неділя, червня 19, 2011

Утилизация легендарной АПЛ "Золотая рыбка"

 В Северодвинске на судоремонтном заводе «Звездочка» продолжается утилизация самой скоростной в истории мирового подводного флота атомной подлодки проекта 661 «Анчар». Это первая отечественная АПЛ, изготовленная из титановых сплавов. Из-за дорогостоящего строительства и уникальных боевых характеристик в народе ее называли "Золотой рыбкой". В 1971 году экипаж подлодки установил мировой рекорд скорости, равный 44,7 узла (83,6 километра в час), который до сих пор не был превзойден ни одной субмариной, в том числе и американцами, которые пытались создавать подобные проекты.


Так «Золотая рыбка стала одним из самых амбициозных проектов в истории мирового кораблестроения. О том, как проходит процесс утилизации и об истории этой уникальной подлодки по просьбе пользователей сайта рассказывает генеральный директор ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» Владимир Семенович Никитин.

В.Никитин: В плавучем доке нашего предприятия в настоящее время выполняются работы по формированию блока реакторного отсека легендарной АПЛ класса «Папа», прозванной в народе «Золотой рыбкой». Сложность работ по утилизации этой АПЛ заключается в том, что отработавшее ядерное топливо из реакторов до настоящего времени не выгружено. Сама операция по утилизации этой АПЛ считается уникальной, как и сама лодка, так как резка идет без выгрузки топлива. Выгрузку ОЯТ планируется осуществить в 2013 году за счет гранта, выделяемого на этот проект Европейским банком реконструкции и развития. Заказчиком этого проекта является Федеральный центр по ядерной и радиационной безопасности. Финансирование проекта осуществляется из фонда экологической поддержки "Северное измерение".
Есть еще ряд сложностей, касающихся утилизации этой АПЛ. Специалисты хорошо знают, что титан легко воспламеняется от открытого огня. Поэтому корпус подлодки приходится разрезать механически, без электрогазосварочного оборудования. Таким способом кормовая и носовая части корабля уже утилизированы. Готовится оснастка для выгрузки отработавшего ядерного топлива из реактора. Операция будет проводиться в сухом доке. Проект выгрузки находится в стадии разработки. Предполагается, что будут проведены стендовые испытания всей операции. Планируется, что окончательно АПЛ будет утилизирована к концу 2015 года.
Эта экспериментальная высокоскоростная подлодка с титановым корпусом была выведена из состава ВМФ в 1989 году. Спустя десять лет она была отбуксирована на "Севмаш" для утилизации, однако уникальность проекта не позволила применить традиционные технологии разделки подлодок. До последнего времени живучесть АПЛ обеспечивал гражданский экипаж предприятия, который 23 июля 2009 года выполнил ее перевод на "Звездочку".
О «Золотой рыбке» написано много ярких и душевных воспоминаний – и ее создателями, и теми, кому посчастливилось служить на ее борту.

Принимая во внимание значение подлодки в истории российского кораблестроения, общественность и ветераны ВМФ выдвинули предложение сохранить ее рубку в виде мемориала.
История уникальной «Золотой рыбки» началась в декабре 1959 года с постановления партии и правительства «О создании скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и НИОКР для подводных лодок». Ставилась конкретная задача - увеличить в два раза глубину и скорость подводного хода по сравнению с атомными подводными лодками первого поколения. Также намечалось использование новых конструкционных материалов, создание новой энергетической установки уменьшенных габаритов, использование нового противокорабельного комплекса с подводным стартом и новых торпед. Фактически новая подлодка создавалась с чистого листа. Боевым назначением корабля являлась борьба с авианосцами и скоростными кораблями охранения противника.
Создавалась принципиально новая отрасль металлургической промышленности, связанная с технологиями титановых сплавов, невиданных доселе в мире. Для работы с титаном на Северном машиностроительном предприятии потребовалось создание специальных цехов и других помещений. Разработало субмарину в конце 50-х годов Ленинградское морское бюро машиностроения «Малахит». Проектирование атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 661 осуществлялось под руководством главного конструктора Н. Н. Исанина, позже его сменил Н.Ф. Шульженко. Шесть лет рабочие и специалисты «Севмашпредприятия» строили первую в мире АПЛ из титанового сплава. В 60-х годах в нашей стране титан выплавляли небольшими партиями в основном для космической промышленности. А в этом случае в Северодвинске впервые создавался гигантский боевой подводный корабль массой 5200 тонн. Это была колоссальная работа, проходившая в условиях особой секретности.
В создании опытной ПЛАРК К-162 участвовало свыше 400 организаций и предприятий нашей страны, на ее строительство было потрачено 240 млн рублей. В соответствии с проектом корабль должен был развивать максимальную подводную скорость не менее 37-38 узлов, что превосходило скорость любого боевого корабля ВМС США. «Золотая рыбка» имела на вооружении 10 крылатых ракет «Аметист». Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения АПЛ до 200 м. Но в серию АПЛ – опять же из-за своей дороговизны – так и не пошла. На Севмаше было развернуто серийное строительство более дешевых подлодок.
Возвращаясь к истории создания этого уникального корабля, надо отметить, что разработка проекта завершилась в декабре 1960 года. АПЛ проекта 661 "Анчар" была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 года. Таким образом, от начала работ по созданию подводной лодки до их завершения прошло более 11 лет. Столь длительные сроки проектирования и строительства К-162 объясняются, прежде всего, новизной и сложностью ее вооружения, механизмов и новых корпусных материалов, изготовленных из титановых сплавов. Длина подлодки - 106,9 м, наибольшая ширина по стабилизаторам — 16,7 м, водоизмещение — 5200 куб. м, скорость длительного полного подводного хода — 37-38 узлов, предельная глубина погружения - 550м, автономность плавания - 70 суток, экипаж — 82 человека.
На испытаниях при мощности реактора в 80% АПЛ достигла скорости 42 узла, что превысило расчетную скорость в 38 узлов. После всплытия лодки обнаружилось, что при такой скорости потоком воды была сорвана дверь в рубке, несколько лючков и обтекатель аварийного буя. Общая мощность энергетической установки подлодки составляла 80 000 л. с. на валах. Номинальная тепловая мощность двух атомных реакторов водо-водяного типа составляла 177,4 МВт, а паропроизводительность ППУ при нормальной мощности реактора – 2 х 250 тонн пара в час. Реакторы, разработанные для лодки проекта 661, имели ряд оригинальных особенностей. В частности, прокачка теплоносителя первого контура осуществлялась по схеме «труба в трубе», что обеспечивало компактность ЯЭУ при высокой тепловой напряжённости. При этом реакторы работали не только на тепловых нейтронах, но и с участием реакции деления на быстрых нейтронах.
До испытаний никто не мог сказать, как поведет себя на большой глубине стометровый стальной снаряд весом 6 тысяч тонн, несущийся со скоростью без малого 90 километров в час. Ведь к этому времени еще ни один обитаемый подводный снаряд не разрезал морскую толщу столь стремительно. Но подлодка, разумеется, сооружалась вовсе не для того, чтобы бить рекорды на трассе морского марафона Европа - Америка. Строилась она, прежде всего, для Атлантического океана как подводный рейдер, способный догнать самую быстроходную надводную цель, например авианосец, и столь же проворно оторваться потом от преследователей.
«Золотая рыбка» в значительной степени представляла собой своеобразную лабораторию, где оружейники и корабелы испытывали новые разработки и вооружения. Многое из того, что было создано для этой опытной подводной лодки, в дальнейшем было использовано на новых кораблях других проектов. Ветераны флота сейчас еще хорошо помнят, как много хлопот доставляла наша новая подлодка «условному противнику» даже во время ее опытной эксплуатации, которая началась в 1970 году и закончилась в декабре 1971 года. В сентябре 1971 года АПЛ вышла на первую боевую службу, в ходе которой корабль прошел от Гренландского моря до Бразильской впадины, в район экватора, выполняя ряд задач совместно с другими подлодками и надводными кораблями. Например, велось сопровождение ударного авианосца ВМС США «Саратога». «Золотая рыбка» легко настигла авианосец и несколько дней играючи гонялась за ним. При этом американский корабль неоднократно пытался оторваться от подводной лодки, развивая скорость более 30 узлов, однако достичь желаемого результата ему не удалось. Более того, наша АПЛ, осуществляя маневры, иногда опережала авианосец, потому что могла развивать скорость подводного хода более 44 узлов. При этом надо особо отметить, что за два с половиной месяца, проведенных в океанском походе, лодка всплывала на поверхность всего один раз. К сожалению, в те годы не принято было сообщать в СМИ ни об авариях на наших подлодках, ни о таких победах на фронтах «холодной войны». Но многие подводники и создатели АПЛ и вооружений сегодня прекрасно помнят основные эпизоды строительства и боевой службы «Золотой рыбки».
После завершения опытной эксплуатации АПЛ прошла ремонт в Северодвинске и в 1974 г. вновь вернулась в боевой состав флота. На Западе лодка 661-го проекта получила название «Papa», американцы называли ее «Серебряным китом». У нас на флоте ее ласково именовали «Золотой рыбкой». Первоначально предполагалось, что после постройки головной опытной субмарины 661-го проекта последует закладка еще 10 серийных кораблей этого типа. Однако в дальнейшем число серийных ПЛАРК сократили до пяти, затем до трех, а в принятом в 1964 году новом пятилетнем плане вообще решили ограничиться постройкой одного атомохода 661-го проекта. В значительной степени это объяснялось нехваткой в стране титана, а также технологическими трудностями, значительно затягивающими сроки строительства столь уникального корабля.
В 1989 году первая в мире титановая субмарина была выведена из состава Военно-морского флота. Много лет она ожидала своей очереди на утилизацию. Попрощаться с легендарной субмариной пришли строители АПЛ и ветераны-подводники. Прощальный гудок дали на рейде корабли «Юрий Долгорукий» и «Адмирал Нахимов». Провожая легенду подводного флота, многие плакали. Общественность и ветераны ВМФ предложили сохранить рубку подводной лодки в виде мемориала. Проект этого мемориала уже разработан заводскими архитекторами. Если все вопросы удастся решить, то рубка субмарины будет стоять на территории «Севмаша». Естественно, рубка «Золотой рыбки», как и ее корпус, сделаны из дорогостоящего титана. Но, наверное, историю нашего атомного флота и подвиги наших людей мы должны ценить не меньше.


Материал подготовил В.Степанюк.

Немає коментарів: