неділя, червня 12, 2011

Б У Т Ы Л К А «Ц А Р С К О Й В О Д К И».


         Не будет преувеличением сказать, что водка с этикеткой «Смирновская» известна во всём мире. Её знают и ценят (по крайней мере, ценили) во всех странах. После семнадцатого года, революции, рецепт приготовления её в России был утрачен. Всемирно известное «Товарищество Петра Арсентьевича Смирнова» начинало свою деятельность у Чугунного моста в Москве в 1860 году. Здесь открылась маленькая винная торговля с девятью служащими. Через четыре года был построен водочный завод, где работало 25 человек. Он-то впоследствии и стал величайшим предприятием в России с числом рабочих более полутора тысяч. Продукция Смирнова получала почти на всех выставках высокие награды. Смирнов был пожалован званием поставщика его Императорского величества и многих королевских дворов. Девиз фирмы был такой: «Давать лучшее, вырабатывать продукты из первоклассных русских материалов и не жалеть средств и затрат на усовершенствование производства». Тогда у людей была совесть…. 
  

         Уже на практике замечено, что чем выше цена на зелье, тем хуже его качество, так сказать закон обратной пропорциональности. Не верите? Проверьте на себе, если Вам не жалко своих кровно заработанных, а если жалко, то спросите любого алкаша, прости меня Боже за такие слова, ведь алкаши тоже люди, они подтвердят истинность моих слов.
         Я ещё помню вкус «Столичной» стоимостью три рубля двадцать копеек за пол литра, которую никак не сравнить со «Столичной», которая сегодня стоит уже около 250 рублей.  Вкус и качество её не идут, не в какие сравнения с той трёхрублёвой…. А что за водка была более ста лет назад? Об этом ниже.
         Качество водки, одна из любимых тем, среди русских мужиков, когда, встретившись после долгих разлук, пропустив по чарке, крякнув, непременно скажут -   Эх! Хорошо пошла! И что сегодня не радует, все смотрят на наклейки, которых тьма – все и не упомнишь, а на качество никто не обращает внимания. Отсюда все беды.
         В стенах Государственной думы периодически возникает вопрос о водочных проблемах, потом он медленно растворяется в массе малозначимых Законов. А народ продолжает травиться, водка дорожает, а деньги текут мимо бюджета.
         Пока Дума решает, ввести ли «Сухой закон» или ограничиться государственной монополией на «злодейку с наклейкой», пьют везде – в ресторане, кафе, на улице и дома, в автобусе и вагоне, на траве и на воде. Пьют по всякому: сидя, стоя, лёжа, раком и птицей, но всегда через голову. Как это? Очень просто – рот расположен на голове, и всё питьё проходит через него, а в это время верхняя часть головы дурнеет и ни за что не отвечает…, начинается кураж!
         Каждый год Россию потрясают алкогольные проблемы, которые решаются очередным повышением цен на «стратегическое питиё». Кардинального решения как не было, так и нет. Почему? Ответа нет. Далеко ходить не надо….
         Ещё в июле 2005 года Госдума озадачилась государственной  монополией на производство алкоголя. Законопроект о государственном регулировании алкогольного рынка до этого снимался с повестки Думы 35 раз(!), но до сих пор непонятно, – какая система оборота алкоголя существует в нашей стране? А виной всему отсутствие твёрдого Закона об алкоголе, контроля, за его исполнением, а главное – всепобеждающая коррупция. Кто же откажется от таких дурных денег?  
         Снижение качества алкоголя наблюдается не только в России, но и во всём мире. Уже давно все забыли, что арабы изобрели алкоголь не ради денег и веселья, а ради здоровья. Но сегодня все блага от алкоголя затмила прибыль.
         Недавно прозвучало сообщение, что фирма «Smirnoff», державшая последнее время первенство по качеству алкоголя, а именно, знаменитой водки, потеряла свои позиции. Причём, вытесняющие её водки, зачастую не соответствуют «древним» стандартам качества этого продукта. В подтверждение рассказ моего друга. 
         Спад качества водки в России начался в 90-х годах прошлого столетия, когда нас стали удивлять импортным алкоголем, как будто не хватало своего. Магазинные полки запестрели невероятными названиями заморских суррогатов.
         Отправляясь из столицы в отпуск в Воронежскую глубинку, решил удивить земляков бутылкой «Царской водки» голландского производства. На фоне бутылок с низкопробным спиртом «Ройял», к слову тоже заморским, эта водка действительно выглядела царственно.
         Когда мы её опробовали с моим другом Иваном Черкасовым, рождения 1927 года, он   
Скривился и сказал:
         - Пойло, а не водка! Настоящую водку я пробовал только один раз. Конечно, были и получше этой «царской», но та запомнилась на всю жизнь. Она для меня как эталон.
         В конце сороковых, после войны с Японией, мы продолжали службу в Северной Маньчжурии. Нас определили нести караульную службу различных складов военного имущества. Я уже был старшиной взвода в чине сержанта.
         Копаясь как-то в старых вещах на одном из складов, сохранившихся ещё с времён русско-японской войны 1905 года, нашёл цельную бутылку водки с хорошо сохранившейся наклейкой. Не помню точно, какой год был указан на наклейке, но точно не двадцатый век, это помню хорошо. Как она попала в старые завалы барахла непонятно, но сохранилась отлично. Такое в жизни я видел впервые.
         Принёс в караул, показал взводному. Он был из Белоруссии, немного старше меня, но повоевал уже и с немцами, был ранен, и скоро должен был ехать домой.
         - Ваня, дай эту бутылку мне с собой. А я за неё тебе, что хочешь? – стал уговаривать меня взводный.
        Я крепко призадумался. Хотелось и самому попробовать этот продукт. Пока мы с ним «торговались», подошёл ротный, который тоже был немного старше нас и тоже собирался домой.
         - Как у вас тут дела? – спросил он.
         - Да вот, сержант отыскал такого «зверя»….
         У ротного заблестели глаза.
         - Ваня, я мог бы отобрать её у вас, да совесть не позволяет.
         И они со взводным начали доказывать друг другу, кому эта бутылка нужнее…, а меня как бы и не было.
         - Мужики, - возник я, - понимаю вас, но и знаю, что ни тот, ни другой до родных мест её не довезёте. В лучшем случае до ближайшей станции, где у Вас найдутся хорошие попутчики. Предлагаю во имя боевой дружбы и за память «раздавить» её на троих.
         Так и порешили.
         Что это была за водка!? Запомнил на всю жизнь и больше никогда такой водки не пил. Даже «Посольская» и «Столичная» 60-х годов, которую уже здесь в Острогожске можно было достать только в Воронеже в обкомовской столовой по блату, не шла ни в какое сравнение с нею. Райский напиток! Умели же делать водку наши предки, не то что нынешние дурманы-суррогаты.
         - Может, это была знаменитая водка Смирнова, поставщика его Императорского двора, - перебил я его.
         - Не знаю, врать не буду, не помню уже, хотя тогда наклейку изучали подробно. Вот, что крупно было написано, помню точно – «Русская царская водка».
         Посидели, покряхтели, повосхищались…. Я говорю офицерам:
         - У меня есть ещё «ханжа»?
         - Что ты, Ваня, зачем портить удовольствие?
         После этого рассказа моего друга, мы допили голландскую «Царскую водку» уже без всякого удовольствия.
         Вспомнил этот рассказ уже по случаю другой находки, которую обнаружили при переезде своего офиса в другое место работники редакции журнала «Морской сборник».Где-то в закутках большого производственного архива лет пятнадцать дремала лучшая водка начала двухсоттысячных годов «Довгань». К слову, эта отечественная водка своим появлением ограничила доступ импортных водок на наш рынок. И это было сделано не методом запрета импорта, а простой конкуренцией и качеством. Водки фирмы «Довгань» были дешевле, а главное, вкуснее импортных водок. Да здесь и патриотизм играет не последнюю роль. В дальнейшем на первое место по цене и качеству выступила алкогольная продукция фирмы «Кристалл». Помню, как сам стоял в очереди в магазин «Кристалл», чтобы купить бутылку «Гжелки», «Завалинки», «Старки» и прочих достойных брэндов. Фирма «Кристалл» и сегодня не сдаёт позиций и пользуется доверием у истинных знатоков этого напитка.
         И всё-таки, все эти водки не идут в сравнение с водками 60-х годов прошлого столетия, когда названий было мало, но всё было под жёстким контролем государства…, да и государство было настоящим и твёрдым. Госты были главным, а не гарантии каждого производителя, которого сегодня контролирует прибыль, а не совесть. И даже им по вкусу было далеко до «Смирновской» дореволюционного производства.
         На тему «русской водки» разговорились со специалистом этого дела.  Он развеял миф о том, что Д. Менделеев якобы открыл «русскую водку», определив соотношение 40% спирта. Всё это сказки. Водка на Руси появилась задолго до Менделеева. Водка, открытая арабами (alkohol ачаку), делается известною на Руси с 16 века. Рогез, родившийся в 860 году и бывший врачом большого госпиталя в Багдаде, первым указал способ приготовления алкоголя из очищенного винного спирта негашеной известью. В 13 веке водка появляется в Европе и до 16 века употребляется как лекарство или эссенция и продаётся по аптекам. В конце 14 века (1398) от генуэзцев, торговавших с Переясловом и Ромном, водка появляется в южной Руси, а затем в первой половине 16 века распространяется по всему северо-востоку.
         Хлебное вино при первом появлении своём в Европе названо было водою жизни  - ague vitae, и с этим именем перешла в южную Русь: оковита. По способу приготовления её стали называть в Украйне  орилкою, а сербы и северо-восточная Русь прозвали её водой.
И действительно, вкус и качество водки зависят в основном от спирта и воды, а особенности от добавок. Кто постарше тот помнит лечебные водки, типа «Калгановая», «Анисовая» и другие. Если добавки естественные, то и водки-настойки качественные, а если нет, то и отравиться можно. Довожу до читателя полезные советы специалиста, что сегодня можно доверять, и этот продукт качественнее самой дорогой водки, самогону, и то произведённому лично. Водка тогда полезна, когда её употреблять правильно. «Пить в меру!» - это ещё говорил Джавахарлал Неру, а он-то желал добра России.
         Вопрос употребления водки, продукта в некоторой мере полезного, это отдельная тема, интересная и историческая.
         На пирах, даваемых древнерусскими князьями, водки не было. Были другие напитки, и было веселье, но не было пьянства в до московской Руси. Не было пьянства, как порока, разъедающего народный организм. Питьё составляло веселье, удовольствие, как это и видно из слов, вложенных древнерусским летописцем в уста князя Владимира: «Руси есть веселие питии, не можем без этого быти». Но прошли века, совершилось многое, и ту же поговорку «учёные» стали приводить в пример пьянства русского народа…. Стыдно за таких  «учёных мужей»….

                                                     ВАДИМ  КУЛИНЧЕНКО   

Немає коментарів: