Пожароудушение
Комиссия по расследованию аварии на атомной подводной лодке(АПЛ) модели «Нерпа», на которой погибли 20 человек, объявила предварительную официальную причину трагедии. Это несанкционированное срабатывание системы пожаротушения, сообщает пресс-служба главного федерального инспектора по Приморскому краю.
Как сообщил журналистам губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, «на корабле была смонтирована новейшая система пожаротушения, сигнал на которую подается через компьютер. По данным расследования, вмешательства человека в работу системы не обнаружено», передает РИА «Новости». Он также подчеркнул, что автоматическая система пожаротушения, установленная на лодке, еще нигде не применялась, поэтому он считает, что полностью автоматические системы не должны применяться там, где есть опасность для жизни людей. Представители Амурского судостроительного завода отметили, в свою очередь, что раньше несанкционированного срабатывания противопожарной системы на АПЛ не было.Следователи заявили, что все необходимые для установления причин трагедии экспертизы будут завершены уже к концу недели.
ЧП произошло в ночь на воскресенье в Японском море. Субмарина проекта 971 «Щука-Б» вышла с военной базы города Большой Камень. Всего на «Нерпе» находились 208 человек, из них 81 – военнослужащие, экипаж лодки, рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Тихоокеанского флота (ТОФ) РФ. Остальные – члены сдаточной комиссии, сотрудники Амурского судостроительного завода, на котором изготавливали субмарину, и контрагенты других предприятий, где собирали различные датчики и приборы для подлодки. Сконструированная на Амурском судостроительном заводе лодка совершила первое погружение во время ходовых испытаний 31 октября 2008 года.
Через неделю в 3.30 утра (20.30 мск) в носовом отсеке лодки внезапно сработала система пожаротушения.
Несмотря на то что возгорания не было, в отсеки, где находились люди, – кают-кампанию и каюты экипажа – начал поступать газ фреон.
В итоге задохнулись 20 человек – трое военных и семнадцать гражданских лиц. По данным ТОФ, погибшие среди моряков – капитан II ранга заместитель командира по воспитательной части Евгений Головных, капитан III ранга начальник химической службы Александр Подборнов и мичман старший кок Александр Прудников.
Еще 21 человек отравился фреоном, но выжил. С субмарины их забрал большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц», где с пострадавшими начали работать военные медики. В больницы ТОФ во Владивостоке отравившиеся попали в состоянии разной степени тяжести.
Угрозы силовой атомной установке, расположенной в корме, не возникло, реактор не пострадал и продолжил работать в штатном режиме. Испытания лодки остановили, и субмарина своим ходом в сопровождении спасательного судна«Саяны» отправилась швартоваться в Большой Камень.
Военно-следственное управление Следственного комитета на ТОФ возбудило уголовное дело по ст. 352 УК РФ (нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерь более двух лиц). Ответчиками на суде, скорее всего, станут сотрудники или администрация завода-производителя: лодка еще не была передана в распоряжение ВМФ. Следственная бригада пришла к выводу, что люди на АПЛ погибли в результате попадания в легкие газа фреона. «Уже проведены первые судебно-медицинские экспертизы, результаты которых подтвердили, что смерть наступила в результате попадания в легкие газа фреона, выброс которого произошел после срабатывания систем пожаротушения», – сказал «Газете.Ru» глава пресс-службы Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимир Маркин.
При срабатывании противопожарной системы на «Нерпе» в двух носовых отсеках задраились люки, лишив людей возможности покинуть помещение. В заблокированные помещения начал поступать фреон. В этот момент у каждого находящегося на подлодке человека должен был быть портативный дыхательный аппарат (ПДА), действия которого хватает на 15 минут. Он представляет собой небольшой баллон с кислородом, который крепится на поясе, с затычкой для носа и загубником. По словам источника «Газеты.Ru», знакомого с процессами испытаний подлодок, четверти часа должно хватить для того, чтобы добраться до шланговой дыхательной аппаратуры и переждать, пока заблокированный и наполненный фреоном отсек провентилируется.
Но, как говорят эксперты, никто из членов экипажа не носит с собой ПДА постоянно, а в момент испытаний подлодки их тем более «трудно найти: впопыхах все они разбросаны по отсекам вместе с матрасами и прочим скарбом».
Подводники считают, что большое количество жертв объясняется тем, что ПДА не хватило на всех находившихся в отсеках людей, а те, у кого аппараты были под рукой, просто не сумели ими правильно воспользоваться.
Несанкционированно сработавшая противопожарная система относилась к классу ЛОХ (лодочная объемная химическая). Кроме нее на субмаринах размещают воздушно-пенную систему, которая предназначена для тушения локальных очагов пожара и состоит из двух станций, размещенных в концевых отсеках. ЛОХ используется при возгорании в помещениях (кроме пожаров порохов и боезапаса) и состоит из станций пожаротушения, которые размещены во всех отсеках за исключением реакторного. Гасит огонь вещество хладон-22 (он же фреон-22), состоящий из хлорфторуглеродов. Фреон относится к веществам 4-го класса опасности, то есть малоопасным. Газ оказывает наркотическое действие на организм человека, вызывает слабость, переходящую в возбуждение, спутанность сознания, сонливость, при больших концентрациях — удушье. Оказавшись в среде чистого фреона, который вытеснил кислород, люди погибают.
Не заметить подачи ЛОХ в отсек практически невозможно – это шумный процесс, который запускается нажатием не одной кнопки.
Правда, на современных АПЛ это можно сделать дистанционно, с пульта Центрального поста. Кроме того, система может запускаться автоматически (что, по предварительным данным, на «Нерпе» и произошло).
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты из ТОФ РФ предполагают, что на «Нерпе» могло быть гораздо больше, чем 200 человек. При этом, согласно штатному расписанию, на лодке могут находиться 73 моряка. Не исключено, что при троекратном превышении этого показателя людям просто могло не хватить ПДА – их количество, как правило, рассчитывается только на экипаж, но не на гражданских лиц.
«В момент испытаний на подводной лодке только военного и гражданского экипажа (те, кто строил подлодку –«Газета.Ru») около 270 человек плюс еще контрагенты», – пояснил один из подводников на условиях анонимности. Как отметил собеседник «Газеты.Ru», как правило, это люди, «абсолютно не обученные нахождению на подводной лодке». «Они знают только, как чинить прибор, который собрали на их заводе. На подлодках никто из них никогда не был, но они все туда рвутся, поскольку за это существенно доплачивают. Не исключено, что ЧП случилось из-за них», – предположил один из экспертов. Он сказал, что в момент испытаний на подводных лодках «творится полный бардак» и «находится очень много спирта для протирки оборудования».
«На испытаниях контрагенты часто очень много пьют. Они всегда это делали. Вполне возможно, что кто-то из них взял и закурил прямо в отсеке, отчего и сработала система пожаротушения и в отсек пошел фреон. А кто-то, напившись, спал прямо в отсеке и в три утра не сообразил, что происходит», – считает эксперт.
«За рабочими нужен глаз да глаз, – подтвердил «Газете.Ru» и подводник с 10-летним стажем, писатель Александр Покровский. – Бывали разные случаи. Например, открывали электрический щит, а там разводной ключ лежит – мастер его положил, чтобы легче было достать, а потом забыл. А когда лодку в море качает, то этот ключ может ударить о клеммы, вызвав короткое замыкание и пожар».
Главный научный сотрудник Института проблем морских технологий ДВО РАН Геннадий Илларионов также считает, что авария могла быть «следствием организационных проблем при проведении испытаний» – люди на субмарине могли погибнуть по причине их слабой профессиональной подготовки.
Впрочем, собеседники «Газеты.Ru» не исключают возможности технической неисправности на «Нерпе». Например, мог произойти сбой в программировании противопожарной системы. Илларионов также предположил, что причиной могла стать «неоправданно высокая автоматизация на лодках подобного типа».
Но, скорее всего, по их словам, наиболее вероятная причина трагедии – человеческий фактор.
«Все, что можно испытать, испытывается еще на заводе», утверждают эксперты, а«после этого на пирсе, потом возле пирса, над водой, а после этого уже пробуются ходовые качества и живучесть под водой».
Специалисты также отметили: вполне вероятно, что истинных причин трагедии на подлодке вообще может никто не узнать. «Истинные причины известны только тем, кто там был, но специальные комиссии, создаваемые после таких ЧП, как правило, принимают решение не рассказывать большую часть того, что было на самом деле, – все-таки это флот. Как правило, критику они разделяют между контрагентами, гражданским экипажем и военными», – рассказал один из источников, близких к ВМФ. Он также отметил, что даже в ранее существовавших учебных центрах морякам никогда не рассказывали истинных причин аварий на АПЛ, хотя, согласно учебной программе, они должны были тщательно разбираться. «Нам просто рассказывали версии, близкие к настоящим, в отличие от тех, которые предоставляются обывателям и прессе», – пояснил он.
Мнение подводников подтверждается поведением ответственных лиц: и командование ТОФ, и военные медики, и администрация завода, изготовившего подлодку, вторые сутки отказываются от комментариев. Предположительно, их молчание связано еще и с тем, что «Нерпу» собирались сдавать в 10-летнюю аренду Индии, которая к 2010 году планирует обзавестись подводным флотом. По сведениям индийского агентства IANS, договор о поставках российских атомных подлодок Индии на общую сумму $650 млн был подписан в январе 2004 года. Сделка задержалась из-за пересмотра цены. Российские власти информацию об аренде категорически опровергают.
По некоторым данным, иностранные государства, в том числе и Индия, уже запросили у России информацию о ЧП на подлодке.
Индийская сторона, как пишет издание Economic Times со ссылкой на источники в правительстве страны, попросила российских военных уточнить, эту ли подлодку они собирались сдавать в аренду. «Пока никаких официальных заявлений не последовало. Кстати, индийские моряки действительно тренировались на
российских подлодках, но точно не на этой», – рассказал источник.
российских подлодках, но точно не на этой», – рассказал источник.
Интерес к случившемуся проявила и Япония. Как сообщает ИТАР-ТАСС, премьер-министр этой страны Таро Ассо в своем выступлении в понедельник заявил, что, хотя «речь может идти о военной тайне, необходимо, чтобы нас проинформировали о реальном положении дел». По данным агентства, власти Японии сейчас не предпринимают особых мер безопасности в связи с ситуацией на российской АПЛ, однако занимаются тщательным сбором любой информации о ней. В первую очередь японская сторона убедилась в отсутствии повреждений ядерных систем подлодки и отсутствии радиоактивного заражения зоны Японии. Тем не менее японцы все еще ждут от России точных координат места, где произошло ЧП.
Немає коментарів:
Дописати коментар