понеділок, травня 30, 2011

КОСМИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ
НА ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ

Такого Израиль не видел еще никогда. На этой неделе в нашу страну прибыли сразу три космонавта - российские Алексей Леонов и Михаил Корниенко и американский Гарретт Райзман. Они принимают участие в образовательном фестивале "Лимуд", который проходит в эти дни в Беэр-Шеве

http://velelens.livejournal.com/588584.html#cutid1 

Яков ЗУБАРЕВ. Фото Артема Дегеля и автора


Алексей Леонов и посол России в Израиле Петр Стегний



Инициированный крупным предпринимателем Мэтью Бронфманом, фестиваль этот проводится в Израиле четвертый раз. В этом году он посвящен - в честь 50-летия первого полета человека в космическое пространство - космосу, науке и технике. В течение двух дней школьники и студенты столицы Негева будут встречаться с ведущими учеными, инженерами, деятелями искусства, а главным событием фестиваля станут, несомненно, выступления троих зарубежных гостей - людей, не понаслышке знающих, что такое космос.


Гарретт Райзман, Мэттью Бронфман, вдова Илана Рамона, Рона


Накануне открытия фестиваля, 24 мая, в Российском культурном центре при посольстве России в Израиле в честь космонавтов был устроен торжественный прием. В нем приняли участие главы дипломатических миссий России, Украины, Узбекистана, сотрудники посольств ряда стран СНГ, политические и общественные деятели Израиля, ветераны войны, журналисты. Среди почетных гостей была также жена погибшего израильского космонавта Илана Рамона - Рона Рамон.
В приветственном слове к собравшимся руководитель РКЦ профессор А.Крюков поблагодарил председателя Международного координационного комитета проекта "Лимуд" Мэтью Бронфмана за прекрасную идею пригласить для участия в нынешнем фестивале покорителей космоса. В ответном слове М.Бронфман сказал, что видит в подобных фестивалях свой личный долг перед предками: его дедушка был родом из Бессарабии, входившей в те времена в состав царской России, и он поставил перед собой цель помочь еврейской русскоязычной молодежи в ее стремлении к знаниям, к еврейскому самосознанию и солидарности с евреями всего мира.
После приветственных речей с участниками встречи беседовали космонавты.
- Мне особенно приятно говорить с вами сегодня, поскольку несколько часов назад на Землю благополучно возвратился с международной космической станции очередной экипаж российских космонавтов, - сказал дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Алексей Леонов. - Эта станция - прямое свидетельство того, что начатая полвека назад работа первого отряда космонавтов успешно продолжается, как продолжаются и заложенные нами традиции. Сейчас трудно это себе представить, но пятьдесят лет назад в космос поднялся корабль, который весил всего 5 тонн. Сегодня на орбите работает международная космическая станция, на которой только площадь солнечных батарей достигает полутора гектаров, а вес превышает 400 тонн! Но самое примечательное, что главные принципы управления космическими кораблями остались те же, которые были заложены в первом корабле с человеком на борту. И еще мне приятно сообщить о другой новости: завтра на космодром вылетает сын погибшего космонавта Владислава Волкова Сергей Волков, который уже совершил полет в космос и теперь в составе очередного экипажа готовится к старту на МКС.
Каждый год на родине Юрия Гагарина проходит международный конгресс, в котором принимают участие исследователи космоса со всего мира. Я являюсь председателем этого конгресса, и за 38 лет его деятельности прослушал тысячи лекций и выступлений. Поверьте, каждый раз узнаю все новые и новые стороны о Юре, хотя был знаком с ним с первого дня прихода в отряд космонавтов. Я часто слышу один и тот же вопрос: почему именно ему была доверена эта необыкновенная миссия? Мой ответ сложился давно: потому что, несмотря на свои почти юношеские 27 лет, Юрий сложился к этому времени как личность. В нем счастливо сочетались ум, обаяние, целеустремленность, ответственность. Он действительно олицетворял молодость планеты. Сергей Павлович Королев как-то сказал: если дать Юре образование, из него выйдет выдающийся ученый. И когда я сидел с ним за одним столом в Военно-воздушной академии имени Жуковского, то лишний раз убедился в его трудолюбии, инициативности. Он буквально рвался к знаниям - так же, как рвался в космос, к полетам. Мало кто знает, что в 1967 году, незадолго до своей гибели, Юрий был дублером Комарова и должен был вслед за ним лететь на другом корабле. Но Комаров погиб и полет Юры, естественно, отменили. А через год трагедия настигла и его. Сейчас Российское космическое агентство опубликовало якобы новые данные о причине гибели Гагарина - в них утверждается, что самолет, в котором находились Юра и его инструктор Серегин, вынужден был резко отклониться от курса из-за стаи птиц. На сегодня я - единственный оставшийся в живых член государственной комиссии, расследовавшей тогда причины этой катастрофы, и заявляю, что отклонение от курса действительно было, но не по причине птичьей стаи. Во время тренировочного полета Гагарина в опасной близости от самолета оказался несанкционированный МИГ-15. Из-за высокой облачности пилот не заметил самолет Гагарина, сильная воздушная волна перевернула этот самолет, он вошел в глубокую спираль и с высоты 4200 метров врезался в землю. Никакой вины Гагарина в его гибели нет! Сейчас на месте падения самолета возведен Храм, и мы два раза в год - в день рождения Юры и в день гибели - приходим сюда. Всем своим обликом Юра задал такую высокую нравственную планку, что, проводя отбор новых кандидатов на космические полеты, мы уже не можем опуститься ниже этой планки и строго смотрим не только на профессиональные, но и на человеческие данные будущего космонавта.
После Алексея Леонова выступили Михаил Корниенко и Гарретт Райзман. Оба космонавта работали вместе на орбите в составе экипажа международной космической станции: Райзман пробыл на МКС 12 дней, Михаил - полгода, за что ему полтора месяца назад было присвоено звание Героя России.
Космонавтов приветствовали также министр абсорбции Софа Ландвер, руководитель Международного культурного центра евреев - выходцев из Средней Азии Мордехай Кимягаров, а также председатель Всеизраильского союза инвалидов войны генерал Роман Ягель, который вручил зарубежным гостям медали министерства обороны Израиля "65 лет Победы над фашистской Германией".
А после торжественной части началось неформальное общение с космонавтами. В прежние времена мне посчастливилось дважды встречаться с Алексеем Леоновым. Первое интервью я брал у него в 1983 году в поселке Сафоново - дальнем гарнизоне Северного флота, куда легендарный космонавт прилетел на открытие музея Юрия Гагарина. Первый космонавт, как известно, служил в авиации Северного флота, отсюда он был направлен в отряд космонавтов, и в небольшой воинский гарнизон, где уже действовал флотский музей авиации, был доставлен дощатый домик, в котором жил Гагарин во время службы на Крайнем Севере. Алексей Леонов приложил много усилий, чтобы музей первого космонавта выглядел достойно и как можно более полно. Именно там я впервые увидел настоящий космический скафандр, оригинальные приборы управления космическим кораблем, тубы с космической пищей...
Алексей Леонов покорил меня, тогда военного корреспондента, своей открытостью, доброжелательностью, чувством юмора... А вторая встреча с ним состоялась спустя три года уже в самом Звездном городке, где я оказался, опять же в качестве журналиста, с делегатами предпоследнего, 27-го съезда партии, от Мурманской области. Космонавт знакомил нашу группу с объектами уникального городка - с тренировочным оборудованием, со стендовым залом с действующим макетом "Союза", с огромным водным бассейном, в котором космонавты отрабатывают движения в безвоздушном пространстве космоса. Привел нас Леонов даже в квартиру семьи одного из космонавтов - скромную, простенькую квартирку хрущевского образца...
С того памятного мне посещения я и начал с ним беседу.
- Алексей Архипович, до сих пор помню вашу фотографию, которую увидел рядом с центрифугой в тренировочном зале Звездного городка. Вас сфотографировали сразу после тренировки, и после таких нагрузок вас там было просто не узнать.
- Так разве я один так выглядел?! Барокамера, центрифуга, вращающаяся одновременно в нескольких плоскостях, остаются главными экзаменаторами при отборе космонавтов. Человек должен быть готов к преодолению атмосферы - это тяжелейшая нагрузка, которую способен выдержать не каждый даже абсолютно здоровый человек…
- Пятьсот космонавтов за пятьдесят лет - это много или мало?
- Тут нельзя оперировать цифрами. Сто лет назад и автомобилисты считались чуть ли не героями. Помню, в нашей сибирской деревне я бегал за Володей Баженовым - он единственный водил "козлик" и выглядел почти как космонавт: черные краги, черный шлем, большие очки… Прошло время, и героями стали совсем другие люди. Из двадцати человек первого отряда космонавтов двенадцать стартовали в космос, и человечество, уверен, никогда не забудет их имен. Я очень уважаю американцев, но то, что сделали российские космонавты, уникально во всех смыслах. Американские программы предусматривали полеты на непродолжительное время, мы же сразу были нацелены на длительное пребывание в космосе, на длительную работу. Таковой она, в конечном счете, и стала.
- Вы попали при выходе в открытый космос в нештатную ситуацию. Она предусматривалась во время тренировок на Земле?
- Все, что я знал об этом, - то, что при разгерметизации скафандра меня ждет мгновенная смерть. На инструктаже Сергей Павлович Королев только предупреждал меня, чтобы я был очень осторожен и обо всем докладывал. После восьмиминутного пребывания в открытом космосе я почувствовал ослабление жесткости скафандра, давление в нем упало, мои пальцы вышли из перчаток, а ноги - из сапог. В таком состоянии вернуться на корабль было невозможно, но я понимал, что нужно делать: свернуть в бухту фал, соединяющий меня с кораблем, через каждые сорок сантиметров надевать кольцо на замок, чего я в этих перчатках сделать не мог, понимал, что через пять минут я попадаю в тень, и температура в скафандре может упасть, а через тридцать минут у меня кончаются все запасы жизнеобеспечения. Эта оценка ситуации помогла мне принять решение: не докладывая на Землю о своих действиях, я снизил давление в скафандре до критического и, вопреки всем инструкциям, проник в люк вперед головой... Даже сегодня ни одна барокамера в мире не может воссоздать реальные условия работы космонавта на космических высотах. Поэтому кроме профессиональной подготовки особое внимание уделяется подготовке психологической.
- На днях, 30 мая, вам исполняется 77 лет. Вспоминаете, каким был путь в космос?
- Особенно вспоминаю детство. Это было голодное детство детей войны, подранков. Из моего дома на фронт ушли двадцать два человека, а вернулись двое. Из моих семи дядей в живых остался только один. Слава Богу, что я с детства научился понимать сложность жизни, и это спасло меня от многих "приятностей" и соблазнов, которые встречались на пути. Меня научили работать, научили уважать людей, я начал рано зарабатывать деньги и помогать родителям. У меня была цель - летать и рисовать, и я повсюду возил с собой этюдник. Я вел дневник и написал в нем как-то такие слова: "Судьба моя, я - сам". Этот принцип я исповедую до сих пор и говорю другим: если тебе никто уже не может помочь, помоги себе сам. Постарайся не терять себя.
- Вы дважды были в космосе. Бога видели?
- Когда Германа Титова спросили об этом, он ответил: "Бог находится на седьмом небе, а я летал только до второго". Никто, к сожалению, там никого не видел. Но отрицать существование - нет, нехорошее это слово - отрицать присутствие Бога нельзя. Мы должны понимать, что есть что-то, нами непознанное, и оно вокруг нас в повседневной жизни. Ведь не случайно, когда нам нужна поддержка, мы не кричим: "Да здравствует Ленин или Сталин", а призываем: "Господи, помоги!". Поэтому не гневите Бога - наказать может.
- Давайте закончим это интервью на веселой ноте... Вы человек с большим чувством юмора. Что можете вспомнить интересного из полета на "Союзе-Аполлоне" в 1975 году?
- Когда мы состыковались с американским кораблем, то на встрече с гостями я предложил им тюбик, на котором было написано "Водка". Их пришлось долго уговаривать. Они отказывались. А я их убеждал, что это русская традиция - встречать так гостей за столом, и отказываться от нее нельзя. Уговорил. Они открыли тюбик, начали пить... Там оказался борщ.
Выпускник Московского авиационного института Михаил Корниенко совершил в прошлом году 176-суточный полет на международной космической станции и почти 7 часов провел в открытом космосе.
- Михаил, хочу поздравить вас, прежде всего, со званием Героя России. Раньше, однако, подобные награды присуждались сразу после космического полета, а тут прошло почти полгода. О чем это говорит? Что работа космонавтов стала восприниматься почти как рядовая?
- Мы летаем не за наградами, поэтому такой вопрос передо мной вообще не стоял. Что же касается работы, то, на первый взгляд, полеты в космос уже не являются чем-то сверхординарным. Хотя на самом деле они по-прежнему не могут быть и рядовыми - в любом случае, это работа эксклюзивная. Вот я вернулся семь месяцев назад, а до сих пор оклематься не могу. Какая, к черту, рядовая работа… Ведь и слетало нас по всему миру всего пятьсот человек.
- Вы полгода провели на космической станции. Нештатные ситуации бывали?
- Еще какие! Техника сложная, а чем сложнее техника, тем выше вероятность отказа. Но мы стараемся просчитать варианты возможных неполадок и учимся устранять их еще на Земле. Конечно, абсолютно все предусмотреть невозможно, но есть такое понятие как расчетная нештатная ситуация, и мы тренируемся на каждой из них.
- Когда Леонов при выходе в открытый космос не смог с первого раза вернуться в отсек корабля из-за раздувшегося скафандра, эта ситуация не рассматривалась на тренировках?
- Не рассматривалась. Но подобные ситуации изучаются потом на Земле с тем чтобы они не повторились. И, как правило, они не повторяются. К сожалению, всегда выползают какие-то новые, которые действительно трудно предусмотреть. Если их перечислять, потребуется не один день. Но мы справляемся с ними.
- В том числе и психологически? Ведь подчас главное в данном случае - не впасть в панику…
- Несомненно. И для этого мы проходим даже специальную парашютную подготовку, которая определяет способность человека работать в экстренной ситуации. Мы прыгаем с борта вертолета с высоты 4 тысячи метров и летим в затяжном полете 3 километра, не раскрывая парашют. При этом психологи дают нам задачу, или логическую, или простой счет, и в этом полете мы начинаем наговаривать на диктофон решение данной задачи. При этом ты еще должен отслеживать высоту, чтобы вовремя раскрыть парашют. А психологи и другие специалисты изучают потом, как ты справляешься со всем этим.
- Тренировки по-прежнему тяжелейшие?
- А как же! Святое дело!.. Это часть нашей ежегодной медицинской комиссии. Через две недели я буду опять ее проходить.
- Сегодня в космосе побывало уже восемь туристов. Они тоже проходили подобные тренировки?
- Их тоже в центрифуге крутят. Человек должен понимать, что такое перегрузка и что может его ждать в случае как штатной, так и нештатной ситуации. Высота ведь у всех нас одинаковая - 350-360 километров. Но сейчас туристический проект пока заморожен - ни на корабле, ни на станции просто нет уже места для посторонних. На станции работают постоянно шесть человек, только профессионалы. Опыт показал, что освоение космоса уже невозможно проводить в одиночку той или иной стране, какой бы могущественной она ни была. Мы должны летать на Луну, на Марс, а это очень дорогостоящие проекты. Международные космические станции доказали свою эффективность, и после нашего полета мы убедились в том, что нынешняя станция способна находиться в эксплуатации еще как минимум десять лет. Космос - огромное поле для международного сотрудничества, и, я уверен, Израиль примет в нем активное участие.
Американский астронавт Гарретт Райзман совершил в прошлом году полет на МКС на шаттле "Атлантис" и также работал в открытом космосе.
- В детстве я даже не думал о том, что стану астронавтом. Это была сумасшедшая идея. Также не предполагал я, что у меня будут хорошие отношения с русскими. И теперь мне все происходящее кажется еще мечтой.
- Что было легче - учить русский язык или работать в космосе?
- О, русский язык такой трудный! - широко улыбаясь, отвечает астронавт. - Это было труднее, чем работа на МКС. Но у меня не было другого выбора: я летел с экипажем, в котором были два россиянина и один американец. Я должен был все-таки уметь общаться с ними на родном для них языке. Хотя говорили порой и на английском.
- Случались нештатные ситуации?
- Случались, но неопасные. Мы их устраняли.
- Как вам Земля с космической высоты?
- Очень красивая. Я видел и нашу Америку, и Израиль…
- Ваш первый полет в космос состоялся в 2008 году. Потом - МКС. Ваш "Атлантис" после 25-летней эксплуатации совершил последний рейс в космос, и теперь американских астронавтов будут доставлять на МКС российские "Союзы". В третий раз собираетесь в космос?
- Вполне возможно. Я остаюсь космическим бортинженером.
- С еврейскими корнями?
- О да! Я стопроцентный еврей - и по маме, и по папе.


Герои космоса с министром абсорбции Софой Ландвер

У здания российского культурного центра в Тель-Авиве


"Новости недели"

Немає коментарів: