КОГДА УТИХЛО ПЛАМЯ...
За каждой морской катастрофой, сколь много бы о ней ни сказали, тянется шлейф из домыслов, мифов, пересудов – будь это гибель "Титаника", "Адмирала Нахимова" или "Новороссийска"... Не избежал этой участи и "Комсомолец".
" А правда, что вас отогревали женскими телами?" – спрашивали у выживших в ледяном аду заполярного моря подводников. Пожалуй, это было самое безобидное заблуждение. Но были и обидные. Были и обвинения – ничтоже сумняшеся... Особенно больно резануло интервью в "Комсомольской правде", взятое корреспондентом В.Юнисовым у капитана первого ранга запаса Анатолия Николаевича Горбачева. Вот фрагмент из него:
" А правда, что вас отогревали женскими телами?" – спрашивали у выживших в ледяном аду заполярного моря подводников. Пожалуй, это было самое безобидное заблуждение. Но были и обидные. Были и обвинения – ничтоже сумняшеся... Особенно больно резануло интервью в "Комсомольской правде", взятое корреспондентом В.Юнисовым у капитана первого ранга запаса Анатолия Николаевича Горбачева. Вот фрагмент из него:
- Анатолий Николаевич, вы читали публикацию "Морскому сборнику" отвечают..."?
-Да, но, к сожалению, совсем недавно...
Контр-адмирал Л. Белышев, заместитель начальника управления кораблестроения и вооружения ВМФ, например, сказал: "Атомная подводная лодка "Комсомолец" является опытовым кораблем". Не согласен. Каждый вновь построенный корабль проходит установленные испытания на заводе и в море. Их вершина – государственные испытания. Прошел "Комсомолец" многомесячные госиспытания, подписав соответствующий акт – принимай оружие и "в бой за Родину". После этого акта лодка окончательно передается промышленностью в состав флота. Понятно, если по каким-то моментам корабль не проходит требования госиспытаний, то болит голова сдатчика, соответствующей промышленности. Устранены замечания – сдатчик повторно предъявляет корабль комиссии.
Катастрофа АПЛ произошла в дальнем походе и никакого отношения к опытной эксплуатации не имела. Не случись беды, никто бы и не подумал вспоминать об "опытовом корабле".
Экипаж находился в своем первом дальнем походе. Каждый подводник знает, что если такой экипаж еще пройдет два-три похода, он сможет выйти на приличный уровень. Что мы видим на "Комсомольце"? Заместитель командира дивизии – на борту. Сам начальник политотдела – на борту. Целый ряд флагманских специалистов – тоже. Может быть, всем этим людям захотелось пару месяцев просто покататься на новейшей АПЛ? Нет, все они "накатались" на подлодках вдоволь! Может быть, им нечего делать на берегу? Нет – я считаю, что они пошли в поход потому, что экипаж был слаб и его надо "поднимать".
- А могут ли быть грамотными действия при том уровне фактической боевой подготовки, что имел экипаж "Комсомольца"?
- Вы задали настолько ответственный вопрос, что тут же подумалось, как где-то на том свете встречусь с Женей Ваниным и надо будет держать ответ перед ним по всей "потусторонней" справедливости. Даже и не знаю, как начать, чтобы не бросить тень на него и всех погибших. А сказать надо. Во имя живых! Нельзя не сказать хотя бы потому, что, промолчав, не будешь знать, как и жить-то дальше на этой земле, перед лицом всех, кто может погибнуть от молчания и завтра.
Можно ли вообще говорить о грамотных действиях экипажа, если первая минута пожара уничтожила один из семи отсеков АПЛ, седьмая минута – уже два, понятно, со всем живым, что было в этих отсеках? Пройдет еще несколько минут, и возникнут возгорания в 5-м, 4-м, 3-м отсеках, подводники начнут терять сознание от продуктов горения во всех оставшихся пяти отсеках, в том числе в 1-м, 2-м и на главном командном пункте. Из-за невозможности остаться, не говоря уже о какой-то организованной борьбе за живучесть АПЛ, вскоре будут оставлены личным составом 5-й и 4-й отсеки. Экипаж останется на маленьком "островке", покрытом смертельной концентрацией отравляющих веществ.
... В 11.03 объемный пожар в концевом отсеке "Комсомольца" стал фактом, датчики показали высокую температуру, резко упало сопротивление изоляции основной силовой сети, переборка между седьмым и шестым раскалилась, по ряду вводов в шестой пошел черный дым...
Вводи в действие тренировку по борьбе за живучесть при объемном пожаре, вводи то, что уже отработано и что сведет на минимум пагубность шокового состояния командования и всего экипажа. И тогда бы в 11.04-11.05 АПЛ уже была бы в надводном положении и начала передавать сигнал о тяжелой аварии... В это время или минутой позже из действия выводится реактор, потому что теперь реактор "Комсомольцу" просто не нужен, как не нужды ему и основные электросети, что они уже начинают разрушаться по неумолимым законам электричества.
Кто-то скажет: "Ну вот, будь умные тренировки, соответствующая система их отработки, и АПЛ была бы спасена". Нет, имею обоснованное убеждение, что АПЛ опять же утонула бы, но без жертв на воде, без той тяжелейшей обстановки, что создалась во всех отсеках без исключения, от чего тоже гибли люди. А помня о "встрече" с Женей Ваниным, накладывать тренировку на фактическую обстановку "Комсомольца" не стану, хотя убейте.
- В этой публикации "Морского сборника" приводится таблица расстояний до района аварии и время на переход судов к "Комсомольцу", и получается, что, например, плавбаза "А. Хлобыстов" пришла бы к АПЛ в 16.59, за 9 минут до того, как "Комсомолец" затонул. Правда ли, что плавбаза запоздала потому, что управление "Севрыба" вело торг со штабом Северного флота об оплате спасательной операции?
- Уже на следующий день мне позвонил действующий адмирал из Главного штаба ВМФ и сказал, что между Северным флотом и управлением "Севрыба" велся "торг" об уплате за спасательную операцию, и это задержало судно почти на два часа. Через несколько дней эту версию подтвердили другие офицеры. В день катастрофы "Комсомольца" они были непосредственно в штабе Северного флота.
- Можете назвать этих офицеров или адмирала?
- Хотите сказать, способен ли я на подлость?
- Я не хочу так сказать.
- В начале мая я позвонил в секретариат Главкома с просьбой доложить адмиралу флота В. Чернавину по существу задержки "А. Хлобыстова" и попросил ознакомиться с соответствующими материалами. В ознакомлении с материалами, что не содержали и малейшей секретности, мне было вежливо отказано. Наверно, мой звонок был ошибочным, потому как в Государственной комиссии всплыла еще одна версия... По этой версии Северный флот и "Севрыба" договорились едва ли не за 15 минут. А остальное время ушло на подъем плавбазой какого-то устройства. Признавая, что в экстремальных условиях устройство можно было и не поднимать, действия судна оправдывались тем, что информация об аварии АПЛ еще не носила угрожающего характера.
Надо ли говорить, что ни от первой, ни от второй версии родным и близким погибших не легче? Теперь все знают, что именно. За последние 15-20 минут погибло от переохлаждения большинство моряков, что каждая потерянная минута стоила человеческих жизней. И за каждую из них должен быть истребован ответ.
- Следствие легко может доказать, потому что скрыть торг или любую другую причину задержки невозможно.
- Если такое следствие будет, а оно будет, то скрыть, согласен, невозможно ни то, ни другое.
- Вина флота при всем при этом возможна?
- А при чем тут флот, не он же вымогал плату?
- Значит, плавбаза "А. Хлобыстов" смогла бы подойти за час до катастрофы?
- Если все это подтвердится, то плавбаза была бы у борта АПЛ еще раньше. И никто даже не замочил бы ног. Но я все же предлагаю: давайте не заниматься взаимными упреками. Пусть лучше свое слово скажет для начала следствие...
Немає коментарів:
Дописати коментар