заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Сиденко Константин Семенович (в настоящее время вице-адмирал, начальник штаба ТОФ). Поход был успешным, показал большие возможности ПЛАК по обнаружению подводных лодок, кораблей и судов в глубоководных морях Тихого океана. Продолжительность слежения за иностранными подводными лодками в походе была более 14 суток (354 часа). Это был ошеломляющий результат – время слежения за иностранной ПЛ превышала лучшие достижения подводных лодок ВМФ. Успех был определен не только тем, что у подводников была в руках новейшая современная техника, но прежде всего людьми – командованием и экипажем. Руководитель похода сумел воплотить лучшие достижения, наработки и опыт, имевшийся на соединении ПЛ в период эксплуатации и боевого использования подводных лодок 671-ртм проекта. Штурманская боевая часть в походе обеспечила высокую точность плавания, грамотно использовала навигационный комплекс «Симфония» в основном навигационном режиме «Специальный». Первый поход предъявил высокие требования к эксплуатационной подготовке офицеров и мичманов штурманской боевой части. К чести штурманов, неисправность сложнейшей системы навигационного комплекса, гирокорректора «Скандий», сумели устранить в море в кратчайший срок.
Пройдет несколько лет, офицеры 513-го пройдя ступеньки служебной лестницы, станут первый штурман Кучин П.Б. – флагманским штурманом бригады строящихся подводных лодок в г.Комсомольске-на-Амуре, Попов П.Г. – старшим офицером Штурманской службы ТОФ, Морозкин О.В. – помощником флагманского штурмана флотилии ПЛ, а затем флагманским штурманом эскадры подводных лодок ТОФ, Вернигора А.П. – командиром штурманской боевой части ПЛАК.
Через мостик 513-го командирами стали капитан 1 ранга Еремин Ю.П. (ныне контр-адмирал, начальник тыла ОКВС), капитан 1 ранга Капинос А.А.
Экипаж 513-го всегда отличался исключительным содержанием корабля, любовью к своему «железу», заботливостью о нем даже в мелочах и подчеркивал особенность своей подводной лодки и экипажа во всем, даже в окраске корпуса корабля – кормовая бульба у единственного «барса» имеет пятнистый серо-голубой цвет морской волны. Сейчас 513-й находится в среднем ремонте, в 2003 году в доке «Зея», он был возвращен туда, где и рождался – на Амурский судостроительный завод. Хочется верить, что средний ремонт не затянется на долгие годы и обновленный «барс» вскоре вернется на Камчатку.
Во второй поход из «барсов» пошел 502-й заказ под командованием капитана 1 ранга Мишина Алексей Егоровича, старший на борту заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Денисенко А.А. Успехи этой боевой службы были скромней, но на это была объективная причина – второй корпус еще не был оснащен неакустической аппаратурой обнаружения кильватерного следа.
Возможности первых двух тихоокеанских «барсов» по ведению противолодочных действий были гораздо ниже, чем у их молодых собратьев, начиная с 513-го заказа. Боевая служба у 502-го оказалась единственной. Больше он в дальние походы не ходил, на нем отрабатывались задачи боевой подготовки практически всеми экипажами соединения. С 1998 года он стоит у плавпирса, рядом с подводными лодками «отстоя» – атомоходами второго поколения, которые в море уже никогда не выйдут. Стоя здесь, 502-й заказ получил свое городское название – «Барнаул». Командует «Барнаулом» капитан 1 ранга Михалевский О.А. (сам родом с Алтая). Он глубоко верит, что его 502-й заказ имеет будущее, что он покинет своих «отстойных» соседей, пройдет полноценный ремонт на судоремонтном заводе и, тряхнув стариной, выйдет в море.
Штурмана на 502-м в море рвутся всегда, используя для этого любую возможность. Командир штурманской боевой части капитан 3 ранга Володин С.А. сумел добиться того, что сходил в дальний поход в центральную часть Тихого океана (почти до экватора) на судне связи «Маршал Крылов». Его опыт в походе был востребован в полной мере, ведь навигационные комплексы «барсов» и на ССВ «Маршал Крылов» однотипные.
514-й заказ на Камчатку пришел в 1990 году. Командовал атомоходом капитан 1 ранга Голобоков С.А., но через несколько месяцев командиром стал капитан 2 ранга Игишев Сергей Михайлович. Командиром штурманской боевой части был капитан 3 ранга Пашков В.И.
Летом 1991 года 514-й вышел на свою первую боевую службу – третью БС «барсов». Старшим в походе вновь был ЗКД капитан 1 ранга Сиденко К.С. Показатели противолодочных действий за БС были высоки, результат похода 513-го был превзойден. Был установлен новый рекорд по продолжительности слежения за ИПЛ. В этом походе мастерство подводников было отточено до совершенства, все контакты с ИПЛ заканчивались гидроакустическим обнаружением и длительным слежением за иностранной подводной лодкой.
Штурманами «барсов» в первых, да и последующих, походах качественно решались задачи кораблевождения, отрабатывалась система несения штурманской вахты и ведения боевой прокладки в условиях длительного слежения за ИПЛ. Из навигационного комплекса в походах выжималось по максимуму. В период боевых служб проводились специальные учения по определению максимального времени хранения навигационных данных для обеспечения заданной точности плавания. Более 7-ми суток плавания в подводном положении без определения места для «барсов» стало нормой.
В 1993 году на 514-м заказе была выполнена последняя в ВМФ ракетная стрельба комплексом «Гранат», старший на борту контр-адмирал Кириллов Ю.В., командир БЧ-1 капитан-лейтенант Мансуров Сергей Уралович, контролер БЧ-1 капитан-лейтенант Луйк Э.Э.
Все ракетные пуски на «барсах» штурманами были обеспечены безупречно, а отработанная организация подготовки навигационного комплекса к выработке навигационных данных стрельбы и высокая точность плавания достигались слаженной и грамотной работой как накануне выхода в море, так и во время решения поставленных задач.
Командует 514-м по-прежнему капитан 1 ранга Игишев Сергей Михайлович, он теперь один из старейших командиров на соединении ПЛ.
515-й заказ под командованием капитана 1 ранга Трушкина А.Н. пришел на Камчатку через год после 514-го в 1991-м году. С прибытием ПЛ в основной пункт базирования произошла традиционная смена командиров и офицеров. Командиром стал старпом капитан 2 ранга Городков Андрей Владимирович, штурманская боевая часть пополнилась молодыми офицерами, командиром БЧ-1 стал капитан-лейтенант Вернигора А.П., получивший опыт штурманской и подводной службы на 513-м заказе.
В 1992 году 515-й пошел на боевую службу. Теперь уже традиционным стал успех в поиске и слежении за ИПЛ. Время непрерывного слежения за ИПЛ вновь было улучшено и стало новым рекордом противолодочных действий «барсов». В походе старшим был заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Васин Сергей Егорович, сумевший на новом атомоходе развить свой успех, полученный ранее командиром.
После капитана 1 ранга Бовина В.С. командиром стал старпом – капитан 1 ранга Захарченко С.Ф. (он командует 516-м до сих пор), а штурманом капитан-лейтенант Яковлев М.А.
В 1995 году 516-й заказ решал сложнейшие задачи в удаленных районах Тихого океана у западных берегов США, когда подводной лодке пришлось действовать в жесткой системе противолодочной борьбы со стороны ПЛС США. Поход отчасти был демонстративным. Действуя одиночно в удаленных от своих баз районах, ПЛАК успешно решила поставленные ей задачи. Старшим в походе командир дивизии контр-адмирал Сиденко К.С. жесткой системной требовательностью к себе и экипажу во всех вопросах подводной службы сумел мобилизовать командование и экипаж на успех. Командиром штурманской боевой части на БС пошел капитан-лейтенант Яковлев М.А. Старшим штурманом в походе был капитан 3 ранга Морозкин О.В. При плавании в глубоководных районах Тихого океана возможности навигационного комплекса были использованы максимально, что конечно же было достойным штурманским вкладом в общий успех похода.
517-й заказ пока последний из серии «барсов», служащих на ТОФ. В мае 1986 года состоялась его закладка на стапелях Амурского завода им. Ленинского Комсомола, в 1990 году сформирован экипаж под командованием капитана 1 ранга Гаврилина В.В. Строился и шел до своего места постоянного базирования 517-й заказ долго – почти восемь лет, экипаж в это время проходит обучение в учебном центре и стажировку на однотипных подводных лодках соединения. Вихрь социальных перемен не обошел подводников. В мае 1992 года во время известных событий в Баку был взят в заложники техник-электрик штурманский мичман Мнацаканов Владимир Сергеевич, находящийся в отпуске. Через полгода в декабре 1992 года он был обменен в Кафане на пленного боевика. В 1994 году, приобретя имя «Дракон», подводная лодка была спущена на воду, начались заводские и ходовые испытания. После подписания в июле 1995 года Акта приема подводной лодки от судостроительной промышленности, началась подготовка ПЛ к переходу на Камчатку. Как и первому «барсу», 517-му заказу препятствий на пути к месту постоянного базирования, было множество препятствий. Руководство Амурского судостроительного завода, находясь в тяжелейшем финансовом положении, чтобы привлечь внимание Министерства Обороны и Правительства РФ, препятствовало выходу подводной лодки из бухты Большого Камня, не давая разрешения на выход. 13 августа 1995 года заводскими буксирами был блокирован фарватер. Несмотря на трудности, в сентябре 1995 года 517-й заказ перешел в бухту Крашенинникова к месту постоянного базирования. Экипажу был предоставлен долгожданный отпуск, а подводной лодке, принятой вторым экипажем, отработка учебно-боевых задач.
В 2002 году, после длительного перерыва, 517-й под командованием капитана 1 ранга Чувашева Виктора Николаевича выходит на решение задач боевой службы в Тихий океан. Старшим в походе был заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Заика Александр Константинович (в настоящее время командир дивизии, контр-адмирал). Громкого успеха и рекорда противолодочных действий не получилось. Более того, с боевой службы ПЛ вернулась, потеряв часть обтекателя гидроакустического комплекса. Причина так до конца и не выяснена – вероятнее всего столкновение в подводном положении с каким-то притопленным предметом… Штурманом в походе был капитан-лейтенант Синько Д.А. Длительный перерыв в решении поставленных задач привел к частичной утрате опыта и практических навыков не только в противолодочных действиях, но и в эксплуатации навигационного комплекса. За время БС лишь короткий период времени НК «Симфония» использовался в основном режиме «Специальный», большую часть времени для обеспечения заданной точности плавания ПЛ всплывала для определения места под перископ, совмещая сеансы связи и определения места.
Отдавая должное штурманам барсов, следует отметить, что проявленная настойчивость, целеустремленность и огромное желание привели к достижению долгожданного результата. Здесь речь о тонкостях подготовки морских средств навигации. В ходе сдачи в эксплуатацию навигационного комплекса на 517-м заказе специалистами сдаточной команды была допущена оплошность. По результатам испытаний в формуляр НК были внесены с ошибкой в знаке записи величин, характеризующие точность выработки навигационных параметров (вместо пяти нулей после запятой, записали четыре…). Это позволяло в течении нескольких суток обеспечивать требуемую точность плавания, но в последующем приводило к необходимости выключения из обработки гирокорректора и использованию навигационного комплекса в других режимах, требующих частой коррекции места ПЛ. Многократные попытки выявить причину такой работы навигационного комплекса результата не давали, в формуляре и в «памяти железа» все было одинаково. К слову и специалистов предприятия-изготовителя в составе группы технического обслуживания в это время не было. За освоение гирокорректора в 2000-м году вместе с личным составом штурманской службы взялся принятый в состав ГТО Гниденко А.А., служивший до увольнения из ВС в подразделениях радиотехнической службы. Результат не скоро, но был получен. Анализируя и сравнивая каждую цифру в ячейках памяти специализированных ЦВМ на 517-м и других барсах, удалось найти отсутствие того нолика, который не позволял нормально работать гирокорректору и не обеспечивал точностные характеристики навигационного комплекса. В походе 517-го со вторым (622-м) экипажем на БС в 2004-м году точность плавания была высочайшей и навигационный комплекс подтвердил свои боевые возможности. Штурманом капитан-лейтенантом Бердниковым А.В. получен хороший результат по точности плавания – за шесть с половиной суток плавания подводной лодки в подводном положении без определения места невязка не превысила 10 кабельтовых.
Вторые экипажи - это отдельная страница истории и освоения и барсов. Им приходилось быть универсалами, так как в море выходили они на каждом барсе соединения. Вторые экипажи вложили в каждый барс неимоверно много сил, энергии, отдали частичку души и сердца каждому корпусу любимых «барсов». Принимая от первых экипажей подводную лодку, они приносили с собой все то, что было отработано ими на других кораблях – заботу о технике, тактику боевого использования оружия и технических средств, осторожность и безопасность плавания.
588-й экипаж не только привел первый барс на Камчатку. За тринадцать лет ему довелось участвовать во многих сложных делах, решать задачи в море на практически всех корпусах барсов. Интересны, поучительны и известны выполненные 588-м экипажем ракетные стрельбы главным ракетным комплексом на 513-м заказе, боевая служба на 515-м. Тогда, на 515-м заказе, благодаря командирскому мастерству капитана 1 ранга Крылова Игоря Феликсовича после выхода из строя УГВ под резервными электродвигателями подводная лодка благополучно вернулась в базу, преодолев все тяготы осеннего штормового океана.
В 1996 году по подводникам прошла первая волна реформирования Вооруженных Сил – 588-й экипаж первым из «барсовских» был сокращен, но многие офицеры и мичманы влились в состав других экипажей, их высоко ценили и с готовностью брали командиры других барсов. Офицеры-штурманы экипажа капитан-лейтенанты Анастасьин И.А., Минаев И.О., Клюев М.В. были командирами штурманских боевых частей и внесли достойный вклад в решение задач штурманской службы.
Вторым «вторым» экипажем на барсах стал 78-й экипаж, сформированный в 1986 году командиром капитаном 2 ранга Сащук Валерием Гавриловичем. Традиционный «большой круг» вторых экипажей через учебный центр подводников в г.Сосновый Бор завершился в 1987 году и практически сразу началась полноценная служба экипажа в составе 45-й дивизии ПЛ. Прием-передача и выходы в море на 502-м, 513-м, 514-м шли непрерывной чередой. Каждый приходящий в соединение новый «барс» доверялся 78-му экипажу и осваивался им порою лучше, чем основным экипажем. Если с командирами капитанами 1 ранга Сащуком В.Г. и Шульгиным В.В. экипаж становился на ноги, то с приходом командиром капитана 1 ранга Головчанского Игоря Олеговича связана наиболее сложная и в тоже время насыщенная морская жизнь экипажа. Экипаж стал решать задачи боевые службы в дальних походах. Готовиться и решать задачи в море в середине 90-х годов, было нисколько не легче, чем в советские времена. Появились сложности, которых не было раньше, связанные не только с объективными проблемами поддержания технической готовности, но и с внутриполитической ситуацией в стране. Так в 1996-м году 515-й заказ со вторым экипажем дважды возвращался с БС в базу для … участия в выборах Президента России, первый раз на несколько дней выбирая Президента в первом туре, а затем через две недели для повторного голосования… Но задачи решались успешно, результаты боевой подготовки и боевой службы были высоки. Сейчас капитан 1 ранга Головчанский И.О. продолжает службу в управлении кадров ТОФ, а командиром стал капитан 2 ранга Юзепчук Г.Г. Штурманы 78-го экипажа сохранили лучшие традиции, заложенные при формировании и становлении экипажа, уверенно и безопасно проводя подводные лодки дорогами боевых служб, фарватерами боевой подготовки, оставили о себе добрую память. Капитан 3 ранга Евдокимов М.В., пройдя ступеньки служебного роста в штурманской боевой части, долгое время служил в штабе флотилии, принеся с ПЛ высокую штурманскую культуру в штабную работу. Капитан 3 ранга Пронкин И.В., окончив специальные офицерские классы, остался на преподавательской работе в г.Санкт-Петербурге, успел передать свой опыт молодым офицерам.
Третьим «вторым» экипажем стал 622-й, сформированный 1 сентября 1989 года, командир капитан 2 ранга Матушкин Александр Анатольевич. Пройдя обучение в Сосново-Борском учебном центре, в 1990 году экипаж сразу принял 501-й заказ и приступил к отработке курсовых задач. Как отрабатывал и сдавал курсовые задачи экипаж Матушкина, подводники Камчатки помнят до сих пор. Впервые на соединении «Л-1» у экипажа после формирования и обучения в УЦ была принята с оценкой «отлично»! Это был результат, это был задел успешного решения всех последующих задач.
В штурманской боевой части 622-го экипажа служили хорошие офицеры Осипов К.А., Луйк Э.Э., Дамин А.А., Лукоянчев С.Ю., Рыжук К.А., Шишов А.А. Пройдя ступеньки служебной лестницы в штурманской боевой части, они достойно продолжают службу на флоте. После капитана 1 ранга Матушкина А.А. на командирский мостик поднимались капитаны 2 ранга Прокаев А.Н., Башмаков С.В. и, как лучшие командиры, уходили на учебу в Военно-морскую академию. Впереди у них новые высоты и горизонты службы.
Высокий уровень штурманской подготовки офицеров и личного состава штурманских боевых частей - несомненная заслуга флагманских штурманов 2-й флотилии и флагманских штурманов 45-й дивизии подводных лодок капитанов 1 ранга Рябоконь В.А., Федоровского А.С., капитанов 2 ранга Бормотова А.А., Ситникова И.С., Яхно А.Н., Сажаева М.И., Яцука А.С.
В 1997 году «барсы» вошли в состав 10-й противоавианосной дивизии атомных подводных лодок. Штурманской подготовкой и обеспечением решением навигационных задач кораблевождения, безопасности плавания успешно руководили флагманские штурмана капитаны 2 ранга Попов Андрей Георгиевич, Максаров Андрей Васильевич, Чичин Михаил Анатольевич, Мансуров Сергей Уралович и их помощники капитаны 3 ранга Шишов Александр Анатольевич, Бакишев Юрий Бейгайдарович.
Традиционно техники-электрики штурманские на барсах, эксплуатирующие инерциальные навигационные системы и навигационные комплексы, имеют высокую техническую подготовку. Осваивая свою специальность и перенимая от специалистов предприятий-изготовителей навигационной техники во время постройки и сдачи кораблей все лучшее, мастерами военного дела стали мичманы Гапоненко Н.В., Семушкин В.И., Цыбовский А.А., Жегулов И.А., Хусточкин С.А. Свой высокий профессионализм и исключительную грамотность они доказали на деле. По содержанию и эксплуатации техники гиропосты подводных лодок – лучшие боевые посты практически на всех «барсах».
Через мостик атомоходов третьего поколения вышли к вершинам службы и стали адмиралами - вице-адмирал Сиденко К.С., контр-адмирал Васин С.Е., контр-адмирал Кириллов Ю.В., контр-адмирал Лапуцкий Е.Т., контр-адмирал Заика А.К., контр-адмирал Аполлонов А.А., контр-адмирал Еремин Ю.П.
У «барсов» были замечательные командиры, оставившие заметный след в истории флота и судьбах людей – Алексеев В.А., Мишин С.Е., Корбан С.В, Капинос А.В., Васин С.Е., Городков А.В., Матушкин А.А., Сащук В.Г., Гаврилин В.А., Головчанский И.О., Игишев С.М., Крылов И.Ф., Чувашов В.Н. и другие. Командиры «барсов» на флоте помнят, их опыт и сегодня востребован.
Через штурманскую рубку «барсов» пролегли штурманские дороги. Плеяда штурманов, выросшая и воспитанная традициями подводной службы, достойно продолжает службу на всех флотах. Пройдя должность флагманского штурмана соединения многоцелевых атомных подводных лодок продолжают службу капитан 1 ранга Сажаев М.И. – Главным штурманом Тихоокеанского флота, капитан 2 ранга Яцук А.С. – флагманским штурманом Ленинградской ВМБ, капитан 1 ранга Мансуров С.У. – начальником штурманского цикла в 270 Учебном центре ВМФ.
Хороших успехов в решении поставленных задач добиваются сегодняшние штурманы «барсов» капитан 3 ранга Харута А.А., капитан-лейтенанты Изотов С.А., Бердников А.В., Тарабаров Д.Ю., Городков В.А. и другие.
Барсам, их штурманам не хватает сегодня дальних походов, опыта решения навигационных задач кораблевождения в удаленных районах Тихого океана. Верится, что в новом тысячелетии у «барсов» будут сложные и ответственные задачи, будут дальние походы, морские просторы и глубины, а штурманам хватит умения и навыков решить поставленные задачи на высоком профессиональном уровне.
Немає коментарів:
Дописати коментар