вівторок, липня 05, 2011

После гибели подводной лодки "Курск", унесшей на морское дно 118 человеческих жизней, не одно сердце содрогнулось - от боли за погибших, от страха за живых: как такое перенести матери, жене, детям? Но истинные размеры трагедии под силу оценить лишь людям, которые сами не один год провели на морских глубинах в стальном панцире подлодки.


"Я мог быть среди них". 
   Один из них - наш земляк Андрей Владимирович Стеблянов. 15 лет мичман Стеблянов прослужил во 2-й флотилии атомных подводных лодок, в том числе на "Красноярске" - аналоге "Курска". Полтора года назад он сменил морскую форму на цивильный костюм, но море было и остастся не просто частью биографии - частью жизни. Может, потому, что море свело его с замечательными людьми - в.Д.Дорогиным, командиром подлодки, ныне командующим объединенной камчатской флотилией, депутатом госдумы, в.И.Валуевым, помощником начальника штаба, ныне командующим Балтийским флотом. 
Чем опаснее служба, тем крепче братство людей. 1988 год... Атомная подлодка К-201, командир, капитан 1- ранга а.Г.Толстых, проводила учебные стрельбы в южной части курильских островов. Пройдя 600 километров от берега, подлодка запеленговала и атаковала учебную цель. Успешно отстрелявшись и имея в запасе полтора суток, К-201 вышла в район ожидания. После всплытия в районе алеутских островов наша подлодка была замечена американским самолетом. Вскоре тот начал "обсаживать" подлодку радиогидроакустическими буями. С К-201 пытались их поднять, но тщетно. С потенциальным противником - американскими подлодками, кораблями, самолетами морякам-подводникам приходится иметь дело часто, нет такого района мирового океана, где бы они не шастали. А когда вокруг из свидетелей только океан да рыбы, почему бы не устроить "соревнование двух систем"? хотя не об этом думал мичман Стеблянов, вызвавшись провернуть одно рискованное дело. Обвязали его веревками и спустили с палубы. Пока он заарканил буй, волна пару раз (а температура +2о) накрыла с головой. Потом его отогревали спиртом, а из аппарата вытаскивали "гидроначинку". Стеблянов с ее помощью установил связь с самолетом и "попросил" пилота подсыпать еще. Американский пилот, услышав свои позывные и "родную речь", не только сбросил 10 буев, но еще и крыльями помахал на прощание. Сейчас Андрей Владимирович вспоминает об этом с улыбкой, а вот другое происшествие смешным не назовешь. 1987 год. После торпедной атаки (все ракеты расстреляны), подлодка, как поплавок, все попытки загнать ес под воду неудачны. Командир принял решение принять в торпедозамещающую цистерну балласт. Лодка бороздила океан к тому времени лет 20, перегородки между цистерной и аккумуляторной ямой прохудились. Вода ворвалась в аккумуляторную. Хлор, пена пошли в жилой отсек, люди были срочно эвакуированы, задраены перегородки. Задохнувшихся мичмана Роберта Гракаускаса и ст.лейтенанта Олега Малащенко ели откачали. За годы службы видел мичман всякое, горел в отсеке, прощался с жизнью, когда подлодка "прыгала" по дну океана и скрутив нервы в кулак, шел в психологическую атаку на противника: любят американцы такие шуточки. В 1986 году атомная подлодка Красноярск", на которой служил Стеблянов, участвовала в демонстрации силы, которую устраивал наш флот у гавайских островов в ответ на установку в западной Европе крылатых ракет дальнего действия, накрывающих нашу страну аж до урала. Был на Северном полюсе, проходил в миле от нулевой географической точки. Закончил "без отрыва от производства" Владивостокскую школу мичманов-прапорщиков, одолел университет марксизма-ленинизма. Закончил он службу старшим командиром особого назначения, награжден медалями "за службу родине" 1 и 2 степеней, медалью Петра  Первого.. "Я мог бы быть среди них" - это мичман Стеблянов сказал потом, а вначале: "я хотел бы быть среди них". У него есть свое мнение о причинах трагедии "Курска". 

Немає коментарів: