суботу, липня 02, 2011

ИСТОРИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ М-118

1 октября 1942 г. подводная лодка М-118 под командованием капитан-лейтенанта Сергея Степановича Савина торпедировала недалеко от мыса Будаки немецкий транспорт "Зальцбург" с советскими военнопленными. В результате атаки транспорт был потоплен, погибло около 2100 военнопленных и несколько немецких охранников. Лодка была обнаружена с воздуха гидросамолетом и по его наведению потоплена глубинными бомбами с румынских канонерских лодок.
В 1970-80-х гг. клубами "Садко" (Николаев) и "Риф" (Воронеж) были предприняты попытки найти подводную лодку. Но несовершенство навигационного оборудования не позволило довести дело до конца. В мае 2002 г. клуб подводной деятельности "Нептун-Про" из г. Тольятти также предпринял попытку обнаружить М-118. Экспедиция не увенчалась успехом, но позволила сделать следующие выводы:
1. Вероятное местонахождение лодки - р-он с. Лебедевка.
Факты: Ребята из клуба "Посейдон" предоставили нам журнал "Обследования затопленных объектов северо-западной части Черного моря", составленный в 1970-х гг. Аварийно-спасательной службой Черноморского флота. Согласно результатам обследования интересующего района, большинство объектов изучено в послевоенное время, единственная зацепка, которая дает шанс на обнаружение М-118, - подводное препятствие в 8 километрах юго-западнее мыса Бурнас. В журнале есть пометка, что данный объект, находящийся на глубине около 10 метров, имеет возвышение над грунтом от 1 до 6 метров, что соответствует размерам подводных лодок типа "М".
2. По воспоминаниям командира подводной лодки М-35, однотипной погибшей М-118, Героя Советского Союза М. В. Грешилова, тактика боевых дежурств данных лодок была следующей: субмарина, находясь на грунте на малой глубине (около 10 метров) недалеко от берега, дожидалась появления судов противника, при обнаружении которых пыталась их уничтожить. Объект в акватории близ мыса Бурнас находится на глубине не более 10 метров. По данным румынской стороны, гидросамолет Cant-501z обнаружил подводную лодку по следу ила, поднятого винтами лодки со дна. Это позволяет предположить, что лодка перед гибелью находилась на небольшой глубине.
3. По рассказам местных жителей, близ предполагаемого местонахождения лодки неоднократно происходили зацепы рыболовных сетей о неизвестное препятствие, а также в сети попадались фрагменты предметов, похожих на аккумуляторные батареи. Принимая это во внимание, можно предположить, что лодка была сильно разрушена во время атаки глубинными бомбами.
4. Анализируя данные о месте и времени гибели транспорта "Зальцбург", потопленного торпедным залпом с М-118, и румынские данные о времени и месте обнаружения следа от лодки гидросамолетом и дальнейшего уничтожения самой лодки, получаем, что между торпедной атакой лодки и потоплением самой М-118 прошло 2 часа 30 минут. При учете скорости лодки в подводном положении это позволяет сделать вывод о том, что лодка могла отойти от места совершения торпедной атаки на расстояние не более 22 километров (при условии постоянного движения под водой со скоростью не более 5 узлов).
1 октября 2002 г. клуб "Нептун-Про" совместно с аквалангистами из клуба "Наварекс" (Одесса) предпринял новую попытку найти М-118. Первое разочарование: подводное препятствие, которое считали корпусом М-118, оказалось каменной грядой. Предположение, что лодка ушла от места гибели "Зальцбурга" на 22 км, не оправдалось. Значит, место поиска выбрано неверно. Взяли радиус от места гибели транспорта "Зальцбург" в 4 км. Начали поиски. Все безрезультатно. Вырисовывается следующая картина:
Транспорт "Зальцбург" замыт в песок на 6-7 метров, высота лодки не превышает 6 метров. По всей вероятности, лодка практически полностью под слоем песка.
Другой вариант: Лодка была смертельно повреждена, но смогла уйти мористее, где и затонула. Для обнаружения ее фрагментов требуется гидролокатор, которого в клубе "Нептун-Про" нет.


Координаты поиска - 45°51.979'N 30°19.819'E, с радиусом 5 километров.
М-118 XII серия
Советская подводная лодка XII серии. Заложена 29.10.1940 г., спущена на воду 12.04.1941 г., вступила в строй 8.11.1941 г. и вошла в состав Черноморского флота.
Водоизмещение (надводное / подводное): 206 / 258 т
Длина: 44,5 м
Ширина: 3,3 м
Осадка: 2,85 м
Мощность дизелей: 800 л.с.
Мощность электромоторов: 400 л.с.
Скорость: 14,4 / 7,8 уз.
Дальность плавания: 3440 / 110 миль
Глубина погружения: 60 м
Вооружение:
2 носовых 533-мм торпедных аппарата,
1 45-мм орудие.
Экипаж: 20 человек.

Немає коментарів: