субота, червня 18, 2011

Не бывает бывших командиров, как не бывает бывших учителей и врачей. Он не бывший, он - В ПРОШЛОМ капитан 1-го ранга, командир атомной подводной лодки К-316, проекта 705. Он – Анатолий Федорович Загрядский. И ничего, что в июле ему исполнится 75, ничего, что уже подрастает правнучка. Он и по сей день остр умом, и по сей день помнит всех своих ребят, свой экипаж поименно, помнит все тонкости такого сложного механизма как его «золотая рыбка» - АПЛ К-316.


  Дедова кровь
Молодой самарский парнишка Толя Загрядский не помышлял ни о чем другом, как о морском флоте. Да по-другому и быть не могло. Он моряк в третьем поколении. Его дед -  Алексей Загрядский служил на флоте еще царской России. Отец – Георгиевский кавалер Федор Загрядский воевал на Черноморском флоте, на эсминце «Беспокойный», прошел Великую Отечественную войну. Умер от туберкулеза в 1949 году, когда Анатолию было всего 13 лет.

- Поэтому у меня не было и доли сомнения по поводу моей будущей профессии. Окончив семилетку, первым делом сдал экзамены в Самарский речной техникум. Но, к сожалению, не прошел по баллам. Чтобы не терять времени даром, устроился на авиационный завод под Самарой и параллельно учился в авиационном техникуме. Но мысль о море не покидала ни на минуту. В 1955 году меня призвали в армию. Попал на Дальний Восток. С сотней других ребят 28 суток в товарном вагоне добирался до места назначения, - рассказывает Анатолий Федорович. – Попал в учебный отряд радиотелеграфистов на остров Русский. Так началась моя служба. Через какое-то время к нам в штаб пришло сообщение от главнокомандующего, где говорилось, что те служащие, которые помимо среднего имеют дополнительное образование, могут поступить в только что образованное военно-морское училище подводного плавания в Риге.
Как говорится, от судьбы не уйдешь. Она-таки предоставила Анатолию Загрядскому шанс пойти по стопам своего отца и деда. За плечами у парнишки был авиационный техникум, что открывало возможность обучения в военно-морском училище.
- Учился я легко. С точными науками и математикой всегда был на «короткой ноге», – вспоминает командир.  – А в 1959 году грянуло сокращение военных училищ по всей стране. Под сокращение попало и рижское. Курсантов 1 миллион 200 человек стали распределять в оставшиеся военные учебные заведения. Так мой минно-торпедный факультет и попал в Ленинградское училище имени Ленинского Комсомола.
Учеба учебой, но и об отдыхе не забывали. В увольнительные бегали на танцы, в кино. В один из таких выходных, Анатолий приехал в Кировск к своему приятелю-земляку, который служил в Марьино. Ребята собрались в кино в Кировский Дом культуры. Вот там молодой курсант Загрядский и встретил женщину всей жизни – будущую жену Инну.
- Ее я заприметил сразу. В буфете стояла симпатичная  девчушка «в бигудях». Мы сходили в кино, а потом начались танцы. Ну, я ее и пригласил. А на следующий день пришел на каток, гляжу, и она там. Приглянулась она мне сразу, так по сей день живем душа в душу, - улыбается мой собеседник.
      Курсант Анатолий Загрядский был парнем спортивным. Играл в футбол, баскетбол, увлекался плаванием. Учеба тоже давалась легко, его портрет постоянно украшал доску отличников училища. Поэтому в 1960 году, когда был окончен последний 4-й курс училища, молодому офицеру за отличную учебу добавили десять суток к офицерскому отпуску. Этот отпуск он запомнил на всю жизнь.
- Мы с Инной подали заявление и нас в Кировском ЗАГСе в 10 утра торжественно расписали. В этот день мои однокурсники играли порядка 10 свадеб, - вспоминает Анатолий Федорович. -  Отмечали  мы наши бракосочетания замечательно. И пусть гостей на всех не хватало, ведь им хотелось побывать и у нас, и у других, но весело было. А днем этого же дня я получил диплом об окончании, погоны лейтенанта и кортик. 
По дорогам морским
Его морской путь начался в ноябре 1960 года. Был направлен в Гремиху – горло Белого моря. Службу начал командиром группы торпедной части дизельной подводной лодки С-231, потом в должности боевой части БЧ-3. Сложностей он не боялся. Сам просился  в очередной поход, стремясь как можно быстрее «набить руку», набраться практического опыта.
- А тут 1962 год. Вся страна гремит: вернулся из подо льдов Северного моря «Ленинский комсомол»! (Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» в июле 1962 года   впервые в истории Советского Военно-Морского Флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. - Прим. ред .). В те годы это было большое событие. Я как об этом услышал, «заболел» атомными подлодками, - словно вернувшись в то время, вспоминает Загрядский. – Тут к нам поступает АПЛ К-27. Ну, я к капитану этой подлодки – возьми! И ведь взял! На должность минера.
Как человек целеустремленный Анатолий Федорович поступает на высшие командирские классы. После их окончания ему предложили стать старшим помощником командира на новый проект – атомную подводную лодку К-316.
  НАША СПРАВКА
С 1959 года в СКБ-143 начались работы по проектированию малой атомной высокоавтоматизированной скоростной подводной лодки противолодочной обороны, позже получившей обозначение «проект 705».
Эти подводные истребители нормальным водоизмещением 2250 тонн имели корпуса из титанового сплава, реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, полную скорость подводного хода 38 узлов (по этому показателю лодки 705 проекта уступали лишь АПЛ проекта 661). Их вооружение включало 18 торпед и ракетоторпед.
За счет внедрения систем комплексной автоматизации численность экипажа должна была составлять 18 человек. Однако по настоянию командования ВМФ она была увеличена до 32 человек. До сегодняшнего дня подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов.
  - Это уникальный в своем роде проект. Мое первое знакомство с подводной лодкой проекта 705 прошло в учебном центре, когда меня назначили помощником командира 313 экипажа (это второй экипаж лодки К-316). Мы – офицеры принимали участие в испытаниях ее систем, приборов в НИИ, на заводах-изготовителях совместно с военной приемкой на ЛАО. Длительный период строительства - с 1969 по 1978 годы -   повлиял на нашу карьеру: к моменту моего вступления в командование К-316 добрая половина старших офицеров первоначального состава экипажа уже отсутствовала. Я держался до конца.    
Командиром на АПЛ К-316 его назначили 14 октября 1976 года. А 7 октября 1977 года в транспортном плавучем доке экипаж отправился в Белое море на испытания. В течение года АПЛ К-316 проверяли на прочность и все технические характеристики. И в 1978 году, разбив о борт бутылку шампанского, команда АПЛ К-316 вышла в свое первое боевое плавание. Постоянное место базирования у них было в Западной Лице.
    Анатолий Федорович многое может поведать о своем морском прошлом. Были разные, незабываемые ситуации, нередко стоящие здоровья, а порой и жизни. Об одной из них он рассказывает:
- Мы возвращались с очередного задания, когда получили сигнал об активации противника на территории наших вод. Максимальный период нахождения экипажа под водой составляет 30 суток. А тут получаем приказ продержаться еще суток 15. Нужно контролировать территорию, других лодок поблизости не было. А у нас продовольствие на нуле. Остался лишь мешок картошки и немного пресной воды. Вот так, смешивая пресную воду с забортной, закусывая одной картошкой, исхудавшие, измотанные мы и продержались…
( Он, конечно, многого не договаривает, это и понятно. Не мужское это дело. Вот только все эти «случаи» не могли не сказаться на здоровье. При очередном медицинском обследовании у капитана Загрядского обнаружили язву желудка и проблемы с сердцем. И по состоянию здоровья с 1979 года он уже не мог плавать).
  Начальник «красной кнопки»
Учитывая профессиональный опыт и отличные знания, Анатолия Федоровича в 1979 году уходит на повышение - его назначают в штаб Северного флота начальником специальной службы по предупреждению несанкционированных действий с ядерным оружием.
Само название уже говорит о многом. На его ответственности была правильная работа той самой «красной кнопки», чемоданчик с которой всегда находится у руководителя государства. За правильной работой ядерных боеголовок на атомных подводных лодках, системами кодов и следила спецслужба под руководством начальника Загрядского. Работа этой спецслужбы и сегодня является закрытой.
В этой должности до увольнения в запас в 1987 году и прослужил Анатолий Загрядский. А потом он вместе с семьей еще пять лет оставался в Североморске. Был старшим и ведущим инженером, руководителем испытательной группы СИБ «Скала» от научно-исследовательского института «Альтаир». И уже непосредственно работал с теми приборами, которые отвечали за запуск этой «красной кнопки», устанавливал спецкод в головки ракет.
Награжден орденом 3-й степени "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", медалью от губернатора Мурманской области «За доблестную службу в Заполярье».
  На островке Спокойствия
Анатолий Федорович любящий отец, дед и прадед. Он своих детей и внуков иначе как «мои чижики-пыжики» не называет. С упоением рассказывает о каждом.
Внук Роман тоже пошел по его стопам.
- Правда, когда я его спросил, станешь ли ты моряком-подводником, как и я, он ответил: «Нет, дед. Ты освоил четыре океана, а я хочу покорить пятый - небо». Теперь служит в войсках ПВО в Калининграде. Скоро станет папой, а мы ждем не дождемся это счастливого события, - говорит дед. -  Я могу честно сказать – я человек счастливый. Меня окружают мои самые дорогие и любимые, на моих руках подрастает маленькая правнучка Настенька. Семья всегда для меня была и остается островком спокойствия и радости.
У них действительно очень добрые и нежные отношения в семье. Анатолий Федорович всегда рядом с супругой Инной Алексеевной, куда бы она ни пошла. В прошлом году эта замечательная пара сыграла золотую свадьбу.

КСТАТИ
Кировская средняя школа № 2 с 2002 года носит имя выпускника Сергея Витченко, моряка-подводника, геройски погибшего на атомной подводной лодке «Курск».
Частыми гостями школы являются ветеран военной службы, штурман подводной лодки Олег Георгиевич Быченко и командир подводной лодки, капитан 1-го ранга Анатолий Федорович Загрядский.
В рамках военно-патриотической работы ветераны проводят беседы с учениками и Уроки мужества. Ежегодно Олег Георгиевич и Анатолий Федорович принимают активное участие в жизни школы, посещают различные школьные мероприятия: День знаний, концерты ко Дню Победы. Немалый вклад ветераны внесли в создание школьного музея. В прошлом году в ее экспозицию Анатолий Федорович Загрядский передал макет атомной подводной лодки К-316 и штурманский прокладочный инструмент.
Администрация, педагогический и ученический коллектив школы поздравляют Олега Георгиевича и Анатолия Федоровича и всех, чья жизнь связана с подводным флотом с праздником. И желают от всей души крепкого здоровья, семейного благополучия и долголетия .

Немає коментарів: