Этим подлодкам повезло с обилием прозвищ. За шумность специалисты НАТО называли их «Эхо II» (Echo II), а советские - «ревущая корова». Конструкция субмарины была необычной. Ракеты устанавливались горизонтально, а перед пуском пусковые контейнеры поднимались. За эту способность подводную лодку прозвали «раскладушкой».
Атомные подводные лодки 675 проекта относились к первому поколению, но несмотря на это они выполняли свои задания до XX века.
В 50-е годы «холодная война» рассматривалась как прелюдия практически неизбежной настоящей войны. Старая колониальная система разваливалась. Страны Азии, Африки, Латинской Америки одна за другой выходившие из-под опек колониальных держав искали помощи и покровительства у Советского Союза. Смириться с мировой гигимонией СССР, США с союзниками просто так не могли, тем более что в тот период отставание «советов» в сфере ядерных арсеналов было очень заметно. Главным оружием США в борьбе за мировое господство в послевоенный период окончательно становятся авианосцы. Само появление лишь одного такого гиганта в любой точке земного шара влияло на расстановку сил в регионе.Авианосец всегда надежно охраняется группой состоящей примерно из десятка кораблей охранения, куда входят крейсера, фрегаты, эсминцы и атомные подводные лодки. Основной показатель защищенности авианосной ударной группы - глубина противоздушной и противоракетной обороны. В 50-е годы США предпринимают усиленные меры по улучшению защиты своих авианосцев. Благодаря новинкам глубина возросла до 300 км. Было очевидно - страна конкурент неспособная нанести урон главной ударной силе противника, обречена на поражение. СССР предстояло разработать эффективное средство для борьбы с авианосцами.
В спешном порядке в СССР под личным присмотром Н. С. Хрущева сделавшего ставку на ракеты началось создание противокорабельных ракетных комплексов. В Конструкторском Бюро под руководством В.Н. Челомея была создана крылатая ракета П-6 с максимальной дальностью 300 км. Эта ракета способна поражать цели ядерной или фугасно-осколочной боеголовкой большой мощности. 17 августа 1956 года вышло постановление Совета министров СССР о начале разработки атомной подводной лодки 675проекта оснащенных противокорабельными ракетами П-6 и стратегическими крылатыми ракетами П-5М способными поражать береговые цели. Проектирование атомохода началось в КБ «Рубин» под руководством главного конструктора П. П. Пустынцева. Времени на строительство и полную разработку оригинального корабля как всегда не было, поэтому за основу была взята дизельная подводная лодка 651 проекта вооруженную четырьмя ракетами. Энергетическая установка подводной лодки состояла из двух реакторов. Также как и паро-производящая турбинная установка относилась к первому поколению, но к моменту постройки первых подводных лодок 675 проекта их эксплуатация уже была отработана наАПЛ проекта 627. Реакторы по 25 лет служили без замечаний, кроме происшествия на советской подводной лодке «К-19».
Строительство ракетоносцев развернулось в Северодвинске и Комсомольск-на-Амуре. Уже в октябре 1963 года первая подлодка К-166 вошла в состав ВМФ СССР. Всего было построено 29 АПЛ 675 серии, которые несли службу в составе Северного флота и Тихоокеанского флота. Субмарины дежурили в Индийском океане и Средиземном море, принимали участие в научно-исследовательских экспедициях.
атомные подлодки 675 проекта фото
По замыслу инженеров пуск восьми ракет производился в надводном положении из контейнеров, которые поднимались на угол 14 градусов. Для производства первого пуска с момента всплытия требовалось всего 3 минуты вплоть до того как головка самонаведения ракеты захватывала цель. Крылатую ракету вел оператор с подлодки. Крупногабаритная решетка антенны управления размещалась в передней части рубки на поворотной мачте. Для размещения антенны конструкторы придумали необычное решение, чтобы привести антенну в боевое положение передняя часть рубки разворачивалась на 180 градусов. В случае опасности подводная лодка могла погрузиться с тремя открытыми контейнерами, но все равно после ракетного залпа вероятность уничтожения подлодки противником была близка к 100 процентам.
Считалось что эти подводные корабли одноразового использования. Изначально субмарины 675 проекта создавались как часть единого комплекса. Было ясно, что без новейших систем поиска и наведения на цель действия подлодок не могли быть эффективными. Конструкторы разработали уникальную разведывательную ударную систему, включавшую в себя средства разведки, вооружения и их носители морские и воздушные. Впервые в мире подводные лодки получили «всевидящее око». Теперь субмарина могла обозревать практически весь мировой океан и прибрежные территории.
Начальное наведение на цель осуществляла авиация самолетами целеуказаний Ту-16 и Ту-95. Благодаря большой дальности полета Ту -95, подлодка «видела» на расстоянии 7500 км. Комплекс давал возможность уничтожать надводные и береговые объекты одновременно двенадцатью крылатыми ракетами с различных носителей, преодолевая противовоздушную оборону ударных авианосных соединений США. Кроме того на подлодках 675 проекта впервые в мировой практике была реализована возможность избирательного поражения боевых кораблей противника, которые находились в составе соединений, с помощью залповой ракетной стрельбы. Позже с оснащением атомных субмарин аппаратурой космической связи для получения целеуказаний со спутника, они всплывали на перископную глубину, получали цель и готовились к стрельбе. В самый последний момент ПЛАРК всплывала в надводное положение, и в течение 15 минут выполняла пуск ракеты. Для пуска ракеты на два залпа требовалось около 30 минут. Залп был ограничен четырьмя ракетами из-за невозможности полного отвода пороховых газов. В последующих модификациях подлодок 675 проекта недостаток был устранен. Ракета шла на высоте 7 км со скоростью в два раза превышающая скорость звука и была по меркам тех лет уже не велика, ее мог сбить даже истребитель.
На этих подлодках были и другие недостатки - надводный старт, несовершенные ракеты, высокая шумность, но несмотря на них субмарины проекта 675 давали определенное преимущество Советскому флоту в борьбе с крупными военными кораблями противника. Главной целью их были авианосцы.
АПЛ 675 проекта были достаточно шумными на больших скоростях, но несмотря на это подводные корабли хорошо проявили себя в реальных боевых условиях. В 1967 году одна из подлодок К-135 в течение 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за американской подводной лодкой «Patrick Genre» и это только один из примеров.
Подлодки проекта 675 стали, пожалуй, самым модернизирующимся среди атомных советских субмарин. Менялось оборудование, ракетные комплексы. На смену ракетам П-6 пришел более совершенный комплекс П-500 «Базальт». На атомных подводных лодках проекта 675 МКВ предусматривалось применения крылатых ракет класса «Вулкан». Модернизация, с одной стороны давала большую возможность поражения противника и большую вероятность выживания для экипажа - с другой.
Не секрет что в области автоматики, электроники и телеметрии СССР серьезно отставал от стран запада. Именно на АПЛ проекта 675 от автоматики зависело немного. Советские подводники говорили, что это делало их подлодки значительно надежнее и многократно повышало живучесть подводного корабля. Поломки случались, ведь ломается даже самая надежная техника, но простота конструкции позволяла экипажу устранять большинство из них прямо в походе, а феноменальная живучесть подлодок нередко спасала жизни подводников.
От своих предшественниц АПЛ 675 проекта получили достаточно хорошую надводную плавучесть, и в надводном положении экипаж чувствовал себя уверенно. Но условия проживания личного состава на этих подлодках, как и на дизельных субмаринах, оставались достаточно тяжелыми. Мест для одновременно отдыха большей части подводников предусмотрено не было. Спать могли только 2/3 моряков, остальные находились на боевом дежурстве. Такие условия были ненормальными, поэтому в последующих модификациях, чтобы увеличить количество спальных мест пошли даже на сокращение вооружения. В годы «холодной войны» экипажи ПЛАРК 675 проекта почти не бывали дома. Наплаванность доходила до 180 суток в год. От советских подводников много требовали, ведь именно они находились на «острие атаки», проще говоря - были той силой, которая сдерживала угрозу третьей мировой войны.
Массивные шумные подлодки ухитрялись незаметно проходить в Средиземное море через узкое горло Гибралтарского пролива. Причем совершали подобные проходы регулярно. Благодаря «господству» советских подводников в Средиземном море, оно по умолчанию принадлежало несколько десятков лет СССР.
Задачи подлодок проекта 675 были сложнейшими. Прежде всего - это ведение целей. Подлодкадолжна была всегда находиться недалеко от своего надводного подопечного. Мастерство, мужество и дерзость пытались проявить и советские и американские моряки. Советские подводники не раз давали повод для беспокойства и даже самого откровенного страха. В 1966 году Израиль мог бы быть стерт с лица земли. Но подлодка К-172 в одиночку преодолела заслон, состоящий из трех ударных авианосцев, нескольких десятков боевых кораблей и торпедных субмарин была в готовности произвести залп ракет П-6 с ядерными боеголовками мощностью почти в мегатонну.
Огромный резонанс в мире вызвал исторический переход двух АПЛ 675 проекта с баз Северного флота на Камчатку. Подлодки шли, огибая Евразию с юга, на дистанции 60 миль друг от друга, регулярно сближаясь для связи по УКВ или каналу звукоподводной связи. Почти через полгода дальнего автономного плавания атомные подводные лодки благополучно достигли берегов Камчатки и вошли в бухту Авачья губа. Экипажи были награждены орденами и медалями, пятеро участников были удостоены звания «Герой Советского Союза», а подлодка впервые получила звание «гвардейская» в мирное время. Но следует подчеркнуть, что практически все походы ПЛАРК 675 проекта были не менее дальними и не менее опасными.
Боевые службы, маневры, переходы - много соленой и пресной воды утекло с тех пор. Подлодкипроекта 675 уже давно сняты с вооружения и не запускают свои крылатые ракеты, а ветераны, которые несли боевое дежурство на них, уверены, что это были достойные корабли, а для них это были лучшие подлодки в мире.
Технические характеристики ПЛАРК 675 проекта:
Длина - 115,4 м;
Ширина - 9,3 м;
Осадка - 7,8 м;
Водоизмещение - 5760 тонн;
Глубина погружения рабочая - 240 м;
Глубина погружения предельная - 300 м;
Энергетическая установка - ядерная, мощность турбин 39000 л. с.;
Скорость хода подводная - 29 узлов;
Скорость хода надводная - 15 узлов;
Автономность - 50 суток;
Экипаж - 104 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты П-6 - 8;
Торпедные аппараты 533 мм - 4 (16 торпед);
Торпедные аппараты 406 мм - 2;
Немає коментарів:
Дописати коментар