После укомплектования экипажа, которому предстояло получить новую подводную лодку, дальнейшая подготовка осуществлялась в указанной ниже последовательности.
Ознакомление (Baubelehrung). Капитана и старших по званию членов экипажа отправляли на судоверфь, где строилась их лодка, чтобы они имели возможность наблюдать за этапами строительства для дальнейшего изучения конструкции своего будущего корабля. Этот период мог продолжаться до трех месяцев, вплоть до спуска лодки на воду. В заключительные недели к группе присоединялись и остальные члены экипажа - новобранцы и опытные ветераны.
Приемка (Unterseebootsabnahmecommando, или UAK). Лодку подвергали приемочным испытаниям: пробное погружение, проверка бесшумности хода и надежности работы работы двигательной установки и прочего оборудования. Продолжительность этих испытаний составляла от двух до трех недель.
Техническая подготовка экипажей боевых подводных лодок (Technische Ausbildungsgruppe fur Frontunterseeboote - Agrufront). Это был довольно опасный этап подготовки: лодка уже формально принята и введена в строй с новыми командиром и экипажем, и ей предстояло пройти суровые испытания в реальных боевых условиях. На борту находился ветеран подводного флота, имеющий боевой опыт и выполнявший роль наставника; он мог неожиданно сообщить командиру лодки о внезапно возникшей неисправности двигателей или другого оборудования и наблюдал за его действиями в аварийной ситуации. Проводилось также и учебное глубокое погружение. Если лодка выдерживала эти испытания и признавалась боеспособной (Frontreif), она возвращалась на судоверфь, где проходила капитальный ремонт. Экипажу предоставлялся последний отпуск перед отправкой на фронт. После отпуска весь экипаж собирался на лодке, которая уходила в Киль для дооснащения и погрузки провизии, торпед и боеприпасов.
В свое первое боевое плавание подводная лодка выходила для переброски к оперативным базам во Франции
Подготовка подводников в Кригсмарине началась в 1933 году, когда в Киле была создана "Школа противолодочной обороны" (Unterseebootabwehrchule). Ее название должно было скрывать тот факт, что в действительности здесь велась подготовка экипажей подводных лодок. Курсанты получали теоретическую подготовку по всем аспектам подводной службы, изучали конструкцию и устройство подводной лодки, системы вооружения, дизели и электродвигатели, обучались приемам спасения и т.д.
В 1935 году подводные лодки U-7 - U-12 вошли в состав 1-й флотилии "Веддиген" (U-1 - U-6 передали школе подводников в Нойштадте). Это были небольшие лодки прибрежного типа II серии.
Теоретические знания закреплялись интенсивными практическими занятиями. В последующие годы подводный флот значительно вырос, и в 1937 году было создано новое учебное заведение - школа подводников в Нойштадте. К началу войны в 1939 году число курсантов удвоилось, и школа получила статус учебной флотилии (Unterseebootsschulflotille). С апреля 1940 года школу стали называть "1-м учебным дивизионом подводных лодок" (1. Unterseebootslehrdivision, или сокращенно ULD) и перевели на базу в Пиллау, на Балтику. Семь месяцев спустя в Готенхафене сформировали 2-й учебный дивизион (2. Unterseebootslehrdivision). К концу войны их уже было четыре. Им было передано несколько переоборудованных в плавучие базы лайнеров, которые использовали и как казармы. Иногда в дивизионах одновременно обучалось до 4000 курсантов. Каждому дивизиону придавалась полноценная флотилия подводных лодок: 21-я - первому, 22-я - второму. В начальный период войны подводники проходили полный шестимесячный курс подготовки (помимо обычного базового курса флотской подготовки), потом срок обучения сократили сначала до трех месяцев, а затем до двух, однако даже на заключительных этапах войны осуществлялась полноценная подготовка экипажей.
Особое значение для подготовки подводников имели военно-морская школа сигнальщиков (Marinenachrichtenschule), школа торпедистов (Torpedoschule), школа морских артиллеристов (Schiffsartillerieschule), школа минеров (Sperrschule) и школа рулевых (Stuermannschule). НАБОР МОРЯКОВ
Подводный флот Германии никогда не был добровольческим - это объясняется тем, что в течение большей части войны был даже избыток желающих вступить в так называемый "Добровольческий корпус Дёница". Германский ВМФ проявлял большую разборчивость при наборе личного состава, имея в своем распоряжении большие людские ресурсы. В первую очередь на военную службу зачисляли технически грамотных специалистов и рабочих - механиков и металлистов.
До войны желающий служить на флоте должен был быть не моложе семнадцати и не старше двадцати трех лет. Потенциальный моряк обращался с письменным заявлением на имя 2-го адмирала командования Северного или Балтийского моря с указанием сведений о себе: рост, вес, возраст, вероисповедание, образование (требовался как минимум удовлетворительный аттестат об окончании восьмилетней школы), технические знания, владение иностранными языками, спортивные достижения, работа в рамках имперской трудовой повинности, а также участие в политических организациях типа "Морское отделение Гитлерюгенда". К заявлению необходимо было приложить две фотографии паспортного формата и "сертификат добровольца", выдаваемый полицией и подтверждающий, что кандидат не имеет уголовной судимости, а предъявленная им информация достоверна. Позднее также требовалось доказать арийское происхождение и подтвердить германское гражданство. Если кандидат соответствовал указанным требованиям, он заполнял анкету и проходил медицинский осмотр по месту жительства.
Если новобранца признавали годным, он должен был обратиться в регистратуру местного военного округа, там он проходил более тщательный медицинский осмотр и заканчивал формальности, необходимые для его принятия на военную службу. Эти жесктие требования были несколько снижены только в 1941 году, что дало возможность призывать на службу и малоквалифицированных рабочих. После завершения процедуры зачисления на военную службу моряка направляли в один из учебных дивизионов.
Поступив на флот, можно было дослужиться лишь до звания не выше обер-боцман-маата, и поэтому контракт следовало подписывать не менее чем на двенадцать лет. Тем же, кто был честолюбив и хотел дослужиться до унтер-офицера, также требовалось не менее 12 лет. В этом случае было возможно продвижение по службе до звания обер-фельдфебеля, а затем и до штабс-обер-фельдфебеля. Это уже было звание ворэнт-офицера, которое имело несколько разновидностей в зависимости от военной специальности - штабс-обер-штойрман, штабс-обер-машинист и т.д. Моряк был лишен права выбирать военную специальность - это за него решало командование, с учетом реальных способностей призывника.
ПОДГОТОВКА МОРЯКОВ
Подготовка подводников в Кригсмарине началась в 1933 году, когда в Киле была создана "Школа противолодочной обороны" (Unterseebootabwehrchule). Ее название должно было скрывать тот факт, что в действительности здесь велась подготовка экипажей подводных лодок. Курсанты получали теоретическую подготовку по всем аспектам подводной службы, изучали конструкцию и устройство подводной лодки, системы вооружения, дизели и электродвигатели, обучались приемам спасения и т.д.
В 1935 году подводные лодки U-7 - U-12 вошли в состав 1-й флотилии "Веддиген" (U-1 - U-6 передали школе подводников в Нойштадте). Это были небольшие лодки прибрежного типа II серии.
Теоретические знания закреплялись интенсивными практическими занятиями. В последующие годы подводный флот значительно вырос, и в 1937 году было создано новое учебное заведение - школа подводников в Нойштадте. К началу войны в 1939 году число курсантов удвоилось, и школа получила статус учебной флотилии (Unterseebootsschulflotille). С апреля 1940 года школу стали называть "1-м учебным дивизионом подводных лодок" (1. Unterseebootslehrdivision, или сокращенно ULD) и перевели на базу в Пиллау, на Балтику. Семь месяцев спустя в Готенхафене сформировали 2-й учебный дивизион (2. Unterseebootslehrdivision). К концу войны их уже было четыре. Им было передано несколько переоборудованных в плавучие базы лайнеров, которые использовали и как казармы. Иногда в дивизионах одновременно обучалось до 4000 курсантов. Каждому дивизиону придавалась полноценная флотилия подводных лодок: 21-я - первому, 22-я - второму. В начальный период войны подводники проходили полный шестимесячный курс подготовки (помимо обычного базового курса флотской подготовки), потом срок обучения сократили сначала до трех месяцев, а затем до двух, однако даже на заключительных этапах войны осуществлялась полноценная подготовка экипажей.
Особое значение для подготовки подводников имели военно-морская школа сигнальщиков (Marinenachrichtenschule), школа торпедистов (Torpedoschule), школа морских артиллеристов (Schiffsartillerieschule), школа минеров (Sperrschule) и школа рулевых (Stuermannschule).
ПОДГОТОВКА УНТЕР-ОФИЦЕРОВ
Кригсмарине имел очень развитую категорию унтер-офицерского (старшинского) состава, существенно отличавшуюся от остальных родов вооруженных сил. Существовало две подкатегории - унтер-офицеры (младшие), унтер-офицеры с портупеями (старшие), и фенрихи и обер-фенрихи (между унтер-офицерами и офицерами) из числа выпускников военно-морских училищ, ожидающих присвоения офицерского звания и проходящих стажировку на боевой подводной лодке.
К концу Первой мировой войны стало ясно, что для унтер-офицерского состава флота требуется не только специальная подготовка, но и продуманная система набора и продвижения по службе. Унтер-офицеры должны были стать хорошо обученными профессионалами, с обязательством отслужить не менее 12 лет. Возможности поступить в Рейхсмарине (позднее - в Кригсмарине) в качестве кандидатов в унтер-офицеры не было (в отличие от офицеров). Претендентов на унтер-офицерское звание отбирали после двух-трехлетней безукоризненной службы в рядовом составе, при условии, что были проявлены такие положительные качества, как самодисциплина, преданность и чувство долга. Кандидатов сначала направляли в соответствующее училище для прохождения специальной подготовки продолжительностью от трех до десяти месяцев. В случае успешного прохождения курса они должны были явиться в военно-морское училище по подготовке унтер-офицерского состава (Marineschule) в Фридрихзорте. Следует отметить, что большинство кандидатов в унтер-офицеры, уже отслуживших о флоте, были более опытными и квалифицированными, чем некоторые кандидаты в офицеры.
Во Фридрихзорте курсанты проходили чрезвычайно интенсивную подготовку по следующим направлениям: теоретические занятия в классе, строевая подготовка, дисциплины морского цикла и спорт. Занятиям спортом придавалось огромное значение в связи с тем, что от подводников требовались хорошая физическая форма и гибкость, чтобы уверенно и быстро в боевых условиях "проскальзывать" через узкие люки подводной лодки.
Систему подготовки унтер-офицерского состава было решено расширить, и в 1935 году открылось второе училище в Везермюнде; их стали называть Marineunterofficier-lehrabteilungen 1 и 2. Наконец, в 1938 году в Плёне было создано специализированное училище унтер-офицеров.
ПОДГОТОВКА УНТЕР-ОФИЦЕРОВ
Кригсмарине имел очень развитую категорию унтер-офицерского (старшинского) состава, существенно отличавшуюся от остальных родов вооруженных сил. Существовало две подкатегории - унтер-офицеры (младшие), унтер-офицеры с портупеями (старшие), и фенрихи и обер-фенрихи (между унтер-офицерами и офицерами) из числа выпускников военно-морских училищ, ожидающих присвоения офицерского звания и проходящих стажировку на боевой подводной лодке.
К концу Первой мировой войны стало ясно, что для унтер-офицерского состава флота требуется не только специальная подготовка, но и продуманная система набора и продвижения по службе. Унтер-офицеры должны были стать хорошо обученными профессионалами, с обязательством отслужить не менее 12 лет. Возможности поступить в Рейхсмарине (позднее - в Кригсмарине) в качестве кандидатов в унтер-офицеры не было (в отличие от офицеров). Претендентов на унтер-офицерское звание отбирали после двух-трехлетней безукоризненной службы в рядовом составе, при условии, что были проявлены такие положительные качества, как самодисциплина, преданность и чувство долга. Кандидатов сначала направляли в соответствующее училище для прохождения специальной подготовки продолжительностью от трех до десяти месяцев. В случае успешного прохождения курса они должны были явиться в военно-морское училище
Немає коментарів:
Дописати коментар