четвер, червня 30, 2011

Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель проекта 705



В 1950 годы советское кораблестроение достигло пика. Значительными сериями вводились в строй дизель-электрические подводные лодки различных проектов, разрабатывались проекты атомных подводных лодок. Инженерная мысль не стояла на месте - конструкторы бюро предлагали свои предложения по формированию облика будущих атомных субмарин. Идеи аккумулировались в секторе перспективного проектирования и постепенно кораблестроители пришли к выводу, что будущие подводные субмарины - это максимальное простые атомные подводные лодки с небольшим экипажем, а для его спасения предусматривался всплывающий контейнер.

Самой яркой страницей в истории Специального конструкторского бюро №143 (СПМБМ "Малахит") явилось создание подводных лодок проекта 705 и 705К, история которых весьма интересна и поучительна.

Успех коллектива бюро под руководством В. Н. Перегудова в проектировании первой советской атомной подводной лодки проекта 627 «Кит», в решении сложнейших проблем атомной энергетики, а также ряда других задач за очень короткий срок окрылили конструкторский коллектив. Появилась уверенность в своих силах, желание работать над более сложными задачами. В проектном отделе бюро среди всех сотрудников выделялся ведущий конструктор А. Б. Петров. Обладая незаурядными способностями и глубокими знаниями инженера, он отличался и особым чувством нового, не переходившим грань фантазии. Собрав вокруг себя группу единомышленников, конструктор предложил руководству предприятия проект атомной подводной лодки-истребителя водоизмещением 1500 тонн. Этот факт как раз был из области фантастики, так как первенец АПЛ проекта 627 обладал водоизмещением 3000 тонн. Небольшое водоизмещение новой субмарины предполагалось получить в результате выполнения некоторых условий, заложенных в проект:

- проектирование подводной лодки однокорпусной;
- энергетическая установка должна иметь один реактор с одной линией вала;
- применение атомной энергетической установки с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ);
- обеспечение полной автоматизации корабля;
- использование более прочного и легкого материала прочного корпуса;

Учитывая, что проект подводной лодки был представлен в конце 1950-х годах практически все предлагаемые технические решения были в достаточной степени проблематичными и трудновыполнимыми. Однако надо отдать должное главному конструктору Перегудову, который адекватно относился к новизне и техническому риску и мог принять на себя ответственность за решение сложных задач, и он заинтересовался этим проектом. Группе специалистов для проектирования сверхмалой атомной подводной лодки удалось создать все необходимые условия.

Надо иметь в виду, что на то время уже строилась подводная лодка проекта 645 с ядерным реактором на ЖМТ спроектированную в КБ «Гидропресс». В ЦКБ «Малахит» под руководством Н. Н. Исанина уже предпринимались первые попытки использования титанового сплава в качестве материала для корпусных конструкций атомной подводной лодки проекта 661.

Довольно сложной задачей было преодолеть консервативность руководителей советского ВМФ в создании однокорпусной атомной подводной лодки с необеспеченной надводной непотопляемостью. Но создание такой субмарины сулило большой выигрыш в меньшем водоизмещении, а значит, при отсутствии второго корпуса и меньшей смоченности поверхности, что обеспечивало выигрыш в скорости при неизменной мощности энергетической установки.

Идея малой автоматизированной субмарины Главкому ВМФ СССР С. Г. Горшкову понравилась, и проектная проработка закончилась в апреле 1960 года. Тогда и был обнародован проект малой скоростной автоматизированной атомной подводной лодки с небольшой численностью экипажа. Предложение было одобрено и с того времени ГКС начал торопить КБ с разворачиванием работ по проекту.

Особенностью АПЛ данного проекта было впервые применение на практике высокой степени автоматизации. Не стоит забывать, что на то время в 1960 годах, когда компьютеризация процессов, кибернетика, информатика в советском государстве только зарождались, поэтому конструкторам, которые взялись за выполнение этой сложной задачи, было необходимо обладать огромной интуицией и перспективностью мышления.

Сейчас, оглядываясь назад, следует отметить, что проект субмарины стал проектом XXI века. Подводная лодка обогнала свое время на несколько десятилетий, поэтому не удивительно, что для многих специалистов, испытателей ВМФ она оказалась довольно сложной в освоении и эксплуатации.
Для американской разведки встреча в океане с новой советской противолодочной подводной лодки со столь высокими характеристиками оказалась большой неожиданностью, и ей сразу присвоили натовскую классификацию «Alpha».

Немає коментарів: