пʼятниця, травня 27, 2011


Готовность атомных подводных лодок США


В начале августа американские СМИ выдали сенсацию: в нескольких сотнях миль от побережья США появились две многоцелевые атомные подлодки российского Военно-морского флота. Между тем, как недавно сообщили эксперты Федерации американских ученых (FAS), 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), в настоящее время находящихся в строю ВМС США, в 2008 году провели 31 патрулирование в глубинах Мирового океана.
Такое количество выходов стратегических субмарин на боевое дежурство, отмечают специалисты, практически совпадает с аналогичными показателями времен холодной войны. Эта информация была предоставлена руководством Пентагона FAS в соответствии с Федеральном законом «О свободе информации» и особенно не обеспокоила общественность США и Канады. РАДИ МИРА НА ЗЕМЛЕ Сегодня встает вполне законный вопрос: почему же спустя почти два десятилетия после окончания противостояния двух сверхдержав – СССР и США – каждый американский подводник, проходящий службу на одной из 14 ПЛАРБ (они оснащены ракетами, на которые установлено более 1000 ядерных боеголовок), не менее 30 дней в году проводит в океанских глубинах? Кстати, по данным Министерства военно-морских сил США, одна из атомных подводных лодок класса «Огайо», вставшая на боевое дежурство в 1982 году, 11 февраля 2009 года завершила свое тысячное по счету патрулирование. Так вот, на торжествах, посвященных этому знаменательному событию, министр ВМС Дональд Винтер следующим образом ответил на поставленный выше вопрос, заодно и высказав официальную точку зрения Белого дома: «Поддержание способности нашего подводного флота запускать свои МБР «Трайдент» 24 часа в сутки, семь дней в неделю и 365 дней в году направлено на обеспечение мира и свободы на планете». Господин Винтер также отметил, что «с началом ядерного века мир стал свидетелем огромного сокращения числа смертей его обитателей, которые происходят во время войн». Некоторые подчиненные министра ВМС дополнили слова своего шефа собственными рассуждениями о том, что «сегодня многие государства обладают ядерным оружием» и вероятность его распространения в эпоху активного овладения различными странами новейшими технологиями является вполне реальным фактом. Поэтому США должны быть всегда готовы ответить на явные и скрытые угрозы их национальной безопасности. «Мы должны всегда оставаться на переднем крае и быть готовы к бою», – заявил командир одной из американских ПЛАРБ Джефф Краймз. А вот мнение генерала Кевина Чилтона, возглавляющего Стратегическое командование вооруженных сил США. Он, между прочим, в соответствии со своими функциональными обязанностями в случае войны будет главным советником президента по выбору объектов на территории противоборствующей стороны, по которым должны быть нанесены ядерные удары.
Не так давно генерал Чилтон заявил, что, хотя некоторые американцы полагают, будто бы с распадом СССР в 1991 году атомные подводные лодки Соединенных Штатов завершили свою миссию и стали не нужны, в настоящее время ПЛАРБ «так же важны, как это было и на пике холодной войны». «Использование сил сдерживания в XXI веке будет значительно более сложной задачей, но фундаментальные принципы ее решения остались неизменны», – подчеркнул военачальник. Он также добавил, что атомный флот Америки предназначен не только для того, чтобы предотвращать ядерные конфликты. По словам Кевина Чилтона, подводные ядерные силы «с момента их создания обладали всей необходимой мощью для предотвращения любых военных столкновений на земле». В свою очередь, некоторые американские эксперты утверждают, что сегодня страны, владеющие атомным оружием, весьма активно переходят в фазу наращивания своих ядерных сил в океанских глубинах. И это вполне объяснимо. Не случайно все авторитетные военные специалисты США однозначно убеждены в том, что развитие подводной компоненты американских стратегических ядерных сил является в высшей степени оправданной мерой, поскольку МСЯС необходимы для обеспечения национальной безопасности страны. Ведь из всех видов стратегического ядерного оружия наиболее сложно отслеживать перемещения атомных подводных ракетоносцев. Только ПЛАРБ способны незаметно выходить на стартовые позиции пуска своих ракет в случае внезапной атаки на Соединенные