середу, травня 11, 2011


ШТУРМАНСКИЕ ДОРОГИ «БАРСОВ»

У тихоокеанских атомоходов третьего поколения - подводных лодок 971 проекта типа «Барс» интереснейшие судьбы.
Для развивающегося атомного подводного флота в г. Комсомольске-на-Амуре со стапелей судостроительного завода им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) за сравнительно короткий период времени с 1982 по 1994 гг. было спущено 7-мь атомных крейсерских подводных лодок.
http://shturman-tof.ru/History/History_2/History_2_3.htm

Путь тихоокеанских барсов и их экипажей пролегал через несколько соединений атомных подводных лодок - вначале бригады строящихся и ремонтирующихся ПЛ в Комсомольске-на-Амуре и Большом Камне, а затем 45-й дивизии (до 1998г.) и 10-й дивизии атомных ПЛ (с 1998г.) на Камчатке.
Характеристика АПЛ проекта 971
Длина наибольшая
110,3м
Ширина наибольшая
13,6м
Средняя осадка
9,7м
Водоизмещение нормальное
8140
Водоизмещение полное
12770
Предельная глубина погружения
600м
Рабочая глубина погружения
520м
Полная скорость подводного хода
33уз
Надводная скорость
11,6уз
Автономность
100сут
Экипаж
73
В.Ильин, А.Колесников Иллюстрированный справочник Подводные лодки России, Москва, 2001г.
Рождались подводные лодки под заводскими номерами 501-й, 502-й, 513-й, …517-й и назывались строителями и подводниками по этим номерам заказами. По велению времени у них, кроме заводских и тактических номеров «К-…» имелись еще и собственные имена – «Акула», «Дельфин», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Морж», «Дракон». Позднее, в послеперестроечные времена, почти все они станут носить имена городов – «Барнаул», «Братск», «Кузбасс», «Магадан», «Самара». Городские названия пришли в трудные времена, когда лодкам и экипажам в новых экономических условиях и проблемах приходилось выживать самостоятельно, а помощь городов-шефов оказалась как раз вовремя. Но в речи подводников, служивших на этих лодках, чаще в обиходе можно услышать все те же заводские номера – 501-й, 502-й …
Головная подводная лодка «К-284» - 501-й заказ, была заложена на берегах Амура в 1980 году, спущена на воду через полтора года, а в 1983 году перешла в бухту Большого Камня для достройки и ходовых испытаний на судостроительном заводе «Восток». Командиром 501-го был капитан 1 ранга Алексеев Владимир Александрович. Стремление отработать на первом корпусе «барса» новые технологии, довести тактико-технические характеристики атомохода до уровня, отвечающего требованиям атомным подводным лодкам 3-го поколения, привело к тому, что «К-284» в течении четырех лет находилась в заводской достроечной базе Большого Камня. На пл проводились многочисленные испытания с частыми выходами в море, проверкой механизмов, устройств и систем во всех режимах эксплуатации.
Для штурманов третьего поколения 501-й заказ стал настоящей школой изучения нового инерциального навигационного комплекса «Симфония», поступившего на вооружение атомоходов, хорошей морской школой подводного плавания.
Тихоокеанские «барсы»
Номер лодки
Закладка
Спуск на воду
Ввод в строй
№ 501
«Акула»
1980
06.10.82
30.12.84
№ 502
«Дельфин»«Барнаул»
1981
15.07.84
12.85
№ 513
«Кашалот»
1982
1985
1986
№ 514
«Кит» «Братск»
1982
1985
1987
№ 515
«Нарвал» «Магадан»
1983
1986
1989
№ 516
«Морж» «Кузбасс»
1984
1989
1992
№ 517
«Дракон» «Самара»
1985
15.07.94
1996
В.Ильин, А.Колесников Иллюстрированный справочник
Подводные лодки России, Москва, 2001г.
В первую штурманскую боевую часть 501-го заказа входили настоящие штурманы-профессионалы, хорошие учителя – командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Ястреб О.А., командир электронавигационной группы – капитан-лейтенант Макурин Е.И., инженер ЭНГ – капитан-лейтенант Астанин В.И. Этими офицерами-штурманами заложены основы и традиции штурманской службы на «барсах».
На 501-м готовился к своим походом и второй экипаж атомохода под командованием капитана 2 ранга Кириллова Юрия Васильевича (ныне контр-адмирал, известный и уважаемый подводник не только на Тихоокеанском, но и в Военно-морском флоте). Офицеры-штурманы экипажа капитан-лейтенант Бондарев Г.Р., капитан-лейтенант Дроздов И.В., старший лейтенант Сажаев М.И., старший лейтенант Попов П.Г. приобрели на первом «барсе» хорошие знания и бесценный опыт, который помог им решать задачи безопасного плавания на других подводных лодках, через них этот опыт передавался поколениям молодых штурманов-подводников.
У 501-го заказа судьба оказалась трудной. Полноценной службы в составе боевого соединения «барсов» практически не получилось. Придя третьим по счету «барсом» на Камчатку, сменив при этом несколько командиров и почти полностью экипаж, короткое время атомоход использовался для отработки учебно-боевых задач. Потом наступило долгое время ожидания среднего ремонта, возвращение вначале в родную для него бухту Большого Камня. Не дождавшись ремонта и омоложения, через несколько лет 501-й перешел в соединение атомных подводных лодок длительного хранения или, как коротко говорят подводники – в дивизион «отстоя», вновь ожидая – но теперь уже утилизации. К слову, первый «барс» так и не приобрел себе другого имени, кроме полученного при рождении. Не стал он «городским», да и «Акула» для него не совсем родное имя – это по натовской классификации. Для подводников первый «барс» по-прежнему 501-й заказ.
502-й заказ был несомненно удачливее первенца. Спущенная на воду в 1984 году, пл перешла в бухту Большого Камня. В течении полутора лет на ней произведены достроечные работы, заводские и государственные испытания.
Два близнеца-«барса» это время находились рядом. Все лучшее от первого находило реализацию и применение уже на втором.
Штурманская боевая часть в Большой Камень пришла в составе командир боевой части капитан-лейтенант Шемигон В.И., командир ЭНГ– капитан-лейтенант Ивашкевич Л.В., инженер ЭНГ – старший лейтенант Пантелеймонов Ю.А. Через несколько месяцев штурманом на пл становится капитан-лейтенант Ивашкевич Л.В., а в штурманскую БЧ назначается старший лейтенант Бровчук Н.В. (сейчас он командир 501-го заказа).
В 1988 году проходил окончательный этап подготовки, завершение государственных испытаний. Отработка и сдача курсовых задач боевой подготовки на 502-м проводилась 588-м вторым экипажем, который сменил основной экипаж на период отпуска. Командиром экипажа к этому времени стал старший помощник с 501-го капитан 2 ранга Сапа Игорь Анатольевич, заменивший ушедшего с повышением по службе капитана 1 ранга Кириллова Ю.В. Отработав полный курс задач боевой подготовки, выполнив весь комплекс боевых упражнений, практических ракетных и торпедных стрельб, обеспечив решение задач боевой подготовки большинству подводных лодок и надводных кораблей Приморской флотилии, подводная лодка была подготовлена к переходу в основной пункт базирования на Камчатку. Выход в море долго откладывался и только в декабре 1988 года 502-й сумел выйти на межбазовый переход. Руководил переходом командир дивизии капитан 1 ранга Захаренко М.Г. Несмотря на сложные условия осеннее-зимнего периода плавания, подводная лодка, пройдя самостоятельно проливами Лаперуза и 4-м Курильским, 31 декабря вошла в покрытую крепким льдом бухту Крашенинникова и отшвартовалась к пирсу.
Проход узким горлом Авачинской губы был волнительным не только для экипажа, но и для командования флотилии. Опасения вызывала большая осадка атомохода. Несмотря на то, что на фарватере в горле Авачинской губы в течении года проводились дноуглубительные работы, оставались сомнения, хватит ли осадки для прохода подводной лодки, не осталось ли чего на грунте, что помешает пройти, сможет ли командир, впервые заходящий в Авачинскую губу самостоятельно, точно по створу провести свой «барс». Время прохода мелководного участка горла Авачинской губы было выбрано по приливу «на полной воде». Навигационная безопасность прохода ПЛ обеспечивалась ледоколом «Иван Сусанин» Камчатской флотилии и гидрографическим судном, осуществлявшим лидирование корабля в бухту Крашенинникова при непосредственном руководстве флагманского штурмана 2-й флотилии атомных ПЛ капитана 1 ранга Федоровского Александра Семеновича. Для «барсов» не только углубили фарватер, но и изменили «традиционный» рекомендованный курс атомоходов 310,0°-130,0°, огибающий 10-ти метровую изобату, проложив новый курс 270,0°-90,0° севернее, не доходя немного Раковой отмели. 502-й прошел уверенно и точно по фарватеру рекомендованными курсами. С тех пор в Авачинской губе есть «дорога барсов», которой они выходят и входят в базу.
Штурманская боевая часть на переходе получила высокую оценку старшего на переходе. Флагманский штурман соединения капитан 2 ранга Ситников Игорь Семенович, принимавший участие в этом походе, отметил высокий уровень подготовки штурманской боевой части, способность офицеров-штурманов самостоятельно решать весь комплекс навигационных задач кораблевождения, грамотно эксплуатировать морские средства навигации и навигационный комплекс. По рекомендации флагманского штурмана через несколько месяцев офицеры штурманской боевой части – командир ЭНГ и инженер ЭНГ, назначаются командирами штурманских боевых частей на подводные лодки дивизии.
С прибытием на Камчатку 502-го заказа на Тихоокеанском флоте началась полноценная служба атомоходов третьего поколения. За 15 лет подводные лодки прошли не одну тысячу миль, выполняли задачи боевой службы в Охотском, Беринговом морях, в удаленных районах Тихого океана.
У третьего «барса» первым командиром был капитан 2 ранга Лапуцкий Евгений Тимофеевич (ныне контр-адмирал, заместитель начальника ВСОК ВМФ), но на Камчатку привел подводную лодку бывший его старпом капитан 2 ранга Корбан С.В., под его командованием 513-й заказ летом 1990г. вышел на первую боевую службу в Тихий океан. Это была первая в Военно-морском флоте боевая служба подводных лодок серии «барс».
К этому времени штурманская боевая часть 513-го стала самой молодой на дивизии «барсов» – командиром БЧ-1 вместо капитана-лейтенанта Звершановского К.В. был назначен из второго экипажа старший лейтенант Попов П.Г., а командиром и инженером ЭНГ – выпускники штурманского факультета ТОВВМУ им.Макарова лейтенанты Морозкин О.В. и Вернигора А.П.
Старшим в первом походе был заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Сиденко Константин Семенович (в настоящее время вице-адмирал, начальник штаба ТОФ). Поход был успешным, показал большие возможности ПЛАК по обнаружению подводных лодок, кораблей и судов в глубоководных морях Тихого океана. Продолжительность слежения за иностранными подводными лодками в походе была более 14 суток (354 часа). Это был ошеломляющий результат – время слежения за иностранной ПЛ превышала лучшие достижения подводных лодок ВМФ. Успех был определен не только тем, что у подводников была в руках новейшая современная техника, но прежде всего людьми – командованием и экипажем. Руководитель похода сумел воплотить лучшие достижения, наработки и опыт, имевшийся на соединении ПЛ в период эксплуатации и боевого использования подводных лодок 671-ртм проекта. Штурманская боевая часть в походе обеспечила высокую точность плавания, грамотно использовала навигационный комплекс «Симфония» в основном навигационном режиме «Специальный». Первый поход предъявил высокие требования к эксплуатационной подготовке офицеров и мичманов штурманской боевой части. К чести штурманов, неисправность сложнейшей системы навигационного комплекса, гирокорректора «Скандий», сумели устранить в море в кратчайший срок.
Пройдет несколько лет, офицеры 513-го пройдя ступеньки служебной лестницы, станут первый штурман Кучин П.Б. – флагманским штурманом бригады строящихся подводных лодок в г.Комсомольске-на-Амуре, Попов П.Г. – старшим офицером Штурманской службы ТОФ, Морозкин О.В. – помощником флагманского штурмана флотилии ПЛ, а затем флагманским штурманом эскадры подводных лодок ТОФ, Вернигора А.П. – командиром штурманской боевой части ПЛАК.
Через мостик 513-го командирами стали капитан 1 ранга Еремин Ю.П. (ныне контр-адмирал, начальник тыла ОКВС), капитан 1 ранга Капинос А.А.
Экипаж 513-го всегда отличался исключительным содержанием корабля, любовью к своему «железу», заботливостью о нем даже в мелочах и подчеркивал особенность своей подводной лодки и экипажа во всем, даже в окраске корпуса корабля – кормовая бульба у единственного «барса» имеет пятнистый серо-голубой цвет морской волны. Сейчас 513-й находится в среднем ремонте, в 2003 году в доке «Зея», он был возвращен туда, где и рождался – на Амурский судостроительный завод. Хочется верить, что средний ремонт не затянется на долгие годы и обновленный «барс» вскоре вернется на Камчатку.
Во второй поход из «барсов» пошел 502-й заказ под командованием капитана 1 ранга Мишина Алексей Егоровича, старший на борту заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Денисенко А.А. Успехи этой боевой службы были скромней, но на это была объективная причина – второй корпус еще не был оснащен неакустической аппаратурой обнаружения кильватерного следа.
Возможности первых двух тихоокеанских «барсов» по ведению противолодочных действий были гораздо ниже, чем у их молодых собратьев, начиная с 513-го заказа. Боевая служба у 502-го оказалась единственной. Больше он в дальние походы не ходил, на нем отрабатывались задачи боевой подготовки практически всеми экипажами соединения. С 1998 года он стоит у плавпирса, рядом с подводными лодками «отстоя» – атомоходами второго поколения, которые в море уже никогда не выйдут. Стоя здесь, 502-й заказ получил свое городское название – «Барнаул». Командует «Барнаулом» капитан 1 ранга Михалевский О.А. (сам родом с Алтая). Он глубоко верит, что его 502-й заказ имеет будущее, что он покинет своих «отстойных» соседей, пройдет полноценный ремонт на судоремонтном заводе и, тряхнув стариной, выйдет в море.
Штурмана на 502-м в море рвутся всегда, используя для этого любую возможность. Командир штурманской боевой части капитан 3 ранга Володин С.А. сумел добиться того, что сходил в дальний поход в центральную часть Тихого океана (почти до экватора) на судне связи «Маршал Крылов». Его опыт в походе был востребован в полной мере, ведь навигационные комплексы «барсов» и на ССВ «Маршал Крылов» однотипные.
514-й заказ на Камчатку пришел в 1990 году. Командовал атомоходом капитан 1 ранга Голобоков С.А., но через несколько месяцев командиром стал капитан 2 ранга Игишев Сергей Михайлович. Командиром штурманской боевой части был капитан 3 ранга Пашков В.И.
Летом 1991 года 514-й вышел на свою первую боевую службу – третью БС «барсов». Старшим в походе вновь был ЗКД капитан 1 ранга Сиденко К.С. Показатели противолодочных действий за БС были высоки, результат похода 513-го был превзойден. Был установлен новый рекорд по продолжительности слежения за ИПЛ. В этом походе мастерство подводников было отточено до совершенства, все контакты с ИПЛ заканчивались гидроакустическим обнаружением и длительным слежением за иностранной подводной лодкой.
Штурманами «барсов» в первых, да и последующих, походах качественно решались задачи кораблевождения, отрабатывалась система несения штурманской вахты и ведения боевой прокладки в условиях длительного слежения за ИПЛ. Из навигационного комплекса в походах выжималось по максимуму. В период боевых служб проводились специальные учения по определению максимального времени хранения навигационных данных для обеспечения заданной точности плавания. Более 7-ми суток плавания в подводном положении без определения места для «барсов» стало нормой.
В 1993 году на 514-м заказе была выполнена последняя в ВМФ ракетная стрельба комплексом «Гранат», старший на борту контр-адмирал Кириллов Ю.В., командир БЧ-1 капитан-лейтенант Мансуров Сергей Уралович, контролер БЧ-1 капитан-лейтенант Луйк Э.Э.
Все ракетные пуски на «барсах» штурманами были обеспечены безупречно, а отработанная организация подготовки навигационного комплекса к выработке навигационных данных стрельбы и высокая точность плавания достигались слаженной и грамотной работой как накануне выхода в море, так и во время решения поставленных задач.
Командует 514-м по-прежнему капитан 1 ранга Игишев Сергей Михайлович, он теперь один из старейших командиров на соединении ПЛ.
515-й заказ под командованием капитана 1 ранга Трушкина А.Н. пришел на Камчатку через год после 514-го в 1991-м году. С прибытием ПЛ в основной пункт базирования произошла традиционная смена командиров и офицеров. Командиром стал старпом капитан 2 ранга Городков Андрей Владимирович, штурманская боевая часть пополнилась молодыми офицерами, командиром БЧ-1 стал капитан-лейтенант Вернигора А.П., получивший опыт штурманской и подводной службы на 513-м заказе.
В 1992 году 515-й пошел на боевую службу. Теперь уже традиционным стал успех в поиске и слежении за ИПЛ. Время непрерывного слежения за ИПЛ вновь было улучшено и стало новым рекордом противолодочных действий «барсов». В походе старшим был заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Васин Сергей Егорович, сумевший на новом атомоходе развить свой успех, полученный ранее командиром.
516-й заказ, как и его предшественник, стал погодком, в 1993-м году он пришел на Камчатку под командованием капитана 1 ранга Голомидова Г.В. Обычным делом стала смена командира – командиром стал капитан 2 ранга Бовин В.С. В штурманской боевой части обошлось без перемен, командиром БЧ-1 остался капитан-лейтенант Яцук Андрей Сергеевич. Его исключительная грамотность, требовательность к себе и умение повести за собой подчиненных, высокая штурманская культура были востребованы и на подводной лодке, и на соединении ПЛ. Окончив специальные классы, капитан 3 ранга Яцук А.С. в 1996 году станет флагманским штурманом 45-й ДПЛ (последним флагштурманом этой дивизии), а после окончания в 2000 году Военно-морской Академии – флагманским штурманом ЛенВМБ.
После капитана 1 ранга Бовина В.С. командиром стал старпом – капитан 1 ранга Захарченко С.Ф. (он командует 516-м до сих пор), а штурманом капитан-лейтенант Яковлев М.А.
В 1995 году 516-й заказ решал сложнейшие задачи в удаленных районах Тихого океана у западных берегов США, когда подводной лодке пришлось действовать в жесткой системе противолодочной борьбы со стороны ПЛС США. Поход отчасти был демонстративным. Действуя одиночно в удаленных от своих баз районах, ПЛАК успешно решила поставленные ей задачи. Старшим в походе командир дивизии контр-адмирал Сиденко К.С. жесткой системной требовательностью к себе и экипажу во всех вопросах подводной службы сумел мобилизовать командование и экипаж на успех. Командиром штурманской боевой части на БС пошел капитан-лейтенант Яковлев М.А. Старшим штурманом в походе был капитан 3 ранга Морозкин О.В. При плавании в глубоководных районах Тихого океана возможности навигационного комплекса были использованы максимально, что конечно же было достойным штурманским вкладом в общий успех похода.
517-й заказ пока последний из серии «барсов», служащих на ТОФ. В мае 1986 года состоялась его закладка на стапелях Амурского завода им. Ленинского Комсомола, в 1990 году сформирован экипаж под командованием капитана 1 ранга Гаврилина В.В. Строился и шел до своего места постоянного базирования 517-й заказ долго – почти восемь лет, экипаж в это время проходит обучение в учебном центре и стажировку на однотипных подводных лодках соединения. Вихрь социальных перемен не обошел подводников. В мае 1992 года во время известных событий в Баку был взят в заложники техник-электрик штурманский мичман Мнацаканов Владимир Сергеевич, находящийся в отпуске. Через полгода в декабре 1992 года он был обменен в Кафане на пленного боевика. В 1994 году, приобретя имя «Дракон», подводная лодка была спущена на воду, начались заводские и ходовые испытания. После подписания в июле 1995 года Акта приема подводной лодки от судостроительной промышленности, началась подготовка ПЛ к переходу на Камчатку. Как и первому «барсу», 517-му заказу препятствий на пути к месту постоянного базирования, было множество препятствий. Руководство Амурского судостроительного завода, находясь в тяжелейшем финансовом положении, чтобы привлечь внимание Министерства Обороны и Правительства РФ, препятствовало выходу подводной лодки из бухты Большого Камня, не давая разрешения на выход. 13 августа 1995 года заводскими буксирами был блокирован фарватер. Несмотря на трудности, в сентябре 1995 года 517-й заказ перешел в бухту Крашенинникова к месту постоянного базирования. Экипажу был предоставлен долгожданный отпуск, а подводной лодке, принятой вторым экипажем, отработка учебно-боевых задач.
В 1998 году ПЛАК «Дракон» становится гвардейской, экипажу передан гвардейский флаг и исторический журнал ПЛ «К-133» 627-А проекта, исключенной из боевого состава флота. Через год кораблю присвоено имя «Самара». На новейшую подводную лодку ложатся ответственейшие и сложнейшие задачи – задачи боевой службы и боевого дежурства. Основной экипаж и вторые экипажи поддерживают на ней свой уровень постоянной готовности, часто выходят в море. Последние боевые службы «барсов» остались за гвардейской «Самарой».
В 2002 году, после длительного перерыва, 517-й под командованием капитана 1 ранга Чувашева Виктора Николаевича выходит на решение задач боевой службы в Тихий океан. Старшим в походе был заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Заика Александр Константинович (в настоящее время командир дивизии, контр-адмирал). Громкого успеха и рекорда противолодочных действий не получилось. Более того, с боевой службы ПЛ вернулась, потеряв часть обтекателя гидроакустического комплекса. Причина так до конца и не выяснена – вероятнее всего столкновение в подводном положении с каким-то притопленным предметом… Штурманом в походе был капитан-лейтенант Синько Д.А. Длительный перерыв в решении поставленных задач привел к частичной утрате опыта и практических навыков не только в противолодочных действиях, но и в эксплуатации навигационного комплекса. За время БС лишь короткий период времени НК «Симфония» использовался в основном режиме «Специальный», большую часть времени для обеспечения заданной точности плавания ПЛ всплывала для определения места под перископ, совмещая сеансы связи и определения места.
Отдавая должное штурманам барсов, следует отметить, что проявленная настойчивость, целеустремленность и огромное желание привели к достижению долгожданного результата. Здесь речь о тонкостях подготовки морских средств навигации. В ходе сдачи в эксплуатацию навигационного комплекса на 517-м заказе специалистами сдаточной команды была допущена оплошность. По результатам испытаний в формуляр НК были внесены с ошибкой в знаке записи величин, характеризующие точность выработки навигационных параметров (вместо пяти нулей после запятой, записали четыре…). Это позволяло в течении нескольких суток обеспечивать требуемую точность плавания, но в последующем приводило к необходимости выключения из обработки гирокорректора и использованию навигационного комплекса в других режимах, требующих частой коррекции места ПЛ. Многократные попытки выявить причину такой работы навигационного комплекса результата не давали, в формуляре и в «памяти железа» все было одинаково. К слову и специалистов предприятия-изготовителя в составе группы технического обслуживания в это время не было. За освоение гирокорректора в 2000-м году вместе с личным составом штурманской службы взялся принятый в состав ГТО Гниденко А.А., служивший до увольнения из ВС в подразделениях радиотехнической службы. Результат не скоро, но был получен. Анализируя и сравнивая каждую цифру в ячейках памяти специализированных ЦВМ на 517-м и других барсах, удалось найти отсутствие того нолика, который не позволял нормально работать гирокорректору и не обеспечивал точностные характеристики навигационного комплекса. В походе 517-го со вторым (622-м) экипажем на БС в 2004-м году точность плавания была высочайшей и навигационный комплекс подтвердил свои боевые возможности. Штурманом капитан-лейтенантом Бердниковым А.В. получен хороший результат по точности плавания – за шесть с половиной суток плавания подводной лодки в подводном положении без определения места невязка не превысила 10 кабельтовых.
Вторые экипажи - это отдельная страница истории и освоения и барсов. Им приходилось быть универсалами, так как в море выходили они на каждом барсе соединения. Вторые экипажи вложили в каждый барс неимоверно много сил, энергии, отдали частичку души и сердца каждому корпусу любимых «барсов». Принимая от первых экипажей подводную лодку, они приносили с собой все то, что было отработано ими на других кораблях – заботу о технике, тактику боевого использования оружия и технических средств, осторожность и безопасность плавания.
588-й экипаж не только привел первый барс на Камчатку. За тринадцать лет ему довелось участвовать во многих сложных делах, решать задачи в море на практически всех корпусах барсов. Интересны, поучительны и известны выполненные 588-м экипажем ракетные стрельбы главным ракетным комплексом на 513-м заказе, боевая служба на 515-м. Тогда, на 515-м заказе, благодаря командирскому мастерству капитана 1 ранга Крылова Игоря Феликсовича после выхода из строя УГВ под резервными электродвигателями подводная лодка благополучно вернулась в базу, преодолев все тяготы осеннего штормового океана.
В 1996 году по подводникам прошла первая волна реформирования Вооруженных Сил – 588-й экипаж первым из «барсовских» был сокращен, но многие офицеры и мичманы влились в состав других экипажей, их высоко ценили и с готовностью брали командиры других барсов. Офицеры-штурманы экипажа капитан-лейтенанты Анастасьин И.А., Минаев И.О., Клюев М.В. были командирами штурманских боевых частей и внесли достойный вклад в решение задач штурманской службы.
Вторым «вторым» экипажем на барсах стал 78-й экипаж, сформированный в 1986 году командиром капитаном 2 ранга Сащук Валерием Гавриловичем. Традиционный «большой круг» вторых экипажей через учебный центр подводников в г.Сосновый Бор завершился в 1987 году и практически сразу началась полноценная служба экипажа в составе 45-й дивизии ПЛ. Прием-передача и выходы в море на 502-м, 513-м, 514-м шли непрерывной чередой. Каждый приходящий в соединение новый «барс» доверялся 78-му экипажу и осваивался им порою лучше, чем основным экипажем. Если с командирами капитанами 1 ранга Сащуком В.Г. и Шульгиным В.В. экипаж становился на ноги, то с приходом командиром капитана 1 ранга Головчанского Игоря Олеговича связана наиболее сложная и в тоже время насыщенная морская жизнь экипажа. Экипаж стал решать задачи боевые службы в дальних походах. Готовиться и решать задачи в море в середине 90-х годов, было нисколько не легче, чем в советские времена. Появились сложности, которых не было раньше, связанные не только с объективными проблемами поддержания технической готовности, но и с внутриполитической ситуацией в стране. Так в 1996-м году 515-й заказ со вторым экипажем дважды возвращался с БС в базу для … участия в выборах Президента России, первый раз на несколько дней выбирая Президента в первом туре, а затем через две недели для повторного голосования… Но задачи решались успешно, результаты боевой подготовки и боевой службы были высоки. Сейчас капитан 1 ранга Головчанский И.О. продолжает службу в управлении кадров ТОФ, а командиром стал капитан 2 ранга Юзепчук Г.Г. Штурманы 78-го экипажа сохранили лучшие традиции, заложенные при формировании и становлении экипажа, уверенно и безопасно проводя подводные лодки дорогами боевых служб, фарватерами боевой подготовки, оставили о себе добрую память. Капитан 3 ранга Евдокимов М.В., пройдя ступеньки служебного роста в штурманской боевой части, долгое время служил в штабе флотилии, принеся с ПЛ высокую штурманскую культуру в штабную работу. Капитан 3 ранга Пронкин И.В., окончив специальные офицерские классы, остался на преподавательской работе в г.Санкт-Петербурге, успел передать свой опыт молодым офицерам.
Третьим «вторым» экипажем стал 622-й, сформированный 1 сентября 1989 года, командир капитан 2 ранга Матушкин Александр Анатольевич. Пройдя обучение в Сосново-Борском учебном центре, в 1990 году экипаж сразу принял 501-й заказ и приступил к отработке курсовых задач. Как отрабатывал и сдавал курсовые задачи экипаж Матушкина, подводники Камчатки помнят до сих пор. Впервые на соединении «Л-1» у экипажа после формирования и обучения в УЦ была принята с оценкой «отлично»! Это был результат, это был задел успешного решения всех последующих задач.
В штурманской боевой части 622-го экипажа служили хорошие офицеры Осипов К.А., Луйк Э.Э., Дамин А.А., Лукоянчев С.Ю., Рыжук К.А., Шишов А.А. Пройдя ступеньки служебной лестницы в штурманской боевой части, они достойно продолжают службу на флоте. После капитана 1 ранга Матушкина А.А. на командирский мостик поднимались капитаны 2 ранга Прокаев А.Н., Башмаков С.В. и, как лучшие командиры, уходили на учебу в Военно-морскую академию. Впереди у них новые высоты и горизонты службы.
Высокий уровень штурманской подготовки офицеров и личного состава штурманских боевых частей - несомненная заслуга флагманских штурманов 2-й флотилии и флагманских штурманов 45-й дивизии подводных лодок капитанов 1 ранга Рябоконь В.А., Федоровского А.С., капитанов 2 ранга Бормотова А.А., Ситникова И.С., Яхно А.Н., Сажаева М.И., Яцука А.С.
В 1997 году «барсы» вошли в состав 10-й противоавианосной дивизии атомных подводных лодок. Штурманской подготовкой и обеспечением решением навигационных задач кораблевождения, безопасности плавания успешно руководили флагманские штурмана капитаны 2 ранга Попов Андрей Георгиевич, Максаров Андрей Васильевич, Чичин Михаил Анатольевич, Мансуров Сергей Уралович и их помощники капитаны 3 ранга Шишов Александр Анатольевич, Бакишев Юрий Бейгайдарович.
Традиционно техники-электрики штурманские на барсах, эксплуатирующие инерциальные навигационные системы и навигационные комплексы, имеют высокую техническую подготовку. Осваивая свою специальность и перенимая от специалистов предприятий-изготовителей навигационной техники во время постройки и сдачи кораблей все лучшее, мастерами военного дела стали мичманы Гапоненко Н.В., Семушкин В.И., Цыбовский А.А., Жегулов И.А., Хусточкин С.А. Свой высокий профессионализм и исключительную грамотность они доказали на деле. По содержанию и эксплуатации техники гиропосты подводных лодок – лучшие боевые посты практически на всех «барсах».
На «барсах» выросло целое поколение замечательных офицеров, командиров и штурманов.
Через мостик атомоходов третьего поколения вышли к вершинам службы и стали адмиралами - вице-адмирал Сиденко К.С., контр-адмирал Васин С.Е., контр-адмирал Кириллов Ю.В., контр-адмирал Лапуцкий Е.Т., контр-адмирал Заика А.К., контр-адмирал Аполлонов А.А., контр-адмирал Еремин Ю.П.
У «барсов» были замечательные командиры, оставившие заметный след в истории флота и судьбах людей – Алексеев В.А., Мишин С.Е., Корбан С.В, Капинос А.В., Васин С.Е., Городков А.В., Матушкин А.А., Сащук В.Г., Гаврилин В.А., Головчанский И.О., Игишев С.М., Крылов И.Ф., Чувашов В.Н. и другие. Командиры «барсов» на флоте помнят, их опыт и сегодня востребован.
Через штурманскую рубку «барсов» пролегли штурманские дороги. Плеяда штурманов, выросшая и воспитанная традициями подводной службы, достойно продолжает службу на всех флотах. Пройдя должность флагманского штурмана соединения многоцелевых атомных подводных лодок продолжают службу капитан 1 ранга Сажаев М.И. – Главным штурманом Тихоокеанского флота, капитан 2 ранга Яцук А.С. – флагманским штурманом Ленинградской ВМБ, капитан 1 ранга Мансуров С.У. – начальником штурманского цикла в 270 Учебном центре ВМФ.
Штурмана «барсов» достойно служат на в военно-морском флоте - капитан 1 ранга Луйк Э.Э – заместителем Главного штурмана Балтийского флота, капитан 1 ранга Морозкин О.В. – флагманским штурманом эскадры подводных лодок ТОФ, капитаны 2 ранга Яковлев М.А. и Филиппов К.А. – преподавателями в учебных центрах, капитан 3 ранга Бакишев Ю.Б. – помощником флагманского штурмана соединения атомных подводных лодок.
Хороших успехов в решении поставленных задач добиваются сегодняшние штурманы «барсов» капитан 3 ранга Харута А.А., капитан-лейтенанты Изотов С.А., Бердников А.В., Тарабаров Д.Ю., Городков В.А. и другие.
Барсам, их штурманам не хватает сегодня дальних походов, опыта решения навигационных задач кораблевождения в удаленных районах Тихого океана. Верится, что в новом тысячелетии у «барсов» будут сложные и ответственные задачи, будут дальние походы, морские просторы и глубины, а штурманам хватит умения и навыков решить поставленные задачи на высоком профессиональном уровне.

Немає коментарів: