пʼятниця, червня 24, 2011

«Кому многое дают, с того и спрашивают!»

Краснознаменная эскадра атомных подводных лодок (АПЛ), базирующаяся в поселке Рыбачий, что на полуострове Камчатка, - главная составляющая оборонной мощи России на востоке нашей страны. В состав объединения входят как стратегические ракетные, так и многоцелевые атомные подводные лодки
http://www.redstar.ru/2009/03/19_03/1_02.html .

В прошлом году наряду с решением целого ряда задач по плану боевой подготовки моряки-подводники этого флотского коллектива отметили 70 лет со дня его образования. Естественно, многое в деятельности эскадры для широкого читателя навсегда останется вне «зоны досягаемости», однако на некоторые вопросы в канун профессионального праздника Дня моряка-подводника командир объединения контр-адмирал Константин МАКЛОВ ответить все же согласился.







     - Константин Геннадьевич, а правда, что в справочниках НАТО база российских подводных лодок в Рыбачьем носит название «Осиное гнездо»?
     - Абсолютная правда. Наши подводные крейсера способны нанести ракетный ядерный удар очень разрушительной силы по любому объекту морского и наземного базирования в достаточно короткие сроки. А учитывая, что современные подлодки имеют практически неограниченную дальность плавания, могут применять оружие как из подводного, так и надводного положений, подобное сравнение вполне уместно. Однако признаюсь, для нас гораздо удобнее пользоваться отечественными терминологиями, нежели зарубежными. За более чем 70-летнюю историю существования наше объединение ровно десять раз меняло свое официальное название. Но не для того чтобы ввести вероятного противника в заблуждение: как правило, это зависело от состава сил и объема решаемых задач.
     


     Визитная карточка
     Маклов Константин Геннадьевич родился в 1957 году на Сахалине. После окончания Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (1979 год), Военно-морской академии (1991 год) и Военной академии Генерального штаба (2001 год) прошел все должности, начиная с командира группы БЧ-2 ракетной подводной лодки стратегического назначения (РПЛСН). Участник 10 боевых служб и нескольких пусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Имеет государственные награды. В должности командира эскадры АПЛ с февраля 2008 года. Женат. Воспитывает двух дочерей.
     


     К чести всех поколений моряков-подводников, служивших на объединении, независимо от того, как оно называлось, срывов при выполнении поставленных задач не было. И не случайно в 1968 году за большой вклад в укрепление оборонной мощи государства и в связи с 50-летием Советской Армии и Военно-морского флота эскадру наградили орденом Красного Знамени. Впоследствии она доказала, что просто так, даже по случаю юбилеев, такие награды не вручают. Наши моряки сумели завоевать 14 вымпелов министра обороны «За мужество и воинскую доблесть»! Кто служил на флоте, те знают, как это непросто.
     - Скажите, а есть критерии (число пройденных морских миль, количество успешно проведенных ракетных стрельб и так далее), по которым можно оценить сегодняшнее положение дел в объединении?
     - Наш главный критерий - это способность эскадрой выполнять поставленные задачи. Подводный корабль, будь-то при несении боевого дежурства у пирса или на выходе в море, независимо от того, какие задачи и в какие сроки ему предстоит решать, не может быть ограниченно годным. В этом основной смысл частей постоянной готовности, к которым мы, подплав, относимся. Конкретные цифры и показатели, конечно же, существуют, и командованию эскадры всегда есть на что опираться и к чему стремиться. Своеобразным примером для нас всегда будут те офицеры и адмиралы, которые во время прохождения службы на объединении получили высокое звание Героя. 16 человек - Героя Советского Союза и двое - Российской Федерации. Все они, за исключением старшины 1 статьи Николая Вилкова, ставшего Героем во время войны с Японией в 1945 году, были удостоены этого звания в мирное время. И как раз за то, что вас интересует: трансокеанские и арктические переходы (в том числе подо льдами), практические ракетные стрельбы из комплексов стратегического и тактического назначения. И уверяю вас, что на достигнутом мы останавливаться не собираемся.
     Еще один наш критерий - память. Помнить о своих трагедиях, унесших человеческие жизни, - дело святое. Роль человеческого фактора в условиях моря усиливается многократно, и для подводника лозунг мушкетеров, когда один за всех и все за одного - не просто красивые слова. На площади возле Дома офицеров в Рыбачьем установлен памятник - рубка подводной лодки «Л-16» - экипажу, погибшему в 1942 году при переходе с Тихоокеанского флота на Северный. Впоследствии на этой рубке появились гранитные плиты с фамилиями моряков дизельной подводной лодки К-129, погибшей при выполнении задач боевой службы в 1968 году, и атомохода К-429, затонувшего в 1983 году в бухте Саранной. Моя сегодняшняя задача, как командира объединения АПЛ - не сомневаюсь, что и всех моих последователей тоже, - не допустить, чтобы количество фамилий на этом памятнике увеличивалось.
     - Понимаю, как риторически звучит вопрос в отношении того, насколько эскадра соответствует новому облику Российских Вооруженных Сил? И все-таки: каким образом происходящие изменения касаются вашего объединения?
     - Думаю, что не отойду далеко от истины, если скажу, что к формированию своего нового облика объединение приступило задолго до того, когда об этом заговорили во всеуслышание. Впервые в истории существования базы подводных лодок на Камчатке в 2004 году ее посетил Верховный Главнокомандующий ВС РФ - Президент России Владимир Путин (приезд сюда Бориса Ельцина в 1990 году не в счет, тогда он был председателем Верховного Совета РСФСР. - Прим. авт.). Во время своего пребывания Владимир Владимирович принял решение о необходимости реконструкции основного пункта базирования эскадры и социально-бытовой инфраструктуры поселка Рыбачий. Через три года Президент России вновь прилетел на Камчатку. Он заслушал доклад командующего Тихоокеанским флотом о ходе реализации плана по подготовке к приему подводных лодок нового поколения, а также посетил объекты базы, сданные в эксплуатацию.
     Осенью прошлого года к нам приезжал уже нынешний Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России - Президент РФ Дмитрий Медведев, который на месте ознакомился с тем, как идут дела с внедрением в жизнь президентской программы. Поэтому можно сказать, процесс приведения к уровню требований современного пункта базирования морских стратегических ядерных сил в настоящее время у нас идет полным ходом.
     - Бытует мнение, что столь пристальное внимание со стороны первых лиц государства к подводному флоту во многом обусловила трагедия «Курска», произошедшая 12 августа 2000 года. Ваше мнение на этот счет?
     - А что после почти пятнадцатилетнего перерыва дало импульс на возвращение Военно-морского флота на океанский театр действий? Что сподвигло поднять в воздух стратегические ракетоносцы ТУ-160 и осуществить трансконтинентальный перелет с отработкой целого ряда задач в небе? Что заставило в корне пересмотреть решение жилищного вопроса для военнослужащих и впервые в истории современной России выделить столь огромные суммы на это? Я могу задать еще несколько вопросов с подобным подтекстом, но, думаю, и этого вполне достаточно для понимания, что дело тут не только в «Курске». У нас всегда и везде все решали люди, и очень многое зависит от этого.
     - По-видимому, при таком положении дел проблем у вас - минимальное количество?
     - Верховный Главнокомандующий принял решение, а мы под руководством флотского командования претворяем его в жизнь. Что касается проблем, у нас их, как говорится, никогда не было и нет, зато есть нерешенные задачи. К таковым, в частности, относится несоблюдение сроков при проведении плановых ремонтов лодок на судоремонтных заводах. Прекрасно понимаю, что виной тому служат причины объективного характера, но объяснить это экипажам кораблей постоянной готовности, которые вынуждены «работать» на пределе сил - моторесурс и механизмы не вечные! - я не могу. Очень также надеюсь, что в назначенные сроки мы примем в свой состав подлодки последнего поколения класса «Борей», которые не только добавят мощи морским Стратегическим ядерным силам, но и помогут более эффективно решать задачи, стоящие перед эскадрой.
     - А как вы оцениваете степень подготовленности своих подчиненных? Этот вопрос особо актуален в связи с сокращением офицерских должностей, уменьшением срока службы матросов-«срочников» до года, ликвидацией института мичманов...
     - Принцип комплектования экипажей действующих атомных подводных лодок матросами и старшинами сегодня - контрактный. «Срочники» у нас служат только в обеспечивающих береговых подразделениях и особой «погоды» в жизни на кораблях не делают. Количество офицерских должностей в плавающих соединениях практически осталось неизменным, поскольку штатное расписание каждого проекта лодки давно апробировано морем. Для мичманов, которые хотят и готовы служить дальше, думаю, не будет принципиальной разницы, какие погоны на плечах носить. Они останутся в прежних должностях, но будут иметь старшинские звания. Говорю об этом так уверенно потому, что сегодняшний уровень денежного содержания в подплаве позволяет чувствовать себя вполне нормально всем категориям военнослужащих (матрос-контрактник, проходящий службу на лодке, кроме продовольственного пайка, получает на руки 40 тысяч рублей ежемесячно. - Прим. авт.).
     Несколько слов о боевой учебе. Кроме того, что она регламентирована еженедельными планами, экипажи кораблей в обязательном порядке проходят подготовку в учебных центрах под Москвой и Санкт-Петербургом. Это компетенция управления боевой подготовки Главного штаба ВМФ, и мы делаем все от нас зависящее, чтобы этот процесс проходил без сбоев.
     - Константин Геннадьевич, вы служите на объединении в общей сложности более двенадцати лет. Насколько сегодня изменились условия службы и жизни подводников по сравнению с тем периодом, когда вы пришли служить сюда лейтенантом?
     - Не хочу говорить банальные вещи про то, что корабли стали более современными, на них появились новые виды вооружения и техники, другими стали бытовые условия. Все это, конечно же, отразилось и на становлении большинства офицеров и мичманов. Однако самую существенную роль, на мой взгляд, сыграл последний период времени, когда изменения к себе со стороны государства моряки-подводники ощутили на деле. За неполные пять лет Рыбачий приобрел совершенно иной облик. Построены два жилых дома с квартирами улучшенной планировки - всего 140 квартир. В этом году к сдаче запланировано еще шесть домов. Сдано общежитие офицерского состава с отдельными кухнями и санузлами в каждом жилом блоке. Сегодня у нас нет ни одной семьи военнослужащего-контрактника, которая не была бы обеспечена комфортабельным служебным жильем.
     Большое внимание уделяем и так называемому социальному сектору. К реконструированному трехэтажному лечебному зданию военного госпиталя пристроены два новых пятиэтажных корпуса - хозяйственный и еще один лечебный. Современнейшее оборудование позволяет диагностировать и проводить хирургические операции любой сложности, за исключением онкологических. А какие два дошкольных учреждения сданы для детей, какой крытый каток с искусственным льдом запланирован к сдаче в этом году, какими стали Дом офицеров и базовый матросский клуб после реконструкции! В этих объектах культуры сегодня не стыдно принимать артистов самого высокого уровня. Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо профессионалам из «Спецстроя России», возглавляемого генералом армии Николаем Аброськиным. Это благодаря им президентская программа реконструкции социально-бытовой инфраструктуры Рыбачьего идет такими темпами.
     Особого внимания заслуживает спортивно-оздоровительный комплекс «Океан», сданный в эксплуатацию в 2007 году. Ничего подобного в поселке раньше не было. Комплекс включает в себя крытый аквапарк с полным набором водных аттракционов и искусственным пляжем, 25-метровый бассейн и универсальный спортивный зал, огромную бильярдную с тремя столами и боулинг на 4 дорожки. И все это находится в ведении нашего объединения АПЛ. Разговоры о том, что «Океан» нерентабелен по причине того, что расположен на территории закрытого административного образования: мол, это делает его недоступным для жителей Елизово и Петропавловска-Камчатского, - не более чем выдумки завистников. Комплекс был построен для моряков-подводников эскадры и членов их семей, находится на балансе Министерства обороны России и полностью отвечает своему предназначению. Помимо личного состава объединения, для которых установлен график посещений, услугами «Океана» за плату могут пользоваться все желающие. На его базе проводят спортивные соревнования краевого уровня, и никаких проблем с наполняемостью залов и бассейнов людьми нет.
     Это не совсем мое дело, но я думаю, что со временем, когда специалисты поймут всю глубину сделанного, «Океан» будет претендовать на некое камчатское ноу-хау в области реализованной инженерной мысли. Помимо уникальной для таких сооружений двускатной крыши - самого действенного средства против местных снегов, комплекс «сидит» на своеобразной противосейсмической подушке. Она продумана настолько грамотно, что позволит удержать здание даже при ударной волне от ядерного взрыва.
     Будучи по должности старшим морским начальником в Рыбачьем, меня радуют позитивные перемены, происходящие здесь. Я очень хорошо знаю, в том числе и из собственного опыта, что бытие существенно влияет на сознание. Наверное, со мной согласятся и многие подчиненные. Также согласятся и с тем, что кому многое дают, с того много и спрашивают.
     -

Немає коментарів: