Служить на атомной подлодке "Томск" - честь для каждого матроса
Капитан I ранга Вячеслав Черноус три года водил атомную подлодку "Томск" по океану
- Когда случилась катастрофа на "Курсе", мы были в море. Получили радио: срочно вернуться на базу. Непонятно было, что случилось. Мы уже месяц не были дома. Жены на пирсы вышли в слезах… - вспоминает Вячеслав Черноус, бывший капитан атомной подводной лодки "Томск". - Никто не знал, какая подлодка затонула…
Спустя время выяснилось, что катастрофу потерпела подлодка "Курск". На дне океана остались друзья и одноклассники всего экипажа крейсера "Томск". Погибло и три однокурсника Вячеслава Черноуса.
Неделю назад капитан I ранга Вячеслав Черноус вместе с семьей переехал жить в наш город. В 40 лет он решил оставить службу, чтобы больше времени уделять семье.
- Мое мнение однозначное – если ты служишь, то про семью надо забыть, - утверждает Черноус. Потому что больше половины жизни подводник проводит на корабле.
Три времени для экипажа
- Плавание длится максимум три месяца, - говорит капитан. – Когда готовимся к боевой службе по 5-6 месяцев в дали от дома. Но и на берегу, в 6 утра ты уже там, только в час ночи уходишь. А если дежурство, то через полутора суток приходишь домой ночевать.
На суше экипаж репетирует все действия, которые ему предстоит сделать под водой. Экипаж отрабатывает выходы в торпедную и ракетную атаки. Все на тренажерах. А в море жизнь идет своим чередом. По трехсменному распорядку. Каждая смена дежурит по 4 часа: с 00.00 до 04.00 ночи, с 04.00 до 8 утра, с 8.00 до 12.00 - и так круглые сутки. Обед у каждой смены в свое время, отбой по графику. Время суток над водой - день или ночь – обозначается табличкой близ перископа.
Подлодка живет в трех часовых поясах.
- Все зависит от того, где мы находимся и какие задачи выполняем, - говорит Черноус.- Если мы на боевой службе – выполняем задачи правительства, тогда на корабле московское время, если просто в районах боевой подготовки – готовимся к длительным выходам – живем по камчатскому времени, на связь всегда выходим по хабаровскому "циферблату". То есть получаем "радио" по Камчатке, план - по Москве, а подтверждаем по Хабаровску. Тут важно не запутаться, потому что если ты напутан немножко, то весь флот будет стоять на ушах и кричать "потерялась подлодка!"".
Разница во времени между столицей и Камчаткой 9 часов. Между Камчаткой и Хабаровском 2 часа. Однако если лодка не вышла на связь в течение часа от назначенного времени, она считается потерпевшей аварию и ее начинают искать.
- Хотя на Камчатке глубины такие, что лодку можно вообще не искать, - улыбается Черноус. - На севере, там где "Курск" погиб, глубины до 200 метров. А у нас уходишь из базы на 3 километра, а внизу уже глубина достигает двух километров. Ни одна подлодка на такие расстояния не погрузится…
Жизнь на слух и по приборам
Информацию о том, куда держит курс лодка "Томск" на борту знают только три человека - командир, штурман и старший помощник. Остальным членам экипажа, по словам Вячеслава Черноуса, это знать не положено. "Их задача – нести вахту и выполнять задачи, - сказал командир. - Мы естественно информацию даем, если можно. Например, пересекли западное полушарие или экватор".
Увидеть, что происходит за бортом, не может даже капитан. В атомной подводной лодке нет ни одного иллюминатора. Ориентируется экипаж по приборам и с помощью акустиков – людей, которые на слух определяют приближение рыб, торпеды или корабля.
- Вот акустик услышал шум и уже может сказать, что это идет: надводный корабль, боевой или транспорт, или рыбак, или это стая рыб, дельфины или киты, - рассказывает Черноус. - По звуку можно определить, с какой скоростью идет корабль. У нас есть специальная аппаратура. Но и человек все равно слушает, чтобы подтвердить, что приборы не врут. От акустика вообще зависит жизнь экипажа, ведь если он перепутает торпеду с чем-нибудь другим, то уже никто ничего не будет слышать…
На подлодку попадают трое из восьми
Экипаж атомной подводной лодки "Томск" сегодня состоит из 109 человек. Из них 5 матросов, которые проходят срочную службу. С прошлого года подводный флот переведен на контрактную основу, однако, по словам капитана Черноуса, текучка кадров заставляет призывать молодых парней.
- В прошлом году из Томска к нам отправили 8 человек, - говорит вице-капитан подлодки "Томск". - Дошло только трое. В этом году отправили девять, пока прибыли четверо. Их по дороге разбирают. Потому что на корабль военкомат направляет наиболее подготовленных ребят, и по состоянию здоровья и по знаниям – все обязательно закончили 11 классов, техникум или даже несколько курсов института. Естественно, такие парни везде нужны. Поэтому их разбирают на стратегические подводные лодки, на зенитные установки, в пограничные войска: там тоже нужны ребята с головой и хорошими нервами. Можно это назвать бардаком, а можно и рациональным распределением людей. Лучше не дать одного человека на именной крейсер "Томск", но зато на пульте управления зенитными установками или на пульте контроля за пограничными системами будет сидеть человек, у которого здравый смысл, крепкое здоровье, холодный ум и горячее сердце.
Из Сибири рвутся на "Томск"
Офицерский состав за 2-3 года перемещается по служебной лестнице, ему на смену приходят контрактники.
- Лично я - сторонник того, чтобы по контракту оставались люди, которые прошли срочную службу, - продолжает Черноус. – За 2 года он стал специалистом, его знает экипаж.
Но не всем привлекательна такая служба: зарплата контрактника на "Томске" 9-10 тысяч рублей. Это, по словам Черноуса, хороший заработок. Для сравнения: в сибирских поселках, откуда приходят многие ребята, рабочие получают в среднем 2-3 тысячи рублей. Потому и рвутся на крейсер "Томск". Но спустя полгода, как правило, просятся уволиться.
- Два выходных в месяц – это очень хорошо, - говорит капитан I ранга.- Рабочий день на берегу не ограничен, то есть он может продолжаться до 1-2 ночи. А в 6 утра начинается смена. Особенно, когда готовимся к выходу в море. Матросикам, которые срочниками приходят, вечером не то, что в спортзал, сауну или бильярд хотят, – им бы до подушки добраться…
Командир закрывает люк последним
В подлодке 10 отсеков, которые каждый должен проходить ежедневно. Офицерский состав обязан в обесточенном отсеке найти любой прибор и починить его в случае аварии в море. Перемещение внутри отсеков подлодки должно осуществляться по нормативам. Когда подводная лодка находится в надводном положении, в случае обнаружения самолетом противника, она должна через минуту уйти под воду. Независимо от того, сколько на мостике будет членов экипажа.
- Они будут сыпаться туда картошкой, но через минуту лодка уйдет под воду, - сказал Черноус. - У нас трап – четырехметровая труба. Весь состав по нему слетает вниз, держась за поручни. За секунды до погружения лодки я закрываю лодочный люк, потому что командир всегда первым открывает и последним закрывает люк. Он последним уходит с корабля, если есть такая возможность… Если нет, то остается, как это получилось на "Комсомольце" и на "Курске".
Коты – тоже экипаж
Самое сложное время на корабле, по признанию Вячеслава Черноуса, 2-я неделя и третий месяц нахождения в море. Это два психологических пика, которые обязательно надо отследить. "Человек не должен оставаться наедине с собой, - говорит капитан. – Поэтому мы устраиваем разные эстафеты, конкурсы. Заранее покупаем книги и видеофильмы, которые просит экипаж. Устраиваем турниры по шахматам и шашкам. Ну и животные, конечно, выручают".
На борту атомной подлодки "Томск" сейчас живут три кошки: Васька, Рэмбо и Машка. Это не противоречит корабельному уставу. В плавание ходят попугаи и канарейки. Правда, сейчас они живут не более 5 лет – не приспособлены к воздуху на подлодке. "Раньше в Киеве был целый институт, который специально выращивал птичек для подлодок", - говорит Черноус.
Людей к специфическому воздуху на корабле не готовят. Члены экипажа приспосабливаются. Самые распространенные болезни подводников связаны с пищеварительной и кровеносной системами. А вот с легкими проблемы встречаются реже, хотя некоторые подводники курят даже в плавании.
Сибирская дивизия у берегов Камчатки
Именам городов атомные подводные лодки начали называть в середине 90-ых годов. Тогда правительство страны приняло такое решение, чтобы поднять престиж армии, морского флота, а также наладить связь с общественностью. Сегодня на Камчатке стоит целая Сибирская дивизия. Корабли носят название "Красноярск", "Томск", "Омск", "Барнаул" и т.д.
Самыми престижными лодками для службы, по словам Вячеслава Черноуса, вице-капитана подлодки "Томск", вот уже два являются лодки "Томск" и "Самара". Их посещали губернаторы регионов, а "это много значит. Это большой престиж корабля и экипажа", - сказал Вячеслав Михайлович.
Кроме того, "такой оборудованной казармы, как у нас ни у кого нет". Город и область способствовали, чтобы подводники с лодки "Томск" жили в хороших условиях. Два года назад казармы были старые, а "после того, как нам оказали содействие область и город, казармы прекрасно оборудованы, есть кубрик, спортзал, теннис, видеомагнитофоны. Ребята чувствуют себя вечером, как дома", - подчеркнул Черноус.
* **
Черноус Вячеслав Михайлович – командир I ранга атомной подводной лодки "Томск".
Родился на Украине в 1965 г.
В 17 окончил курсы парашютно-десантной подготовки.
После поступал в рязанское высшее командное военное училище ВДВ. Не подошел по росту (норматив составлял 170 см. Рост Черноуса – 164).
Друзья учились во Владивостоке, поэтому Черноус поехал туда. Первый раз попал на подводную лодку, когда приехал поступать. Пошел на экскурсию на легендарную С-56 - гвардейскую, краснознаменную подлодку, которая во время войны совершила переход с севера на тихий океан. Поступив в училище, ныне капитан I ранга, не умел даже плавать. Научился на занятиях, причем сразу в обмундировании, которое в сухом виде весит 2 килограмма, в мокром - 10.
В 1989 году закончил акустический факультет морского училища им. Макарова во Владивостоке.
По распределению попал на Камчатку. И был назначен командиром группы на подводной лодке-истребителе "Барс".
На этом крейсере дослужился от командира группы до старшего помощника.
В 1995 году назначен командиром боевой части.
В 1996 – старшим помощником подлодки "Барс".
В 2000 году закончил специальные командные классы
В 2002 - был назначен старшим помощником экипажа.
В 2003 – 2005 – командир атомного подводного крейсера "Томск".
Ноябрь 2005 – уволился в запас и приехал жить в Томск.
Женат.
Имеет 15-летнюю дочь.
***
Атомная подводная лодка "Томск" была построена в начале 1990-х годов в Северодвинске. К месту службы – на Камчатку – ее перегоняли подо льдами Арктики. Этот переход был единственным, который вместе с экипажем подлодки совершал священнослужитель - владыка Игнатий. "Поход" длился около месяца.
Основные задачи крейсера в море - поиск, слежение, уничтожение авианосно-ударных групп, конвоев противника, кораблей и если понадобиться береговых отсеков.
Водоизмещение крейсера - 25 тысяч тонн.
Скорость - свыше 70 километров в час.
Высота крейсера равна пятиэтажному дому.
Площадь – полтора футбольных поля.
Экипаж "Томска" - 109 человек и 3 кота.
С момента работы лодки, службу на ней прошли 48 томичей.
***
Меню подводной лодки "Томск":
Завтрак: сгущенка, сырокопчености, хлеб, масло, печенье, каша (гречка, пшенка, рис, манка).
Обед: салат, красное вино (50 гр), соки, фрукты, первое и второе блюдо. Матрочики "химичат": вчетвером собираются – сегодня один 200 гр. выпил, завтра другой и т.д.
Ужин: первое, второе, салатик, компот.
Вечерний чай.
Фирменное блюдо: запеченная курица.
На корабле все очень любят манную кашу. По словам Черноуса, многое зависит от кока. На "Томске" - изумительный "старик" Валерий Репин. В кашу добавляет изюм и разные специи. |
Немає коментарів:
Дописати коментар