понеділок, травня 30, 2011


Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (Проект 659)
Постановление правительства о создании ПЛАРК проекта 659 было принято 25 (26) августа 1956 г.
В сентябре 1956 г., одновременно с началом разработки ПЛАРБ пр. 658 ЦКБ-18 приступило к разработке технического проекта атомных подводных лодок, вооруженных шестью крылатыми ракетами П-5, — проекту 659. Разработка обоих проектов велась параллельно в одни и те же сроки. Главным конструктором проекта 659 был назначен П.П. Пустынцев, его заместителем — Николай Андреевич Климов.
23 октября 1956 г., когда значительная часть проекта уже была разработана, Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на разработку атомной подводной лодки с реактивным вооружением — комплексом П-5, предназначавшейся для нанесения ударов самолетами-снарядами по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах досягаемости полета самолетов-снарядов. В 1969 г., после того, как П.П. Пустынцев стал главным конструктором проекта 675, главным конструктором проекта 659 был назначен Н.А. Климов, а его заместителями — О.Я. Марголин и В.К. Станкевич. Главным наблюдающим ВМФ по проекту 659 были И.И. Чуфрин и Ю.С. Вольфсон. Всего по проекту 659 было построено пять подводных лодок.
19 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС рассматривался ход строительства советского подводного ракетоносного флота. Был утвержден перспективный план строительства подводных лодок, в соответствии с которым уже к 1961 г. предполагалось передать флоту 32 ПЛ с крылатыми ракетами П-5. Продолжение строительства носителей этих ракет планировалось и в VII пятилетке (1961–1965 гг.).
К моменту окончания технического проекта лодки отсутствовал технический проект на комплекс ракетного оружия. В результате технические решения, принятые по главному оружию, являлись ориентировочными, и все необходимые изменения вносились на стадии рабочего проектирования, а также при постройке и даже в ходе испытаний головной ПЛАРК.
Строительство подводных лодок проекта 659 осуществлялось заводом им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольске-на-Амуре (директор Г.К. Волик). Наружные обводы, исходя из условий использования комплекса реактивного оружия в надводном положении, выбирались так же, как и на проекте 658. Заострение обводов носовой оконечности позволило обеспечить незаливаемость палубы на скоростях вплоть до полной надводной. Особое внимание было уделено поиску таких обводов наружного корпуса, которые при размещении контейнеров с крылатыми ракетами не приводили бы к резкому увеличению буксировочного сопротивления в подводном положении. После рассмотрения нескольких вариантов наиболее целесообразным было признано поднятие палубы надстройки на высоту, равную диаметру ракетных контейнеров, что обеспечило размещение всех контейнеров под палубой надстройки.
В I квартале 1957 г. разработка технического проекта ПЛАРК пр. 659 была завершена и проект был представлен на утверждение, после чего, не ожидая утверждения в высоких инстанциях, ЦКБ-18 приступило к разработке рабочего проекта. Несмотря на трудности, возникшие при разработке рабочего проекта, (испытания ракетного комплекса П-5 шли сложно и затянулись до 1959 г.) разработка чертежей была закончена в октябре 1957 г., что обеспечило возможность строительства подводных лодок — в сентябре 1958 г. первые секции прочного корпуса были доставлены на стапель (док № 3 эллинга «А») и 20 декабря 1958 г. состоялась закладка головной подводной лодки проекта 659.
Завод им. Ленинского Комсомола вторым в стране приступил к строительству атомных подводных лодок и во многом использовал опыт завода в Северодвинске, оказавшего существенную помощь в организации строительства ПЛА. На ПЛА проекта 659 размещалось 6 крылатых ракет комплекса П-5.
Ракета снабжалась ядерной боевой частью, унифицированной с БЧ баллистической ракеты Р-11ФМ (первоначально ее мощность составляла 200 Кт, затем была увеличена до 650 Кт). Диаметр корпуса КР составлял 1,0 м, длина 10,8 м и размах крыла 3,7 м. Ее стартовая масса равнялась 5200 км, максимальная скорость полета соответствовала М=0,9–1,0, максимальная дальность стрельбы составляла 350 км. Полет проходил на высоте 800–900 м. Силовая установка КР включала два стартовых твердо-топливных ускорителя и маршевый ТРД КРД-26 (2250 кгс). Система управления включала автопилот, счетчик времени и барометрический высотомер. Ракета на подводной лодке транспортировалась в герметическом контейнере (диаметр 1,65 м, длина 12 м), заполненном азотом.
Ракетные контейнеры были сблокированы попарно в три блока. Каждый блок контейнеров поднимался на стартовый угол 15° путем поворота на неподвижной полой оси, внутри которой размещались коммуникации, связывающие ракету и контейнер с подводной лодкой — электрические к бортразъемам ракеты, а также к средствам, обеспечивающим необходимые параметры микроклимата в контейнере, и Яр. Перед стартом контейнеры, поднятые на стартовый угол, фиксировались стопорами, обе крышки (передняя и задняя) открывались. Подъем контейнеров осуществлялся гидравлическими подъемниками, размещенными во 2, 6 и 7 отсеках ПЛ. Все контейнеры поднимались за 140 секунд, крышки открывались за 20–25 секунд.
Шестиракетный залп мог осуществляться в определенной последовательности (6–3–2–5–4–1), где контейнеры 1 и 2 относятся к носовому блоку, 3–4 к среднему и 5–6 к кормовому.
Крылатые ракеты подавались на подводную лодку в полностью заправленном состоянии с установленной боевой частью и навешенными стартовыми двигателями. Стрельба производилась по пеленгу, равному курсу подводной лодки. Время после всплытия подводной лодки до пуска первой ракеты составляло около 4-х минут, время подготовки и пуск всех 6 крылатых ракет составляло около 12,5 минут.
Через открытую заднюю крышку контейнера выхлопные газы попадали в газоотводные выгородки, размещенные позади контейнеров. Первая конструкция этих выгородок оказалась неудачной — маршевые двигатели «задних» ракет при запуске захватывали отработанные газы «передних» ракет и глохли. Геометрия газоотводных выгородок была изменена таким образом, чтобы отходящие газовые струи направлялись подальше от стартующей ракеты, что вместе с описанной выше последовательностью старта ракет и обеспечило надежность 6-ти ракетного залпа.
Подводная лодка имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус диаметром 6,8 м делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкция обеспечивала надводную непотопляемость при заполнении водой любого из отсеков.
Корабль был оснащен ГЭУ номинальной мощностью 35000 л. с., включавшей два водо-водяных реактора ВМ-А (2х70 мВт). Имелось две группы аккумуляторов по 112 элементов, два электродвигателя подкрадывания ПГ-116 (2х450 л. с.) и два дизельгенератора постоянного тока ДГ-400. ПЛАРК вооружалась навигационным комплексом «Плутон-659», включающим гирокомпас «Маяк». Имелась гидроакустическая станция МГ-200 «Арктика», шумопеленгатор МГ-15, станция обнаружения гидроакустического облучения МГ-13 и другое целевое оборудование.
Тор [1]педное вооружение ПЛАРК 659-го проекта включало четыре 533-мм носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-65 и 53–61, максимальная глубина стрельбы — 100 м), а также четыре кормовых ТА калибром 400 мм (максимальная глубина стрельбы — 240 м).
Ракетоносцы 659-го проекта провели свою относительно короткую службу на Тихоокеанском флоте. В сфере досягаемости их ракет находились цели на Западном побережье США (где находились, в частности, крупнейшие авиазаводы фирмы Боинг в Сиэтле и другие важные промышленные, военные и административные центры), Гавайи, Японии, Панамского канала. Вероятно, ПЛАРК проекта 659 рассматривались и как перспективные корабли для вооружения молодого китайского военно-морского флота (однако охлаждение советско-китайских отношений в начале 60-х гг. на несколько десятилетий прервало военно-техническое сотрудничество между двумя великими державами).
Эффективность крылатых ракет комплекса П-5 оказалась низкой: малая точность стрельбы, чувствительность ракет к направлению и скорости ветра, невозможность полета над местностью сложного рельефа (с возвышенностями и горами), зависимость дальности полета от температуры воздуха и др. привели к снятию этой ракеты с вооружения уже в 1966 г. Предпринимавшиеся попытки улучшить боевые качества этой ракеты путем установки доплеровского измерителя пути и сноса ракеты (комплексы П-5Д и П-7) не дали желаемых результатов, что и привело к решению о снятии ракетного вооружения с подводных лодок проекта 659. Так как ПЛАРК проекта 659 не обладали модернизационными возможностями, достаточными для их перевооружения ПКР комплекса «П-6», предназначенными для решения противокорабельных задач (требовалось увеличение длины ПК, установка комплекса «Аргумент» для корректировки траектории полета ПКР и пр.) было принято решение о переоборудование лодок по проекту 659Т (включало в себя снятие всех контейнеров, переделку надстройки и увеличение торпедного вооружения). Переоборудование всех пяти ПЛ было произведено в период проведения средних ремонтов (1968–1976 гг.)
Следует отметить, что общее расположение механизмов, оборудования и энергетической установки подводных лодок проектов 658 и 659 было чрезвычайно близко, несмотря на разницу в количестве отсеков. Многое отсеки полностью соответствовали друг другу: четвертый отсек проекта 659 был аналогичен пятому проекта 658, пятый — шестому и т.д. Степень достигнутой внутрипроектной унификации проектов 658, 659, 675 была чрезвычайно высока.
Предпринимались попытки создания проекта атомного ретранслятора 659Р (ЛПМБ «Рубин»). Проект развития не получил.
В 90-х гг. все АПЛ проекта 659Т были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.

Немає коментарів: