ПРЕДЕЛЬНЫЙ КРЕН НЕ СТАЛ "УГЛОМ ЗАКАТА"
- Как вам кажется, нужен ли подводный флот современной России?
Кузьмин: - Флот любому государству нужен, особенно такому, как Россия, имеющему выходы на все моря и океаны земного шара. Но подводная лодка - сложное инженерно-техническое устройство, которое в замкнутом пространстве содержит новейшие достижения техники: ядерный реактор, современное вооружение, мощную энергетику.
Здесь же - специалисты, которые обслуживают эти механизмы, обеспечивают и безопасность корабля, и свою собственную. Только очень мощное государство может содержать атомный подводный флот. Это - инструмент большой политики. Дорогостоящий инструмент.
Сейчас много говорят: заложен один корабль, другой... Закладывать можно сколько угодно, но реального боеспособного корабля мы не получали очень давно. Последняя подлодка - "Гепард" - пришла на флот в 2001-м. С большим трудом ее создавали, буквально в муках рождалась. К сожалению, были уже разрушены связи завода с поставщиками оборудования. Многие производства, необходимые для этого, в России уже просто не существуют. А главное ведь не корпус корабля, а его начинка.
В СССР существовала система учебных центров, которые готовили командиров подлодок. А сегодня часть этой системы разрушена. Замечательный учебный центр подготовки экипажей подводных лодок имени Осипенко (первого командира первой атомной субмарины К-3) в Обнинске существует, но в усеченном виде. И уровень подготовки понизился: многие специалисты оттуда ушли из-за задержек выплаты зарплаты, проблем с жильем и так далее.
Корабли изношены. Судоремонтная база по своим техническим возможностям не удовлетворяет потребности флота. Самое тревожное - это то, что молодежь, которая приходит на флот, не видит заинтересованности в судьбе флота и собственной судьбе со стороны государства. Опасаясь за свое будущее, уходят.
Сейчас есть перспектива - корабли закладываются. Но вернуть утраченное будет сложно...
Герасименко: - В 97-98-м мы приехали с губернатором Юрием Евдокимовым в поселок Спутник. Дикую картину там наблюдали: детишки офицеров с кастрюльками стояли у столовой - ждали, когда личный состав поест, а что останется в котле - забрать домой. И представьте состояние офицера или мичмана, который не может накормить свою жену и детей, - не получает зарплату по пять-шесть месяцев. Так было. Это очень страшно.
Именно тогда возникла идея шефства над Северным флотом - создана Ассоциация содействия СФ. И такие же вещи происходили и в Гаджиево, и в Западной Лице.
А подводный флот стране необходим - это аксиома. Об этом и говорить не приходится. В 1983-84 годах НАТО разместили свои "першинги" во Франции. Мы ответили. 14 ракетных подводных крейсеров Северного флота тогда находились в Северной Атлантике. И каждый при выходе на боевое патрулирование имел две-три многоцелевых и минимум одну дизельную подлодку обеспечения. Насколько мощным был тогда Северный флот!
Бывали случаи, когда я приходил с боевого дежурства с одним экипажем, а через восемь суток уходил в новый поход - с другим. Иду жаловаться к члену Военного совета. А тот спрашивает: "У вас есть партийный билет?" "Так точно..." "Вопросы есть?" "Нет..." - и снова в море. После 50 суток дежурства - авария на одной из лодок. "Доложите возможность продолжения похода..." Какой командир скажет, что он не готов? И - еще 55 суток автономки...
Коньков: - Активное строительство флота велось в 60-80-е. За это время - около 250 атомных подлодок построено, то есть около десяти в год. Перелом произошел в конце 80-х. Перестройка опустила престиж военной службы. Создавалось ощущение, что ни армия, ни флот этой новой России попросту не нужны. Мы почему-то решили, что у нас больше нет врагов, и все вокруг - партнеры, друзья, чуть ли не братья. Это было не реформирование, а разрушение Вооруженных сил.
Происходило разрушение флота, в том числе и подводного, когда по мирным договорам планомерно утилизировались лодки, которые еще могли служить и служить. А финансировали это с огромным удовольствием наши "друзья" из-за рубежа.
Не было военно-морской доктрины и, соответственно, кораблестроительной программы. Только с приходом президента Путина начались процессы, которые развернули государство лицом к военным морякам и флоту. Наконец поняли: надо, чтоб флот был. Но слишком многое утрачено...
Но мы дошли уже до предела. При большой качке на корабле есть "предельный крен", а есть - "угол заката", когда корабль не возвращается, а просто опрокидывается. Мы сейчас где-то на предельном крене... Отступать некуда.
Нет новых кораблей, нет должного продвижения по службе, недостаточно высокая зарплата. Невольно человек задумается: а стоит ли служить? Да, жилищный сертификат, ипотека. Но насколько это действенно? По ипотеке молодому офицеру нужно лет двадцать ждать, чтоб купить жилье. И нет уверенности, что ему хватит на это средств, - сертификат не обеспечен реальными деньгами. А сейчас 135 тысяч военнослужащих не имеют жилья! 37 - требуют улучшения жилищных условий. И в бюджете 2006 года на это денег нет.
А о необходимости подводного флота, по-моему, говорить не приходится. Мы - великая ядерная держава. Чтоб сохранить страну, нам жизненно необходим такой флот.
МОРСКОЙ СПЕЦНАЗ
- Все же молодые ребята по-прежнему с желанием идут в военно-морские училища, в подплав. Почему?
Дмитров: - Моя семья служит в подводном флоте уже около 50 лет. Я - 30 лет, и двое моих сыновей отслужили по 12-13 лет. Первый совсем недавно стал командиром атомной подводной лодки в Гаджиеве - скоро, в ближайшие дни, у него должен состоятся первый выход в море в этом качестве. Задал вопрос внуку: кем будешь? Он ответил: подводником. Ребята идут в подплав потому, что это - мужская работа, сродни спецназу, здесь и романтика, конечно, присутствует. Возможность чувствовать себя человеком, мужчиной в полном смысле этого слова.
Кузьмин: - У меня тоже оба сына служат. Один - командир электронавигационной группы на лодке "Тамбов", второй - на третьем курсе института имени Петра Великого, на штурманском факультете. Сейчас 80 процентов офицеров подплава - дети бывших подводников. Это - носители традиций своих отцов и дедов, если хотите генофонд подводного флота.
Коньков: - Есть понимание того, что защищать Родину надо. Не все делается ради денег. Определенная часть молодежи понимает это. Хорошо, что возрождается гражданское и военно-патриотическое воспитание, создаются кадетские и морские классы, кадетские корпуса. С каждым годом увеличивается конкурс в военные и, в частности, в военно-морские училища.
Кстати, и социальную защищенность, несмотря на негатив, о котором мы говорили, молодому офицеру военная служба все же дает.
- Служба на подводном флоте - это не только по-настоящему мужская, но и очень опасная работа...
Кузьмин: - Меня коробит, когда в разговоре о подводном флоте все скатывается к авариям. Аварийность, героизм и так далее. Я же считаю, что тот командир может считать себя героем, кто не допустил аварии.
Герасименко: - Самый надежный механизм на подводной лодке - это человек. И этот человек должен чувствовать, что он и его труд нужны стране. Мы тогда не задумывались об опасности. Просто служили. Главная цель - совершенствоваться в своей профессии. Поэтому стремились, как можно чаще быть в море.
Да, любой командир должен стремиться не допустить аварии. Но ведь подлодки до сих пор технически не до конца изученные механизмы. Непредсказуема и морская стихия. Нет у нас - ни у одной страны мира - пока устройств идеальной защиты от этой стихии.
ПРОФЕССИОНАЛУ СТРАШНО НЕ БЫВАЕТ
- А бывали ситуации, когда страшно было до дрожи, до мурашек по телу?
Кузьмин: - Подводная лодка - едва ли не самое опасное устройство, потому как плавает в трех измерениях. Если мы вспомним аварии подводного флота, то увидим, что в каждой присутствовал человек. Здесь главное - это профессионализм каждого подводника, не только командира. Он должен научить и заставить офицеров и матросов исполнять свои обязанности так, чтобы не случилось аварии. Это - обученность, профессионализм. Когда экипаж обучен и верит в командира, можно спокойно плавать.
Что касается конкретных случаев, то в походе 1994 года на Северный полюс таких было несколько (именно за этот поход, в котором Сергей Кузьмин командовал АПЛ Б-414, ему было присвоено звание Героя России. - Д. К.). Подледное плавание - самое сложное в нашей работе. Технология всплытия сложна. Только хорошо подготовленный экипаж способен с ней справиться. Вышли из полыньи, погрузились на 150 метров, и тут отказала аварийная защита сначала одного борта, потом другого. Над головой - ледовая шапка. Толщина льда - от 3 до 24 метров. Под килем 4 тысячи метров. Лодка без хода. Навигационный и акустический комплекс, чтобы сэкономить электроэнергию, вывести из строя нельзя. Подняли температуру, ввели аварийную защиту, дали ход. А батарей аккумуляторных нам хватило бы на сорок минут. Что потом? Вернутся в ту же полынью очень сложно.
Еще один случай. Перед подледным плаванием на борт грузятся боевые торпеды для подрыва льда в аварийных ситуациях. Выходим из полыньи, погружаемся на 150 метров, две боевые торпеды начинают травить кислород. Когда кислорода больше 24 процентов в отсеке, гвозди горят как спички. Предельно допустимую величину - 21 процент - она перекрыла и продолжала нарастать. Нужно сбросить кислород за борт. Есть специальная система для этого. Но если в системе осталась смазка, при соприкосновении с кислородом взрыв неминуем. Мы всплыли в полынье, вывели всех и произвели сброс кислорода.
В 78-м я служил на первой лодке РТ-проекта. Такие лодки всегда сшиты на живую нитку - идет притирка всех механизмов, поэтому неприятностей по объективным причинам было с ней немало. Но потому, что экипаж был хорошо обучен, они не выросли в катастрофу. В Атлантике, в двухстах милях от Белфаста, идем на глубине сто метров. Сижу на вахте с циркулем. Следили за английской субмариной, и тут вырвало сальник с левого борта, забортная вода пошла в отсек. Приняли достаточно воды. Пришлось всплыть. Зыбь, мощная волна. Остановили линию вала. На очередной волне лодка потеряла продольную остойчивость и начала валиться кормой. Дифферент - более 25 градусов. "Полетела" так, что торпеды начали сдвигаться. Мое кресло, прикрученное к палубе, сорвало - лечу в заднюю часть рубки, на меня - тяжеленный стол курсопрокладчика, сверху - навигационные пособия засыпали. В центральном посту все попадали. Лодка начала проваливаться. Несколько секунд - и окончательно провалилась бы и раздавило бы давлением. Так в свое время погибла одна из американских субмарин "Трэшер". Но командир третьего дивизиона вовремя продул носовую группу, потом кормовую и среднюю, мы смогли всплыть... За это от командующего флотом получили ценный приз - огромную хрустальную вазу.
Герасименко: - Похожий случай: в 71-м году на К-16 находились ниже Азорских островов на боевом дежурстве. Ночью отключилась аварийная защита. Командир перекачивает дифферент на корму. Лодка потихоньку начала "валиться". Сначала медленно, а потом - резко "полетела", камнем пошла в глубину. Все полетело. Командир выскочил в центральный пост - пытался что-то говорить: артикуляция есть, а звука - нет. В первом отсеке - крики, включилось аварийное освещение. В этот момент на 185 метрах трюмный старшина Сизов продул вручную все цистерны главного балласта. Встала. А потом всплыла, как поплавок. Так в лодке после этого минут пять стояла полная тишина - только шум приборов был слышен. Я потом взял карандаш записать в журнал координаты. Честно признаюсь, рука дрожала...
Коньков: - 21 ноября 1988 года на К-460 возвращались с боевой службы. 71-е сутки плавания - ни одной аварийной тревоги. Так все благополучно складывалось. Решаем всплыть на ходу для сеанса связи. Обсуждали коллегиально - вся группа управления: каждый высказывал свое мнение. Я был против - слишком уж близко мы находились от линии льда. Командир Виктор Панкрашкин решает - всплывать. Стоящий на вахте мичман-гидроакустик докладывал своему командиру: "Слышу шум льда..." Тот взял наушники, послушал и говорит: "Да ну, биошум..." Тот настаивал: "Предполагаю наличие льда в районе..." Командир выслушал, но на центральный пост об этом не доложил. Если бы он это сделал, оценка обстановки была бы иной. Всплываем на перископную глубину - чистый горизонт. Командир БЧ-4 докладывает: "До сеанса связи одна минута...", и тут - удар колоссальной силы. Я находился в центральном посту, ухватился за одно из выдвижных устройств. Срочное погружение - думали, что на рыбаков напоролись. На 70 метрах осмотрелись в отсеках - все нормально. Развернулись, всплыли в той же точке без хода. Оказалось, плавающие льды - северный ветер нагнал...
Кузьмин: - Троллейбус из лодки сделали...
- Это как?
Коньков: - Вмятина - двенадцать квадратных метров. Антенная завеса сломана на сорок пять градусов - как "усы" троллейбуса получились. С такой красивой мордой и сломанной антенной мы заходили в базу. Вся флотилия в Гремихе встречала.. Если б мы ударились носовой частью, где торпедные аппараты, мог бы произойти "Курск" номер один... Но испугаться в момент удара никто не успел. Осознание опасности, того, что могло произойти, приходит потом. В этот момент мы делали все, чтобы выйти из этой ситуации. Профессионал об опасности не думает - он делает свою работу.
Кузьмин: - Еще случай - он скорее забавный. В 1984 году на отработке боевой задачи мы попали в трал рыболовного траулера "Зеленокумск". Без серьезных последствий. Рыбаки почувствовал, что что-то тяжелое поймали, и откусили лайер гидравлическими ножницами. Мы всплыли очень близко от траулера - метрах в пятидесяти. Вышли на рубку: у них на палубе, как на "Летучем голландце", - никого. Орем, сигналим, руками машем - никаких признаков жизни. Потом из какой-то трубы вылазит мужик в ватнике и треухе: "Господи, наши - на русском орут..." Оказалось, годом раньше в их трал попала американская подлодка.
- Все-таки, подведем итог нашему разговору. Как вам кажется, есть ли у русского подводного флота будущее?
Дмитров: - В нынешней обстановке оптимистом очень трудно быть. У нас кораблей первого и второго ранга - около 60, у американцев - около 300. А это - основа, ударная сила флота. А ударная мощь нашего ВМФ - в 20 раз меньше. Наш Черноморский флот в три раза меньше турецкого. Поэтому, когда говорят, что закладывают новую подлодку... Да их надо бы если не десяток, то хотя бы 3-4 закладывать, чтобы выровнять положение. Кораблей, которым менее десяти лет, у нас единицы. Единственная - "Гепард".
Я за то, чтоб подводный флот у нас остался. Он - основа современного военно-морского флота.
Коньков: - Я осторожный оптимист. В государстве приняты документы, которые создают условия для развития флота - и надводного, и подводного: военная и военно-морская доктрины, кораблестроительная программа. Возрождение флота идет, но его темпы не выдерживают никакой критики. Больше деклараций, чем реальных дел. Процент от ВВП расходов на оборону в бюджете на этот год ниже, чем в 94-м.
Упустим время - и возрождать будет нечего...
Герасименко: - В прежние времена наши рыбаки могли чувствовать себя спокойно едва ли не в любой точке Мирового океана - хоть у берегов Чили или Мавритании, в Индийском ли, Тихом ли океанах - везде. Кто бы тогда в каком-нибудь Зимбабве попробовал наше судно тронуть! А сейчас нас норвежцы уже и из Баренцева-то моря вытесняют. Некоторые руководители государства говорят: да зачем нам такой большой флот - хватит и прибрежных флотилий. Знаменитая доктрина океанского флота, доктрина "длинной руки", которой придерживался легендарный адмирал флота СССР Сергей Горшков, который командовал ВМФ 32 года, четко выдерживалась. Если будет иначе, Россия станет какой-то другой страной...
Кузьмин: - Три броненосца Балтийского флота в начале ХХ века отправили на чествование царской династии Черногории в Средиземное море. Командовал ими адмирал Всеволожский. А самый мощный там тогда флот был у Австро-Венгрии, он базировался в том турецком порту, куда шла наша эскадра, - забрать царскую семью. При входе в порт посмели не салютовать русским кораблям. Всеволожский расставил броненосцы на входе в порт и объявил проворачивание главных орудий - на виду у всего австро-венгерского флота. Потом ему говорили: "Тебя ж одним залпом могли уничтожить!" Он ответил: "Честь русского флага стоит дороже той опасности, которой я был подвергнут..." Дай Бог, чтобы каждый сегодняшний моряк так же хранил честь нашего флага. Россия была и будет. А пока она есть - и флот будет.
Дмитрий КОРЖОВ
Опубликовано в "Мурманском вестнике" 18.03.2006 г.
Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
неділя, червня 26, 2011
О настоящем и будущем российского подводного флота в редакции "Мурманского вестника" делятся мыслями адмирал Сергей Кузьмин, ветераны-подводники: в 70-е - командир знаменитой К-19 Вячеслав Дмитров, офицер группы управления подводного ракетного крейсера, а с 1998 года - депутат областной думы Федор Коньков, двадцать лет отслуживший на ракетных подлодках СФ от командира группы до командира лодки Виктор Герасименко.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар