Подводный минный заградитель "Лембит" был заложен в мае 1935 года на стапелях фирмы "Виккерс Армстронг" в Англии по заказу правительства буржуазной Эстонии и в мае 1937 года вступил в строй. В августе 1940 года подводная лодка была включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
В годы Великой Отечественной войны "Лембит" под командованием офицеров В. А. Полещука, А. М. Матиясевича с заместителями командира по политической части Н. Н. Собколовым, П. П. Ивановым и М. Ф. Долматовым совершил семь боевых походов и провел в море 109 суток.
"Лембит" за период войны выставил сто двадцать мин. На них подорвалось четырнадцать вражеских транспортов, боевых кораблей и вспомогательных судов, а еще четыре крупных транспортных судна получили тяжелые повреждения.
Не отставали от минеров и торпедисты "Лембита", отправившие на дно Балтики тральщик и пять транспортов.
Двадцать пятую по счету победу "Лембит" одержал несколько необычным способом: в середине декабря 1944 года, возвращаясь в Хельсинки из похода в подводном положении, он столкнулся с фашистской подводной лодкой, караулившей наши суда на выходе из шхер. Получив тяжелый удар крепким стальным форштевнем и шеститонным литым килем советской подводной лодки, вражеская субмарина навсегда погрузилась на дно.
Исключительно суровое испытание пришлось выдержать экипажу "Лембита" в четвертом боевом походе. 14 сентября 1942 года после успешной торпедной атаки конвоя противника и потопления двух транспортов подводная лодка подверглась сильной бомбежке. От близкого взрыва глубинной бомбы противника и сотрясения корпуса последовал взрыв аккумуляторной батареи. В третьем отсеке возник пожар, а внутрь лодки хлынула вода. Почти все находившиеся в отсеке моряки были либо ранены, либо контужены, либо отравлены газом.
Положение было критическим. Стремительно провалившись на глубину, лодка с дифферентом на корму легла на грунт. Взрывной волной разворотило радиорубку и повредило радиоаппаратуру, вывело из строя гирокомпас. Из расколотых аккумуляторных баков в трюм вылился электролит, наполнив отсек удушливым ядовитым газом.
Но балтийцы не дрогнули. Ценой неимоверных усилий аварийная партия, возглавляемая инженер-капитаном 3 ранга С. А. Моисеевым, погасила пожар и остановила поступление воды. Когда прекратилась бомбежка, начались работы по устранению повреждений и подготовке к всплытию. С наступлением темноты лодка всплыла и направилась к родным берегам.
Командование высоко оценило подвиг экипажа: десять человек были награждены орденом Ленина, четырнадцать - орденом Красного Знамени, четырнадцать - орденом Красной Звезды.
За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и героизм экипажа подводная лодка "Лембит" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года была награждена орденом Красного Знамени.
Водоизмещение надводное 665,5 т, подводное - 853,4 т; длина 59,5 м, ширина 7,24 м, осадка 3,5 м; мощность дизелей 1200 л. с., электромоторов- 790 л. с.; дальность плавания надводная 4000 миль, подводная - 80 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 533-мм носовых торпедных аппарата (запас торпед - 8), 20 мин, 1 40-мм орудие и 1 7,62-мм пулемет. Экипаж 38 человек.
Немає коментарів:
Дописати коментар