Штаты. Цифры, обнародованные Федерацией американских ученых, свидетельствуют о том, что Белый дом и Пентагон придерживаются того же мнения. С «ПРОХЛАДНЫХ» ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ В настоящее время число выходов атомных субмарин ВМС США в воды Тихого океана значительно превышает масштабы патрулирования его акватории другими странами, обладающими такими же подводными флотами. Данные, предоставленные Пентагоном FAS, показывают, что на счету американских стратегических субмарин-ракетоносцев в 2008 году в три раза больше походов, чем у российских. Да и вообще все ПЛАРБ России, Франции и Великобритании вместе взятые в течение прошлого года совершили меньше выходов в океан, по сравнению с такими же подлодками Соединенных Штатов. (Атомные подводные лодки Китая в этот период по разным причинам на боевое патрулирование не отправлялись.) 31 патрульный рейс в течение одного года – это самый высокий показатель боевых дежурств американских ПЛАРБ за всю предшествующую историю проведения таких акций.
С тех пор как 15 ноября 1960 года атомная ракетная подлодка «Джордж Вашингтон» ушла из военно-морской базы в городе Чарльстон (штат Южная Каролина) в свой первый поход, 59 американских ПЛАРБ, в разные периоды входившие в состав подводных сил ВМС США, осуществили 3814 патрулирований. Ежегодное число боевых дежурств за 48 лет постоянно колебалось в достаточно широких пределах. Их количество не было постоянным и существенно менялось в зависимости от различных обстоятельств и политической ситуации в мире. Наибольшее число патрулирований пришлось на 1967 год. Тогда американские субмарины 121 раз покидали свои базы. Эти изменения числа подводных походов определялись не столько изменением характера боевых задач, которые ставились командирам ПЛАРБ, сколько списанием атомных подлодок, выслуживших свои сроки. Например, в результате отправки в доки и утилизации отработавших свое атомных субмарин ранних классов в 1979–1981 годах в этот период практически полностью прекратилось патрулирование Тихого океана. Однако принятие на вооружение новых ПЛАРБ класса «Огайо» исправило ситуацию. Но затем вывод из числа подводных сил США подлодок с ракетами «Посейдон» в октябре 1991 года и списание к 1993 году всех стратегических субмарин, кроме ПЛАРБ «Огайо», почти на 60% сократили число боевых дежурств американского атомного подводного флота в Атлантическом океане. Во второй половине 1990-х годов американские ПЛАРБ стали несколько чаще отправляться в глубины Атлантики, поскольку на вооружение военно-морских сил США поступило несколько новых подлодок класса «Огайо». Однако с 2000 года интенсивность подводного контроля Атлантического океана снова уменьшилась в связи с тем, что четыре ПЛАРБ «Огайо» были выведены из состава стратегических ядерных сил Соединенных Штатов и вместо МБР каждую из них начали вооружать 154 крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) большой дальности типа «Томагавк» с обычными боеголовками. Перспективные КРМБ этого типа способны перенацеливаться в полете и поражать объекты противника на дальностях до 2700 км. Руководство Пентагона считает, что размещение крылатых ракет на ПЛАРБ класса «Огайо» существенно увеличит боевые возможности американского подводного флота, поскольку одна такая субмарина способна заменить до восьми многоцелевых атомных подлодок или три-четыре эсминца типа «Спрюэнс». По оценкам экспертов военного ведомства США, в отличие от надводных кораблей подводные лодки могут атаковать цели совершенно внезапно для противника. К тому же субмарины способны действовать автономно и не требуют сопровождения кораблей ПВО, как надводные корабли-носители КРМБ.
В период холодной войны и противостояния с СССР основную часть выходов на боевые дежурства американские подводники совершали в акваторию Атлантического океана. Однако в начале 1990-х годов, после распада Советского Союза и некоторого формального улучшения отношений между Россией и США, Атлантика перестала быть основным театром действий американских ВМС в мирный период. Тогда многие американские атомные подлодки были передислоцированы на военно-морские базы Западного побережья Соединенных Штатов. Вот почему и сегодня основным районом патрулирования подводного флота Пентагона является Тихий океан.

Немає коментарів: