«ВОСТОЧНЫЙ БАСТИОН»
Примерно в 130 километрах от Владивостока и 50 километрах от Находки находится одно из прекраснейших мест южного Приморья - бухта Павловского. Расположенная в живописной долине бухта названа в честь старшего офицера клипера «Бобр» капитана 2 ранга Петра Саввича Павловского при изучении клипером побережья в 1891 году и заходившем в эту бухту.
Ее окружали высокие сопки, с южной стороны охватывал остров. Когда клипер «Бобр» вошел в красивую безымянную бухту, то восторженный экипаж тут же предложил назвать ее в честь своего старшего офицера, которого любили и уважали за справедливое и доброе отношение к экипажу. Петр Саввич в долгу не остался и предложил крутой мыс, возвышающийся слева от входа в бухту назвать именем штурмана клипера Александра Алексеевича Корнильева, ну а остров, о котором мы говорили выше, получил имя командира клипера Никольского. Так все навигационные ориентиры бухты получили свои имена.
Ее окружали высокие сопки, с южной стороны охватывал остров. Когда клипер «Бобр» вошел в красивую безымянную бухту, то восторженный экипаж тут же предложил назвать ее в честь своего старшего офицера, которого любили и уважали за справедливое и доброе отношение к экипажу. Петр Саввич в долгу не остался и предложил крутой мыс, возвышающийся слева от входа в бухту назвать именем штурмана клипера Александра Алексеевича Корнильева, ну а остров, о котором мы говорили выше, получил имя командира клипера Никольского. Так все навигационные ориентиры бухты получили свои имена.
Впоследствии остров превратился в полуостров из-за насыпной дамбы, а возведенные в дальнейшем молы от мыса Корнильева и полуострова Никольского превратили бухту в удобный ковш для базирования кораблей.
Удобное географическое место базирования, близость судоремонтных заводов, штаба флота, которому дивизия непосредственно подчинялась, явилось следствие того, что наряду с выполнением своих основных задач, штабу дивизии поручается прием от промышленности и подготовка к переходу в места постоянного базирования строящихся подводных лодок. Практически все подводные корабли, сходившие со стапелей завода в Комсомольске-на-Амуре, прошли через дивизию, а немногим позднее вместе с новыми кораблями, не миновали бухту Павловского и подводные лодки, приходившие в ремонт из других соединений. Эту исключительно большую нагрузку с честью нес на своих плечах штаб дивизии во главе с, в то время капитанами 1 ранга, Абрамовым, Удовиченко, Хватовым, Берзиным.
Много сил и энергии политической работе с личным составом дивизии, руководству партийными организациями на подводных лодках, заботой о семьях военнослужащих уделял политотдел дивизии и политработники кораблей. Политический отдел в это десятилетие возглавляли капитан 1 ранга С.П. Варгин, капитан 3 ранга А.М. Славский, капитан 1 ранга А.П. Бычков, капитан 1 ранга В.Г Андрющенко.
Восьмидесятые годы прошлого столетия были расцветом дивизии. Соединение успешно решало задачи боевой и политической подготовки и именно в этот же период на дивизию стали прибывать корабли второго и третьего поколений. Это подводные лодки проектов 671, 671РТМ, 971 «Барс». Наиболее интенсивная работа в этом плане выпала на долю капитана 1 ранга Белоусова Алексей Арсентьевича прибывшего в 1982 году на должность командира дивизии вместо капитана 1 ранга Ю.А. Самойлова. В Алексее Арсентьевиче, как в руководителе, сочетались казалось совершенно противоположные качества. Насколько энергичным в базе, настолько спокойным и рассудительным он был в море.
Период командования 26 дивизией для А.А.Белоусова совпал с решением самых разнообразных задач. Это прием и восстановление боевой готовности пришедших в состав дивизии подводных лодок 45 дивизии (она базировалась на Камчатке), это подготовка подводных лодок к межбазовому переходу и передача их в состав вновь созданной 28 дивизии Сахалинской флотилии. Все это время дивизия отмечалась, как одно из передовых соединений флота. Задачи перед дивизией ставились уже совершенно другие, более сложные и ответственные. Три года подводные лодки, что называется «не вылезали из автономок», по 70-80 суток каждая. Ходили в Тихий и Индийский океаны, искали авианосные ударные группы потенциального противника, отслеживали их находясь в готовности к применению оружия. Заодно тренировались, набирались опыта, изучали тактику ведения противолодочной борьбы вероятного противника. Скажем ставилась подводной лодке задача: всплыть в середине ордера, дать себя обнаружить, затем погрузиться и оторваться от сил слежения. И уходили ведь.
А в 1985 году командирскую эстафету на дивизии принял капитан 1 ранга В.А.Кожевников. Большую роль в обеспечении боевой деятельности дивизии играл в этот период политический отдел, возглавляемый в эти годы капитанами 1 ранга А.М.Плюсниным, затем В.А.Аверкиевым, Р.З.Раяновым. В 1988 году на должность командира дивизии был назначен капитан 1 ранга Германов Н.Н., который в 1993 году был освобожден от занимаемой должности. В 1992 году был уволен в запас с должности начальника военно-политического отдела в связи с сокращением штата, Ваш покорный слуга, Михайлов Виктор Александрович.
Дивизия существовала еще целых восемь лет, но это был период, о котором сейчас даже стыдно вспоминать. Это были годы полного хаоса, неопределенности. Подводные лодки, не успев вступить встрой после ремонта или достройки, выводились из состава флота и либо списывались, либо ставились в отстой. Экипажи расформировывались, офицеры и мичманы не понаслышке знавшие законы подводного братства, их семьи, делившие вместе со своими кормильцами тяготы и лишения воинской службы, вдруг оказались гражданами разных государств и вынуждены бросать нажитое имущество и ехать на историческую родину, практически в неизвестность. В августе 2000 года дивизия была переформирована в бригаду и через некоторое время и та была упразднена.
50 лет исполнилось бы ей в июле 2011 года. За эти годы экипажами подводных лодок дивизии более 320 раз решались задачи боевой службы и боевого дежурства. Славная 26 дивизия воспитала целое поколение моряков-подводников, замечательных людей преданных своей Отчизне, самоотверженно исполнявших свой воинский долг. Более 600 из них были удостоены правительственных наград.
Не могу не остановиться на судьбах еще двух человек, по настоящему являющихся образцом служения Родине. Адмирал Хватов Геннадий Александрович прошел все ступени служебной лестницы от командира группы подводной лодки 26 дивизии, старшего помощника, командира подводной лодки, начальника штаба и командира своей родной 26 дивизии. С 1986 по 1993 года он командовал Краснознаменным Тихоокеанским флотом. На его долю выпали нелегкие испытания подержания сил флота в назначенной степени готовности в условиях начинающегося развала Советского Союза. Как сохранить силы флота, кадры, не поддаться на различного рода провокации в период демократической эйфории, не ввязаться в политическое противостояние, обеспечивая при этом надежную безаварийную эксплуатацию оружия, в том числе и ядерного и их носителей - кораблей флота. Потомки по достоинству оценят заслуги Адмирала Геннадия Александровича Хватова перед Отечеством.
Одним из лучшим, на мой взгляд, моряком дивизии был вице-адмирал Рязанцев Валерий Дмитриевич. Строгий, требовательный В.Д.Рязанцев быстро стал командиром одной из подводных лодок дивизии, а в дальнейшем вырос до заместителя Начальника Главного Штаба ВМФ. Мне довелось видеть Валерия Дмитриевича, что называется в деле, когда он исполнял должность командира 29 дивизии подводных лодок и первого заместителя Командующего 4 флотилией. Прямой, честный, открытый офицер. Пожалуй только он, с его характером, мог решиться написать статью о трагедии на подводной лодке «Курск» с говорящим само за себя названием «В кильватерном строю за смертью».
И еще об одном аспекте истории 26 дивизии.
Освоения и эксплуатация подводных лодок с ядерной энергетической установкой – это работа, связанная с определенными рисками. Порой не удавалось избежать аварий и аварийных происшествий с техникой, случалось и гибли люди. В истории 26 дивизии таких случаев было несколько. Наиболее известные из них были следующие: с13 на 14 июня 1973 года произошла трагедия с гвардейской подводной лодкой «К-56». Возвращаясь из полигона боевой подготовки, она ночью, в тумане, столкнулась с научно-исследовательским судном «Академик Берг». В результате столкновения получила пробоину в районе носовых отсеков, которые заполнились водой. Погибло 28 человек, среди которых были офицеры штаба во главе с заместителем командира 26 дивизии капитаном 1 ранга Лениславом Сучковым. 38 лет минуло со дня той трагедии, но каждый год в поселке Тихоокеанский 13 июня приходят к могиле подводников ветераны дивизии. С каждым годом их число не увеличивается. В 2010 году цветы возложили капитан 1 ранга Гетманов, капитан 2 ранга Ермолин, капитан 1 ранга Губенко, старший мичман Цюпра, мичман Лебедев, вице-адмирал Конев, капитан 1 ранга Губин.
Случившаяся трагедия с подводной лодкой «К-122» 20 августа 1980 года унесла жизни 14 подводников, а многим членам экипажа сломала судьбы. После похорон погибших моряков старший оперуполномоченный особого отдела 26 дивизии капитан-лейтенант Виктор Окольников, бывший в походе, собирался с женой в отпуск. Вечером, буквально перед самым выездом в аэропорт, сердце Виктора Николаевича не выдержало. Это была пятнадцатая утрата. Несколько позже ушел из жизни командир дивизиона живучести капитан 3 ранга Валентин Шницер. Были освобождены от занимаемых должностей начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Заварухин Г.М., командир подводной лодки капитан 2 ранга Геннадий Сизов (он тоже рано ушел из жизни). Корабль принял капитан 2 ранга Геннадий Гарусов, которому пришлось выводить подводную лодку из состава сил постоянной готовности и списывать на слом («К-122» так и не вышла из завода). Великолепный штурман, грамотный подводник Г.Гарусов не стал переходить на действующий корабль, уволился в запас и сейчас проживает в Белорусии.
Черным днем для подводников, занимающимся эксплуатацией ядерных реакторов, стал день 10 августа 1985 года. Произошедший на подводной лодке «К-431» тепловой взрыв носового ядерного реактора вырвал из реактора его крышку, элементы компенсирующей решетки, защиты реактора, активной зоны, разбросав все это в радиусе до 150 метров от заводской пирсовой зоны. Радиоактивное облако, подхваченное ветром, накрыло часть бухты Чажма и прибрежную полосу, уйдя на северо-запад. Об этом случае написаны горы литературы, в том числе и мемуарной, поэтому не буду утомлять читателя описанием подробностей этой аварии, скажу лишь о том, что через девять месяцев эта авария нашла свое продолжение в Чернобыле.
Пройдут годы, столетия. Любой мало-мальски грамотный человек понимает, что будущее принадлежит океану с его, пока еще неисчерпаемыми и еще не разведанными, экономическими ресурсами. Борьба за их овладение с каждым годом будет все острее и ожесточеннее. Какие подводные корабли придут на смену сегодняшним, мы конечно не можем знать. Думается, что это будут корабли, вооруженные технологиями будущего, способные обнаруживать противника на любых дистанциях, в любой точке мирового океана. Может быть в будущем будет утрачено главное качество подводных лодок – скрытность и вследствие этого противостояние под водой потеряет всякий смысл и подводные лодки исчезнут с лица земли. Все может быть. Одно не произойдет. Не сотрется из памяти человечества след необычных людей, необычной профессии – подводников.
Сегодня в Украине проживает более 30 ветеранов 26 дивизии подводных лодок. Объединенные узами морского братства, они живут воспоминаниями о прошлом и с надеждой смотрят в будущее.
Удобное географическое место базирования, близость судоремонтных заводов, штаба флота, которому дивизия непосредственно подчинялась, явилось следствие того, что наряду с выполнением своих основных задач, штабу дивизии поручается прием от промышленности и подготовка к переходу в места постоянного базирования строящихся подводных лодок. Практически все подводные корабли, сходившие со стапелей завода в Комсомольске-на-Амуре, прошли через дивизию, а немногим позднее вместе с новыми кораблями, не миновали бухту Павловского и подводные лодки, приходившие в ремонт из других соединений. Эту исключительно большую нагрузку с честью нес на своих плечах штаб дивизии во главе с, в то время капитанами 1 ранга, Абрамовым, Удовиченко, Хватовым, Берзиным.
Много сил и энергии политической работе с личным составом дивизии, руководству партийными организациями на подводных лодках, заботой о семьях военнослужащих уделял политотдел дивизии и политработники кораблей. Политический отдел в это десятилетие возглавляли капитан 1 ранга С.П. Варгин, капитан 3 ранга А.М. Славский, капитан 1 ранга А.П. Бычков, капитан 1 ранга В.Г Андрющенко.
Восьмидесятые годы прошлого столетия были расцветом дивизии. Соединение успешно решало задачи боевой и политической подготовки и именно в этот же период на дивизию стали прибывать корабли второго и третьего поколений. Это подводные лодки проектов 671, 671РТМ, 971 «Барс». Наиболее интенсивная работа в этом плане выпала на долю капитана 1 ранга Белоусова Алексей Арсентьевича прибывшего в 1982 году на должность командира дивизии вместо капитана 1 ранга Ю.А. Самойлова. В Алексее Арсентьевиче, как в руководителе, сочетались казалось совершенно противоположные качества. Насколько энергичным в базе, настолько спокойным и рассудительным он был в море.
Период командования 26 дивизией для А.А.Белоусова совпал с решением самых разнообразных задач. Это прием и восстановление боевой готовности пришедших в состав дивизии подводных лодок 45 дивизии (она базировалась на Камчатке), это подготовка подводных лодок к межбазовому переходу и передача их в состав вновь созданной 28 дивизии Сахалинской флотилии. Все это время дивизия отмечалась, как одно из передовых соединений флота. Задачи перед дивизией ставились уже совершенно другие, более сложные и ответственные. Три года подводные лодки, что называется «не вылезали из автономок», по 70-80 суток каждая. Ходили в Тихий и Индийский океаны, искали авианосные ударные группы потенциального противника, отслеживали их находясь в готовности к применению оружия. Заодно тренировались, набирались опыта, изучали тактику ведения противолодочной борьбы вероятного противника. Скажем ставилась подводной лодке задача: всплыть в середине ордера, дать себя обнаружить, затем погрузиться и оторваться от сил слежения. И уходили ведь.
А в 1985 году командирскую эстафету на дивизии принял капитан 1 ранга В.А.Кожевников. Большую роль в обеспечении боевой деятельности дивизии играл в этот период политический отдел, возглавляемый в эти годы капитанами 1 ранга А.М.Плюсниным, затем В.А.Аверкиевым, Р.З.Раяновым. В 1988 году на должность командира дивизии был назначен капитан 1 ранга Германов Н.Н., который в 1993 году был освобожден от занимаемой должности. В 1992 году был уволен в запас с должности начальника военно-политического отдела в связи с сокращением штата, Ваш покорный слуга, Михайлов Виктор Александрович.
Дивизия существовала еще целых восемь лет, но это был период, о котором сейчас даже стыдно вспоминать. Это были годы полного хаоса, неопределенности. Подводные лодки, не успев вступить встрой после ремонта или достройки, выводились из состава флота и либо списывались, либо ставились в отстой. Экипажи расформировывались, офицеры и мичманы не понаслышке знавшие законы подводного братства, их семьи, делившие вместе со своими кормильцами тяготы и лишения воинской службы, вдруг оказались гражданами разных государств и вынуждены бросать нажитое имущество и ехать на историческую родину, практически в неизвестность. В августе 2000 года дивизия была переформирована в бригаду и через некоторое время и та была упразднена.
50 лет исполнилось бы ей в июле 2011 года. За эти годы экипажами подводных лодок дивизии более 320 раз решались задачи боевой службы и боевого дежурства. Славная 26 дивизия воспитала целое поколение моряков-подводников, замечательных людей преданных своей Отчизне, самоотверженно исполнявших свой воинский долг. Более 600 из них были удостоены правительственных наград.
Не могу не остановиться на судьбах еще двух человек, по настоящему являющихся образцом служения Родине. Адмирал Хватов Геннадий Александрович прошел все ступени служебной лестницы от командира группы подводной лодки 26 дивизии, старшего помощника, командира подводной лодки, начальника штаба и командира своей родной 26 дивизии. С 1986 по 1993 года он командовал Краснознаменным Тихоокеанским флотом. На его долю выпали нелегкие испытания подержания сил флота в назначенной степени готовности в условиях начинающегося развала Советского Союза. Как сохранить силы флота, кадры, не поддаться на различного рода провокации в период демократической эйфории, не ввязаться в политическое противостояние, обеспечивая при этом надежную безаварийную эксплуатацию оружия, в том числе и ядерного и их носителей - кораблей флота. Потомки по достоинству оценят заслуги Адмирала Геннадия Александровича Хватова перед Отечеством.
Одним из лучшим, на мой взгляд, моряком дивизии был вице-адмирал Рязанцев Валерий Дмитриевич. Строгий, требовательный В.Д.Рязанцев быстро стал командиром одной из подводных лодок дивизии, а в дальнейшем вырос до заместителя Начальника Главного Штаба ВМФ. Мне довелось видеть Валерия Дмитриевича, что называется в деле, когда он исполнял должность командира 29 дивизии подводных лодок и первого заместителя Командующего 4 флотилией. Прямой, честный, открытый офицер. Пожалуй только он, с его характером, мог решиться написать статью о трагедии на подводной лодке «Курск» с говорящим само за себя названием «В кильватерном строю за смертью».
И еще об одном аспекте истории 26 дивизии.
Освоения и эксплуатация подводных лодок с ядерной энергетической установкой – это работа, связанная с определенными рисками. Порой не удавалось избежать аварий и аварийных происшествий с техникой, случалось и гибли люди. В истории 26 дивизии таких случаев было несколько. Наиболее известные из них были следующие: с13 на 14 июня 1973 года произошла трагедия с гвардейской подводной лодкой «К-56». Возвращаясь из полигона боевой подготовки, она ночью, в тумане, столкнулась с научно-исследовательским судном «Академик Берг». В результате столкновения получила пробоину в районе носовых отсеков, которые заполнились водой. Погибло 28 человек, среди которых были офицеры штаба во главе с заместителем командира 26 дивизии капитаном 1 ранга Лениславом Сучковым. 38 лет минуло со дня той трагедии, но каждый год в поселке Тихоокеанский 13 июня приходят к могиле подводников ветераны дивизии. С каждым годом их число не увеличивается. В 2010 году цветы возложили капитан 1 ранга Гетманов, капитан 2 ранга Ермолин, капитан 1 ранга Губенко, старший мичман Цюпра, мичман Лебедев, вице-адмирал Конев, капитан 1 ранга Губин.
Случившаяся трагедия с подводной лодкой «К-122» 20 августа 1980 года унесла жизни 14 подводников, а многим членам экипажа сломала судьбы. После похорон погибших моряков старший оперуполномоченный особого отдела 26 дивизии капитан-лейтенант Виктор Окольников, бывший в походе, собирался с женой в отпуск. Вечером, буквально перед самым выездом в аэропорт, сердце Виктора Николаевича не выдержало. Это была пятнадцатая утрата. Несколько позже ушел из жизни командир дивизиона живучести капитан 3 ранга Валентин Шницер. Были освобождены от занимаемых должностей начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Заварухин Г.М., командир подводной лодки капитан 2 ранга Геннадий Сизов (он тоже рано ушел из жизни). Корабль принял капитан 2 ранга Геннадий Гарусов, которому пришлось выводить подводную лодку из состава сил постоянной готовности и списывать на слом («К-122» так и не вышла из завода). Великолепный штурман, грамотный подводник Г.Гарусов не стал переходить на действующий корабль, уволился в запас и сейчас проживает в Белорусии.
Черным днем для подводников, занимающимся эксплуатацией ядерных реакторов, стал день 10 августа 1985 года. Произошедший на подводной лодке «К-431» тепловой взрыв носового ядерного реактора вырвал из реактора его крышку, элементы компенсирующей решетки, защиты реактора, активной зоны, разбросав все это в радиусе до 150 метров от заводской пирсовой зоны. Радиоактивное облако, подхваченное ветром, накрыло часть бухты Чажма и прибрежную полосу, уйдя на северо-запад. Об этом случае написаны горы литературы, в том числе и мемуарной, поэтому не буду утомлять читателя описанием подробностей этой аварии, скажу лишь о том, что через девять месяцев эта авария нашла свое продолжение в Чернобыле.
Пройдут годы, столетия. Любой мало-мальски грамотный человек понимает, что будущее принадлежит океану с его, пока еще неисчерпаемыми и еще не разведанными, экономическими ресурсами. Борьба за их овладение с каждым годом будет все острее и ожесточеннее. Какие подводные корабли придут на смену сегодняшним, мы конечно не можем знать. Думается, что это будут корабли, вооруженные технологиями будущего, способные обнаруживать противника на любых дистанциях, в любой точке мирового океана. Может быть в будущем будет утрачено главное качество подводных лодок – скрытность и вследствие этого противостояние под водой потеряет всякий смысл и подводные лодки исчезнут с лица земли. Все может быть. Одно не произойдет. Не сотрется из памяти человечества след необычных людей, необычной профессии – подводников.
Сегодня в Украине проживает более 30 ветеранов 26 дивизии подводных лодок. Объединенные узами морского братства, они живут воспоминаниями о прошлом и с надеждой смотрят в будущее.
Виктор МИХАЙЛОВ,
капитан 1 ранга запаса,
ветеран-подводник,
г.Киев
Немає коментарів:
Дописати коментар