субота, червня 25, 2011

За тех, кто в море!


 Начиналась эта история в мае 1996 года, в пик смутного времени. Тогда в Новомосковск приехали представители подводной лодки "К-407", позже переименованной в "Новомосковск". Офицеры искали друзей с большой земли для своего экипажа в Заполярье. Новомосковцы помогать морякам посчитали святым долгом. 
Первыми на борт подводного крейсера отправились три выпускника строительного техникума, отличники и спортсмены Владимир Ланцов, Сегей Колдышев и Сергей Лебедев. Ребятам было тогда по 19 лет. 
Закрытый военный городок Гаджиево в Мурманской области в середине 90-х производил тягостные впечатления: заколоченные окна пятиэтажек, отсутствие растительности, ледяной ветер и снега, снега, снега...
- Сначала было страшно, как все новое, - говорит Владимир Ланцов. - Освоиться на новом место помогло то, что рядом чувствовал плечо друзей.
- Когда мама узнала, что я буду служить на атомной подлодке, она долго плакала, - рассказывает призывник 2000 года Арсений Русяев. - Сказал мне: "Сынок, будь осторожен!" Тогда еще все обсуждали трагедию, произошедшую с подлодкой "Курск". С момента страшной аварии прошло меньше трех месяцев...
Первое впечатление, которое производит на людей "Новомосковск": он огромный! От киля (самой нижней точки) до среза рубки (самой верхней) - 18 метров. Это примерно высота шестиэтажного дома. Длина крейсера 166 метров - полтора футбольных поля! На борту 16 межконтинентальных баллистических ракет. Вес каждой - 40 тонн, дальность полета боеголовки 8 тысяч километров! В качестве движителей используются два ядерных реактора мощностью 90 мегаватт. Были суровые зимы, когда реакторы "Новомосковска" давали электроэнергию на весь военный городок. 
Ребята с гордостью рассказывают, что их субмарина уникальна в своем роде: корабль с высокой точностью измеряет ускорение силы тяжести земли и на основе этой информации может, не всплывая, пройти через все океаны. 

БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ
Служба на крейсере "Новомосковск" очень почетна: сюда отбирают самых-самых. Прежде чем попасть на корабль, все матросы полгода занимаются в учебном центре в Северодвинске. Помимо школьных наук типа физики и математики, ребята осваивают профессии, которыми будут заниматься на корабле. Все без исключения моряки проходят так называемую "борьбу за живучесть".
- На тебя надевают гидрокомбинезон и помещают в модель торпедного аппарата, - рассказывает Арсений Русяев. - Длина модели 8 метров, а диаметр как раз такой, чтобы там мог ползти человек. Модель закрывают крышкой, аппарат наполняется водой. Твоя цель: проползти по торпедному аппарату. Давление создается большое, но так, чтобы барабанные перепонки не лопнули. Справился - молодец!
По словам Арсения Русяева, моряк-подводник в первую очередь должен быть смелым и решительным. Ведь каждый член экипажа отвечает за всю команду. Растерялся, смалодушничал, перепутал что-то - и над всем коллективом может нависнуть смертельная опасность...
На то, чтобы зарекомендовать себя на лодке, освоить профессию, сдать зачет и завоевать авторитет, новобранцу отводится 45 суток. А вот на то, чтобы выучить по именам всех дедов - всего три дня. Но как таковой дедовщины на крейсере нет.
- На субмарине сложился отличный коллектив, - говорит Константин Алексеевич Макаров, директор юридического колледжа Новомосковска, шефствующего над подлодкой. - Ведь кого попало на атомные крейсеры не берут. Без дружеских отношений нормальной службы не будет: субмарина неделями скрывается в морских глубинах. Терпение и выдержка подводнику необходимы так же, как и знание техники и четкость действий. 

ПОДВОДНЫЕ "ОЛИГАРХИ"
Как ни серьезна служба на субмарине, а поприкалываться над новобранцами там любят. 
- Когда первый раз попадаешь на крейсер, поневоле теряешься, не знаешь, где что расположено, - рассказывает Владимир Ланцов. - Со мной был такой случай. Ребята сунули мне 20 рублей и на полном серьезе попросили сходить в чипок за шоколадкой. Чипок - так называется кафе, расположенное на берегу, где можно заказать чай, кофе, сок, купить сигарет. Но тогда я об этом не знал. И вот я пошел через всю лодку в этот чипок. По дороге мне все старожили совали деньги и делали заказы... Дошел до кормового с пачкой с пачкой денег... И тут по выражению лица вахтенного понял, что меня разыграли... Шуток много разных. Например, могут попросить принести ведро компрессии (компрессия - степень сжатия воздуха). Это как часть истории, от нее не убежишь.
Попадали Владимир и Арсений и на гауптвахту - за неуставную форму одежды. 
- Помню, меня поймали за гражданские ботинки, - говорит Арсений. - На три часа посадили на гауптвахту. Это небольшое здание без решеток на окнах, внутри стол, два топчана один над другим. В наказание: строевая подготовка, уборка территории. Берешь ломик - и вперед лед долбить. 
По словам ребят, кормили на крейсере хорошо. А когда выходили в море, каждый день получали 50 г вина, таранку и маленькую шоколадку. Правда, в советское время моряки-подводники жили лучше...
- Мичманы рассказывали нам, что раньше получать зарплату ходили не с портмоне, а с дипломатами. Могли позволить себе летать из Мурманска в Питер на выходные почти каждую неделю. В середине 90-х мы получали по 60 рублей в месяц, тогда как на берегу получали 18,5 рублей. Но деньги все равно кончались быстро: покупали одежду, предметы личной гигиены, бегали в поселок звонить домой... 
КОРТИК НА ПАМЯТЬ
У моряков-подводников есть свои обычаи и приметы. Например, в каюте капитана "Новомосковска" Александра Глушкова на стене в рамке под стеклом хранится горлышко от бутылки шампанского, которую разбили о борт корабля во время торжественного спуска на воду. На память и на удачу. А на другой стенке - фотография "Новомосковска" с помятым бортом... 
Эта история произошла в 1993 году. В правый борт "Новомосковска" врезалась американская подводная лодка "Грейлинг". Так получилось, что субмарины "не услышали друг друга". Слава Богу, обошлось без жертв. Американку сразу пустили на утилизацию, а наш "Новомосковск" восстановили. 
Неизменным третьим тостом на всех застольях моряков звучит: "За тех, кто в море!" А в несокращенном виде тост таков: "За тех, кто в море, кто на вахте и гауптвахте, за тех, кто не пришел сюда, судьбою ошарашенный, за тех, кому вода утюжит горло рашпилем, за наших моряков!" 
Уже 10 лет город Новомосковск шефствует над атомным подводным крейсером "Новомосковск". Каждый год - две-три поездки за 2800 км. На крейсер везут строительные материалы, компьютеры, краску, фотоаппараты, канцтовары, спортивные тренажеры, еду... В прошло году директор юридического колледжа Новомосковска Константин Макаров, бывший морской офицер, и сам получил подарок: настоящий офицерский кортик с дарственной надписью "100 лет подводному флоту России". 
Сейчас в экипаже крейсера служат шесть новомосковцев. В следующий призыв туда отправятся еще 15 человек. 

ДРУЖБА, ПРОВЕРЕННАЯ МОРЕМ
По словам подводников, дружба, зародившаяся на субмарине, - это навсегда.
- Мы все до сих пор поддерживаем отношения, - говорит Владимир Ланцов. - Кто-то из ребят был свидетелем на свадьбе, кто-то кумом... На день подводника 19 марта мы все обязательно собираемся в кафе. 
Сейчас бывшие подводники работаю на суше. Арсений в Москве электриком, Владимир - в фирме по ремонтам тепловых сетей. Но, как признаются ребята, по ночам им часто снится море. Любовь к нему, как и дружба, тоже навсегда.

Это стихотворение написал романтик северного флота по фамилии Лебедев, погибший при исполнении долга. Оно посвящено всем морякам-подводникам. 

Север, угрюмая стужа,
Море: вода и вода.
И живут здесь люди, и люди служат здесь
У новой, у кромки льда.
Здесь моряки одичалые, грязные, 
Черные, как корабельный трюм.
Забыли даже девичьи губы,
Родного города тихий шум.
Пьют спирт из кружек, из корабельных фляжек.
Пьют, чтоб не видеть серого льда.
Пьют, чтоб море казалось лужей,
Пьют, чтоб быстрей пролетали года.
Кто их осудит? Не те ли,
Изнеженные мягкостью кресел.
Уютом диванов, знающие о Севере 
По театрам и кинокадрам.
Молчание, никто не пытается спорить.
Ну вот что, мой тост будет таков:
"Я пью за тех, кто в море,
Я пью за моих друзей-моряков!" 

 


Немає коментарів: