середу, червня 22, 2011

Состояние современной медицины в Украине ни для кого не секрет. Имеешь деньги - будешь здоровым (в лучшем случае), а если нет - то сам виноват. Надо было зарабатывать. А теперь - помирай на здоровье. Более всего поражает равнодушие украинских медиков.

Спасение умирающих - дело самих умирающих

Я немало работала над темой врачебных ошибок, и главной, а зачастую - единственной отговоркой врачей-убийц становится как под копирку написана фраза «Как платят, так и работаю».
Однажды я участвовала в ток-шоу в Запорожье. Обсуждали «больную медицину». И когда речь зашла о равнодушии медиков, главный врач одной из местных больниц заявила: «Люди каждый день умирают. В этом ничего страшного нет ». Это слова из уст человека, который давал клятву Гиппократа! Которая сама вызвалась спасать чужие жизни. Ни одного украинского врача не заставляли силой идти в медицину. Каждый из них прекрасно представлял, какую зарплату будет после получения диплома.

Есть сведения, что в Украине ежедневно шесть-семь человек умирает за врачебной ошибки. Хотя это неофициальная статистика. Ведь 70% жертв горе-врачей отказываются обращаться в суд. По данным международных исследований, основная причина «убойной медицины» в Украине - низкая квалификация врачей. Я бы перефразировали. Ведь речь идет уже не о квалификации отдельно взятых медиков, а отрасли в целом. Упадок в голове каждого медработника - от санитарки до министра. Недавно я попала в ситуацию, это очень ярко иллюстрирует.
Идя в магазин, заметила, что у дороги возле соседнего дома лежит без сознания. С прохожих никто не обращал на него внимания. Я тоже сначала прошла мимо. Ведь первая мысль которая: пьяный, наверное, спит. Впоследствии я уже возвращалась домой, а мужчина продолжал лежать на том же месте. Рядом валялись какие-то бумаги. В мужчину было темно-красное лицо. А на часах только 12-и утра. Конечно, это мог быть и пьян. И я решила все же вызвать «скорую». Ведь не каждому пьяному «море по колено». Алкоголем можно и отравиться.
Я объяснила диспетчеру, что по такому адресу у тротуара лежит без сознания человек. В трубке меня спросили: «Что с ним?» Я пыталась объяснить, что не врач и не могу правильно определить, что с ним. На что услышала: «Идите и узнайте, что с ним». Как? Может надо было спросить у бесчувственного? Или поставить диагноз без медицинского образования, чтобы врачам не пришлось лишний раз работать? Из разговора я поняла, что диспетчер уже заранее был уверен: без сознания человек перебрал и спит. Сколько я ни пыталась объяснить, что он может нуждаться в помощи, - все напрасно. В результате диспетчер просто бросил трубку! Разве у нас уже настолько квалифицированные диспетчеры, определяющие диагноз на расстоянии? Или все наоборот?
Я продолжила наблюдать за сознания. Наконец он очнулся, посидел, потом опять потерял сознание, а еще через несколько минут окончательно пришел в норму и двинул в неизвестном направлении. И я подумала: а что если бы он так и не проснулся? У него было багровое лицо - первый признак нарушений в сердечно-сосудистой системе. Кто бы тогда отвечал за его смерть? Диспетчер? Управление здравоохранения? Страна? Или я?
И что делать, как изменить ситуацию? Среди медиков все чаще звучит идея об узаконивании взяток врачам. И это даже сделали в некоторых больницах. Подобные заявления уже неоднократно звучали и на государственном уровне. Узаконить противозаконное явление - проще. Вот только это не улучшит ситуации, а наоборот загонит украинскую медицину к такой ямы, из которой выбраться будет уже невозможно.
Почему бы не начать с основ? Объяснить студентам в медицинских вузах, для чего они там на самом деле. В первую очередь - чтобы спасать жизни. И уже потом, за хорошую работу - получать зарплату и, может, даже «узаконены благодарности» от пациентов. Но только после того, как сохраняется еще одна жизнь. Никаких авансов здесь быть не может.
Надежда РОГОЗИНА

Немає коментарів: