Первые атомные подводные лодки строились в Приморье
Бывший первый секретарь Приморского крайкома Виктор Ломакин рассказал, как проходило становление атомного подводного флота России на Тихом океане.
- Первую атомную подводную лодку России строили в Комсомольске-на-Амуре. Процедура сдачи лодки проходила в Большом Камне, - сказал Виктор Павлович. - В этом приморском городе проходила достройка подлодки, проводились ходовые испытания, и сдача в строй. Так что на Тихом океане у нас был атомный подводный флот своего приморского производства.
В советские годы больше всего атомных подводных лодок было на Северном флоте, а вторая по количеству группировка субмарин была у нас, в распоряжении ТОФ.
- В 60-е годы прошлого века мы немного отставали от американцев, - рассказал капитан 1-го ранга запаса, бывший офицер с К-45 Ремос Калинин. - Чтобы наверстать это отставание, нужны были неординарные решения и неординарные люди. К счастью, нашелся такой человек - академик Анатолий Александров (в последствии он стал президентом Академии наук СССР - прим. автор), который стал научным руководителем создания отечественного атомного подводного флота. Он имел непосредственное отношение к строительству атомной подлодки К-45. В сентябре 1960 года он прибыл в Комсомольск и руководил ее строительством.
- В 1960 году нашему заводу было поручено строить атомные подлодки 659-го проекта, - рассказал судостроитель из Комсомольска-на-Амуре Азриэль Звеняцкий, начальник бюро атомных подводных лодок судостроительного завода имени Ленинского Комсомола. - К-45 была вооружена крылатыми проектами с ядерным боезарядом.
Справка
Атомная подводная лодка К-45 стала первым отечественным атомным подводным крейсером, оснащенным крылатыми ракетами. Она была спущена на воду 12 мая 1960 года, а 18 сентября на ней был поднят флаг ВМФ СССР. Лодка вошла в состав 26-й дивизии, ставшей первым соединением ТОФ, оснащенным атомоходами и прослужила более четверти века. К-45 совершила 7 боевых служб (дальние походы). За время службы она прошла около 200 тысяч морских миль. На подлодке было 14 командиров.
10 сентября 1981 года с К-45 случилась серьезное происшествие. Подлодка, двигаясь в надводном положении, совершила столкновение с рыболовным траулером «Новокачалинск».
К-45 прекратила свою службу и вышла из состава ВМФ в конце 80-х годов прошлого века. С 1996 года и по сегодняшний день атомный реактор К-45 находится на долговременном хранении в бухте Разбойник.
Немає коментарів:
Дописати коментар