середа, червня 22, 2011

Подводная война

        Немецкая подлодка " U-47" пробралась в английскую бухту с находившимся там линкором "Роял Оук",ночью торпедами потопила его и благополучно выбралась на Родину.Было это !4 октября 1939 г.
        Германия с фанфарами встречала моряков и капитана подлодки лейтенанта Прина.На него обрушились слава и награды.
        Дерзость подлодки вызвала восхищение не только немцев.Черчилль,который в то время возглавлял военно-морское министерство,назвал операцию "подвигом капитана и экипажа". Премьер-министр был вынужден оправдываться в парламенте. Да и сам Черчилль едва не лишился должности. Спасло его то,что его назначили министром за полтора месяца до этого.

       Но уничтожение линкора было только началом длительной подводной войны,когда Англия была на краю гибели. Страна и в мирное время в большой мере зависела от морских перевозок,а во время войны зависимость увеличилась многократно. Из США всё возрастающим потоком шли военные грузы и этот поток нужно было защищать.Англичанам помощь была остро необходима,т.к. к моменту оккупации Франции вооружения для обороны Британии было недостаточно.Удивляться этому не приходится,при эвакуации экспедиционного корпуса из Дюнкерка вся техника осталась у немцев.

      Собственно, подводная война началась ещё раньше.Уже 3 сентября 39 г.был потоплен пароход " Латения". Погибло 112 пассажиров. А 17 сентября немцы торпедировали авианосец " Кореджес". Утонуло 500 человек из экипажа в 1260 человек.Потери торговых судов от подлодок росли,и англичане были вынуждены ввести систему конвоев,когда караваны судов сопровождаются военными кораблями.Одиночные торговые суда вооружались пушками,потому что  подлодки нападали на них преимущественно в надводном  положении.

      В начале войны у Германии было 60 субмарин,но их число быстро росло.Особенно болезненными потери англ. флота были в течение года с июля 1940 по июль 1941 .В это время импорт упал в полтора раза.Немалый урон наносили и мины,и авиация,и отдельные рейдеры,нападавшие на торговые суда без сопровождения.Но наибольшим злом были подлодки.

       30 января 1941 года Гитлер выступил в Берлине с речью:" Весной на море начнётся подводная война,и они поймут,что мы не спали." Руководство Британии  лихорадочно искало выход.Положение было настолько отчаянным,что рассматривался вариант создания ковра из мин длиной 60 миль и шириной 3 мили. Но из-за сложности проект не был реализован.

        США, как могли,помогали.В 1940 г. они передали 50 эсминцев. Сделать это Рузвельту было непросто: требовалось согласие конгресса.По мере роста числа подлодок противник начал применять новую тактику "волчьей стаи",которая заключалась в том,что ночью подлодки в надводном состоянии нападали группами на караван с разных сторон . При этом они развивали большую скорость.

        После вступления в войну США поле действия подлодок расширилось. На первых порах потери возросли ещё больше. У берегов Америки подлодки нападали на гражданские суда среди бела дня на глазах у потрясённых жителей прибрежных городов. За семь месяцев  после вступления Америки в войну подлодки потопили торговые суда общим водоизмещением 3 миллиона тонн.Только в августе 1942  в Атлантике были потоплены 108 судов.Германия продолжала строительство субмарин и за 10 месяцев 1942  их число возросло с 90 до196 штук. В охоте за торговыми судами в ноябре  1942  года немцы достигли рекорда,потопив только подлодками 117 судов.Потери оставались значительными до марта 1943 г.

        Союзники активно искали способы противостояния.Были организованы эскадрильи самолётов дальнего действия " Либерейтор",снабжённых радиолокационными устройствами для поиска всплывших ночью для перезарядки аккумуляторов  субмарин. В ответ немцы оснастили подлодки установками для улавливания длинных волн,на которых работали радары союзников.И лодки успевали погрузиться до того ,как самолёты их атаковали.Но союзники изобрели новый радар,кот. работал на коротких волнах ,противоядие к нему немцы не могли найти долгое время.Подлодки вынуждены были проводить большую часть времени под водой,для этого субмарины снабжались " шноркелем",позволяющим заряжать аккумуляторы под водой.И хотя в 1943 число подлодок противника стало максимальным-235 шт.,но и потери их резко возросли.За 21 день мая 43 г.была уничтожена 41 лодка,что было на 15 больше,чем построено.

         Усилия союзников стали приносить плоды.На путях следования подлодок устанавливались гидрофоны с радиобуями. Они при появлении лодок передавали сигналы на патрульные самолёты. Большую роль сыграли эскортные авианосцы,которых до конца войны было построено 109 шт.Самолёты с авианосцев обшаривали моря на больших расстояниях и уничтожали лодки гл. бомбами.Нужно отдать должное и британской разведке.Ещё в 1939 году ей удалось захватить в Польше вражеский шифровальный аппарат "Энигма".Благодаря этому союзники часто знали о местонахождении подлодок и заставали их врасплох.

        Уже после войны Черчилль писал:" как много удач бывает в человеческих делах и как мало мы должны заботиться о чём -либо другом,кроме того,чтобы всеми силами стараться делать всё,что можем."

           Если в 1941 г. союзники потопили 35 субмарин,то в 42 -85 шт.,а в 43-237 шт.Пик был достигнут в 1944 г.,когда было уничтожено 248 подлодок. Немцы проиграли подводную войну. А лодка U-47 была потоплена эсминцем " Вульверин" 8 марта 1941 г. вместе с экипажем и героическим капитаном Прином.

Немає коментарів: