Николай МРЫХИН: «По числу ЧП я был счастливый командир» |
Около дести лет в городе существует краевая общественная организации ветеранов подводного флота, которую бессменно возглавляет капитан первого ранга Николай МРЫХИН. В его офицерском багаже более 20 боевых походов. - Свыше половины из них я провел в должности командира сначала дизельной подводной лодки, затем командира реактивного подводного катера стратегического назначения, а потом еще 8 лет возглавлял атомную подводную лодку проекта 623, - говорит Николай Иванович. - На подлодках прошел все офицерские стадии: командир боевой части, старший помощник и лишь затем командир. - Что сподвигло подводников города-героя объединиться? - В жизни у нас было много общего, часто собирались просто так повспоминать, излить душу, поднять настроение. В конце концов, когда общее число ветеранов достигло сотни, решили объединиться. Средний возраст ветеранов-подводников – свыше 60 лет. Последние годы пополнения практически нет. Самому молодому – 50 лет. Самому старшему – Аркадию Калинину - уже за 85 лет. - Вы командовали и дизельной ПЛ, и атомной ПЛ. Большая разница? - Огромная. Ведь каждый новый проект, каждое новое десятилетие означали качественный скачок в оборудовании подлодки, в ее вооружении. Если касаться чисто бытовых условий плавания, то дизельная подводная лодка мало приспособлена для комфортной жизни. Запас пресной воды – 5 тонн на 53 человека. На все про все (приготовление еды, стирка и прочее) выделялось по три литра в сутки. В личное распоряжение - 1-2 стакана воды. - А жилищные условия? - Условия были такие: на всех матросов имелось не более 10 коек, на которых спали по очереди, в зависимости от вахтенного расписания. Кроме того, торпедисты спали на торпедах, дизелисты – у дизелей. У офицеров, кроме одной командирской каюты, больше похожей на шкаф, было еще три офицерских, в которых офицеры спали тоже по очереди. - Жалобы были? - Практически нет, ведь на эту службу мужчины шли не из-под палки. Трудности в море воспринимали как должное. Кругом были люди, которые любили свою службу. Про себя говорили, что подводник – это не профессия. А состояние души. - Но это лодки 60-х годов. Сейчас ситуация, может, поменялась? - В прошлом году я был на дизельной подлодке «Алроса», которая ремонтировалась у нас в бухте, и скажу, что жизненного пространства стало еще меньше. Ведь в прежний объем пришлось вместить новую технику, поступившую на вооружение. К тому же дизельную ПЛ можно было назвать еще и ныряющей, приходилось постоянно всплывать для подзарядки. - Вы сами как попали на подлодку? - Во-первых, я очень хотел служить именно на подлодке. На надводных кораблях чувствовал себя не совсем комфортно, как говорится, не в своей тарелке. Поэтому прибыв к месту службы на Северном флоте, я очень долго ждал своей очереди на берегу. Мне предлагали разные типы надводных кораблей – тральщик, противолодочный корабль, но я ни на что другое не соглашался. Ждал «своей» подлодки, даже когда уже закончились все деньги. - Были ли критические ситуации во время походов? - В этом плане я счастливый командир. Ни в одном из походов у меня на подводном корабле никаких чрезвычайных ситуаций не было. - Главная задача, которую вам ставило руководство? - Следить за подлодками вероятного противника. Как правило, это были американцы. У них, кстати, была сходная задача, поэтому в своих учениях мы многое разрабатывали друг на друге. - Кто в таких обнаружениях чаще выходил победителем? - К сожалению, нам американскую лодку обнаружить и следить за ней было гораздо труднее, чем им нашу. Шумность советских подлодок была на порядок выше, чем у противника. Шумы американской подлодки были слышны на расстоянии 15 кабельтовых, а они нас слышали на удалении до 100 и более кабельтовых. Впрочем, столкновения лодок под водой были не так уж и редки. Бдительность на вахте порой терял не только наш Иван, но и их Джон. Но столкновение еще не означало гибель лодки. Как правило, лодка получала серьезную вмятину, которая не приводила к ее затоплению. Поэтому я не очень верю тому, что «Курск» затонул от столкновения. Вода – это особая среда. Вы возьмите попробуйте разбить два сырых яйца в емкости с водой. Не так-то это будет и легко. - Что считаете самым опасным для находящегося под водой экипажа? - Самое страшное – это пожар. Больше всего лодок и людей погибло как раз от пожаров. На второе место я бы поставил радиационную опасность. Больным местом на атомных подводных лодках являлась течь парогенераторов. Что касается пожара, то на подводной лодке он развивается совсем по другому сценарию, чем на земле. В воздухе подводной лодки, кроме обычных составляющих – азота, кислорода - очень много примесей. Порой в проводившихся специальных исследованиях находили примеси еще 60 компонентов. Очевидцы рассказывали, что находясь в таком загрязненном воздухе, человек мог просто вспыхнуть как факел. Увы, даже при эффективной борьбе с пожаром огонь перекидывался в соседние отсеки. К тому же высокое давление способствовало еще большему возгоранию. Самая большая неприятность была в том, что лодка заполнялась забортной водой из-за выгорания сальников. Так погибли, затонув, лодка К-8, «Комсомолец», К-219. - Николай Иванович, художественные фильмы о подводных лодках смотрите? - Да, и если их покажут в День моряка-подводника, то посмотрю еще раз. Кстати, в одной из таких лент мне удалось сняться. Это довольно известный фильм «Командир счастливой Щуки». В этой картине 1972 года рассказывали о подводных лодках Северного флота во время Великой Отечественной войны. В роли подводной лодки «Щ-721» снялась подводная лодка типа «С», где я тогда служил. Для правдивости лодка подверглась внешним изменениям – ей придали обводы времен войны. В фильме снимались многие известные актеры – Петр Вельяминов, Донатас Банионис, Евгений Евстигнеев, молодой Костя Райкин, для которого этот фильм стал кинодебютом. В основном съемки велись у причала. Лишь один раз лодка по сюжету вышла в Баренцево море. Сюжет фильма построен довольно прямолинейно, немного наивно, но смотрится до сих пор. - Сами в кадр попали? - Знаю, что меня снимали в нескольких сюжетах, но, увы, в окончательном варианте я себя не нашел, все вырезали. Еще один фильм, который часто вспоминают, - это американская лента «К-19». С технической точки зрения в ней изображено все, как было на самом деле. А вот с идеологической - имеются некоторые проколы. Например, эпизод, где замполит приковывает командира наручниками к трапу, далек от правды. Случись такое на действующей подлодке, то команда бы просто разорвала этого замполита. Авторитет командира непререкаем. - Бывали ли в период суровой службы забавные случаи? - Я вспоминаю рассказ одного бывшего командира о случае, произошедшем уже после войны. Во время учений на Черном море подводная лодка ведет скрытый поиск цели. В один из моментов лодка всплывает, и на воздух разрешают подняться нескольким матросам. В это время происходит смена вахты и, как потом оказалось, один из матросов пробрался незамеченным. В это время наблюдатель видит самолет-разведчик и звучит команда «Срочное погружение». Это значит, что за 30 секунд лодка должна уйти на 30-метровую глубину. После этого к командиру поступает доклад, что матроса Динмухамедова на лодке нет. Лодка всплывает на перископную глубину и начинается поиск матроса. Оказывается, он засиделся в палубном гальюне. А на выговор командира о том, что он нарушил скрытность, ответил: «Никак нет. Когда надо мной пролетал самолет, то я нырял в воду». Похоже на анекдот, но чего на службе не бывает. |
Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
середа, червня 01, 2011
Командир апл вспоминает
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар