середа, червня 29, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЖИТЕЛЬНИЦЫ ГРЕМИХИ

Дом офицеров в Гремихе.


  
   Он был центром всей жизни гремиханцев: здесь смотрели кино, сюда приезжали актеры из Североморска - Театр Северного Флота, тут репетировали праздничные концерты жены офицеров, заседал "женсовет", было даже прощание с внезапно скончавшимся молодым офицером-подводником, папой моей подружки Наташи Буга, который еще накануне катал нас на санках с горы, а мы кричали:-Быстрей! Быстрей!
http://zhurnal.lib.ru/w/wolxnowa_t_n/severnoesijanie.shtml

   Здесь мы смотрели фильм "Человек-Амфибия", который произвел небывалый фурор фантастическими съемками, неправдоподобно красивыми актерами и заокеанской музыкой! Военные принесли в зал магнитофон из части - огромный серый ящик, поставили в первый ряд и записали песню, которую потом распевали все в Гремихе, от мала до велика:
  
   Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы
   всем на дно!
   Там бы, там бы, там бы, там бы
   Пить вино!
   Там под океаном,
   Трезвым или пьяным,
   Видно, все равно!
  
   Слева от входа находилась дверь в узкое, какое-то сжатое помещение, где теснились полки с книгами. Пахло книжной пылью, кожей и чем-то неповторимым, что выражается словом "неизведанное". Здесь была флотская библиотека.
   Если бы кто-нибудь сказал тогда маленькой девочке, что бумажное, порой пыльное, таинственное и манящее царство именуемое библиотекой будет дано ей на всю жизнь, она бы не поверила. Но это так.
   К полкам не пускали. Женщина-библиотекарь стояла за прилавком, как в магазине и выдавала книги, толстые и тонкие, новые и потрепанные, зачитанные и неразрезанные, детские с картинками и взрослые, ну совсем без картинок!
   Я полюбила запах библиотеки навсегда, полюбила стройный порядок на книжных полках, саму возможность прикосновения и доверчивую распахнутость книги.
   Теперь, издалека, я могу понять, насколько разными были эти тихие женщины, избравшие себе скромную и безденежную работу, негромкую, неяркую, но такую необходимую людям. Недаром академик Лихачев так высоко ценил труд библиотекарей и музейных работников.
   ...Первой книжкой, прочитанной в библиотеке, была "Колючая семейка" Скребицкого с ёжиками на обложке. Получив книгу обратно, тетенька строго сказала мне: - Расскажи, о чем эта книга.
   Мне стало плохо. Пересказывать книгу грозной тете мне совсем не хотелось, тем более что история ёжиков меня не увлекла.
   Ничем не провинился автор передо мною, но, скажу честно, как-то невольно я старалась подальше задвинуть эту книгу на книжной полке.
   Недаром говаривал Чуковский: - С библиотекарями надо дружить, а то они могут твою книгу так упрятать, читатель ни за что не найдет!
   Я не мучила детей подобными проверками никогда, хотя поговорить о книге все-таки удавалось.
   ...После кукол другой любимой игрой была игра в библиотеку. Все домашние книги были мной пронумерованы, причем номер давался такой: 26453 или 74852, почему не знаю, видимо, для солидности моей библиотеки.
   На десятый год моего рождения был устроен детский прием - мама напекла корзиночек, раздобыла мандаринов, накрыла круглый стол в нашей большой и единственной комнате.
   Пришли все мои школьные подружки. И принесли в подарок книги. "Библиотеки пионера"в ярко-красных обложках было даже два комплекта. Оказалось, что на днях в Гремиху на рейсовом теплоходе завезли среди прочих товаров книги и все кинулись их скупать. Так в моей библиотеке оказались книги, ставшие любимыми на долгие годы - "Марек Пегус и его удивительные приключения", "Ватага из Сан-Лоренцо", "Васек Трубачев и его товарищи", "Стожары", "Улица младшего сына" и другие.
   Все они были прочитаны, пронумерованы и заняли свое место на изящной этажерке, стоявшей у моего дивана. Долго потом книги путешествовали со мной в наших переездах и один взгляд на них возвращал меня в детство, в Гремиху.
   Говорят, запретный плод сладок. Подтверждаю.
   От подруги мама получила тостую синюю книгу с легким рисунком на обложке и вечерами читала ее, придвинувшись к торшеру. Меня, любопытствующую, отстранила и утром убрала в шкаф, который старательно закрыла на ключ. Я только успела увидеть название - "Девушка из пригорода".
   Как я сумела открыть дверцу шкафа, честное слово, не помню. Но книгу я "проглотила". В памяти осталась любовная история и что-то там связанное с диваном. Украденное чтиво не восхитило меня, но мудрость поколений подтвердило: хочешь, чтобы твой ребенок прочитал что-то, спрячь у него на глазах, да еще пригорози: не брать!
   Достанет и прочтет, будь спокоен.
   Мама, конечно, не ожидала от меня такого нахальства, иначе спрятала бы "Войну и мир".

Немає коментарів: