Видяевская панихида
Люди на подводных лодках с базы АПЛ на Баренцевом море гибнут раз в три года
Пострадавшая «Щука» отслужила уже 16 лет.
Фото из каталога «Оружие России»
Военная прокуратура Северного флота начала расследование инцидента на атомной подводной лодке (АПЛ) Б-414 «Святой Даниил Московский». В результате пожара на борту субмарины погибли мичман и матрос-контрактник.
Говоря о причинах инцидента, главком ВМФ адмирал Владимир Масорин заявил: «Нас опять подвела техника». В Свято-Даниловом монастыре Москвы сегодня пройдет панихида по погибшим подводникам. Это уже третье ЧП с подлодками, базирующимися в Видяево, начиная с 2000 года, когда погиб «Курск». В 2003-м в результате инцидента с буксируемой подлодкой также погибли люди.
Пожар на рейде
Пожар на АПЛ Б-414 «Святой Даниил Московский» начался в 20.45 в среду во время планового похода, когда подлодка стояла на рейде севернее полуострова Рыбачий. Как заявил адмирал Масорин, пожар произошел в шестом отсеке в результате короткого замыкания. По словам главкома, тут же было принято решение направить к подлодке аварийно-спасательное судно «Рудницкий» и два спасательных буксира. Еще до прибытия спасателей в 24.00 пожар на лодке был ликвидирован силами экипажа.
Кроме погибших 35-летнего мичмана Шабанова и 28-летнего матроса-контрактника Тюева во время пожара пострадал еще один матрос, который вытаскивал товарищей из отсека. При этом в пресс-службе Северного флота отметили, что матрос использовал индивидуальный дыхательный аппарат, действие которого рассчитано на 10 минут, но этого времени не хватило, и он сделал несколько вдохов без аппарата. Подводник доставлен в госпиталь Североморска, и его жизни ничто не угрожает.
По словам адмирала Масорина, шестой отсек, в котором произошло возгорание, занимает площадь 600 кв. м и в нем много аппаратуры, которая, очевидно, помешала морякам воспользоваться штатным спасательным оборудованием. Главком пояснил, что у каждого матроса есть портативное дыхательное устройство, которое позволяет автономно дышать в течение 10–15 минут, шланговые дыхательные аппараты и противогазы. «Очевидно, они не успели включиться», – сказал главком. В пресс-службе Северного флота также заявили, что мичман и матрос-контрактник в момент эвакуации на подошедшее спасательное судно еще были живы. Однако примененные на месте необходимые реанимационные меры, к сожалению, положительных результатов не дали.
ЧП вне плана
В настоящее время подлодка находится на базе Северного флота Видяево. В связи с инцидентом на АПЛ военная прокуратура Северного флота возбудила уголовное дело по ст. 352 УК РФ (нарушение правил кораблевождения). Как следует из сообщения, размещенного на официальном сайте Генпрокуратуры, «следственная группа, возглавляемая военным прокурором Северного флота генерал-майором юстиции Сергеем Морозовым, находится на базе подводных лодок в поселке Видяево, и по прибытии АПЛ на базу члены следственной группы приступят к осмотру лодки и выполнению других первоначальных следственных действий».
Вчера же главком Владимир Масорин заявил журналистам, что «этой лодке 16 лет и у нее был просрочен срок планового ремонта. Необходимые ремонтные работы проводились, но избежать чрезвычайной ситуации на борту не удалось. Нас опять подвела техника».
В то же время, как пояснили «НГ» в пресс-службе Северного флота, на лодке штатно сработала аварийная защита ядерно-энергетической установки, поэтому никакой угрозы радиационного заражения нет.
Плавучая ГЭС
Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин, в прошлом подводник, сказал корреспонденту «НГ»: «Если бы не гибель людей, то на эту аварийную ситуацию СМИ бы и внимания не обратили. Атомная подводная лодка – чрезвычайно энергонасыщенный объект. Достаточно сказать, что по мощности АПЛ проекта 671 равна Волховской ГЭС. Но электросистемы ГЭС обслуживают 300 инженерно-технических сотрудников, а энергосистему подлодки – не более 15 человек. При этом – исключительно зажатый объем, много недоступных мест, а энергоотсек – трехуровневый, плотно набитый различными агрегатами. На лодке семь отдельных энергосетей с массой распределительных щитов и различного оборудования».
В электросистеме, равной крупному заводу, неизбежно периодически возникают аварийные ситуации. По словам адмирала Балтина, сила тока в сетях – 3000 ампер при напряжении 380 вольт, поэтому в случае короткого замыкания может возникать мощная электрическая дуга. В результате возможно возгорание краски, изолирующих материалов. Как правило, сразу же срабатывает штатная система защиты, выключающая подачу тока в сеть. Но даже за короткое время горения резко падает содержание кислорода в замкнутом пространстве отсека, может появиться угарный газ. Человек может просто не успеть воспользоваться штатными средствами спасения. Видимо, так и случилось в ночь на 7 сентября. «Гибель людей, – заявил Балтин, – в любом случае связана с уровнем отработки экипажем мер безопасности».
Почетное наименование «Святой Даниил Московский» присвоено АПЛ К-414 приказом Главкома ВМФ 18 сентября 1996 года. Русская Православная церковь уже выразила соболезнования родственникам и близким погибших моряков. «Мы соболезнуем родственникам, экипажу лодки «Святой Даниил Московский» и, конечно, будем совершать панихиды по морякам», – заявил вчера Интерфаксу наместник Свято-Данилова монастыря Москвы архимандрит Алексий.
Известно также, что лодка является подшефной правительству Москвы и закреплена за префектурой ЮАО. В самой префектуре вчера не смогли ответить на вопрос, как шефы отреагируют на случившееся. Между тем, как сообщает ИТАР-ТАСС, правительство Москвы заявило о готовности оказать помощь семьям погибших и пострадавшим при пожаре на АПЛ. Как заявили в столичной мэрии, «в настоящее время вопрос решается на уровне первых лиц городской администрации, ими же будут озвучены и какие-то конкретные меры помощи».
Подводная лодка АПЛ Б-414
Заложена 1 декабря 1988 года в Ленинграде. Спущена на воду 31 августа 1990 года. 31 декабря 1990 года на корабле поднят военно-морской флаг. Подлодка относится к проекту 671 РТМК «Щука» (по классификации НАТО Victor-3). Водоизмещение корабля – 6990 т. На борту находятся два реактора ВМ-4П (по 75 МВт), скорость до 30 узлов в подводном положении, максимальная глубина погружения – 600 м, автономность – 80 суток, экипаж – 96 человек. Вооружение – крылатые ракеты «Гранат» и торпеды.
Крупные катастрофы на подводных лодках в результате пожаров
Когда случилось ЧП Лодка Место ЧП Характер ЧП Последствия ЧП
14 января 1962 года. Дизельная подлодка Б-37 Северный флот, поселок Полярный. Пожар начался в базе, локализовать его не удалось. Взорвалось 12 торпед, лодка мгновенно затонула. Погиб весь экипаж и все моряки, которые были в этот момент на пирсе, – всего 122 человека.
8 апреля 1970 года. Атомная подлодка К-8 Бискайский залив, вблизи берегов Испании и Франции. Пожар вспыхнул на глубине 140 метров. Лодка всплыла. Из 125 человек команды погибло 52. Лодка затонула. Первая потеря среди подводных атомоходов.
24 февраля 1972 года. Атомная подлодка К-19. Норвежское море. Разрыв трубки контура ядерного реактора, угроза его взрыва . Пожар был локализован, лодка всплыла и оставалась на плаву, ее отбуксировали в порт, погибло 28 членов экипажа.
1980 (точная дата неизвестна). Атомная подлодка К-66. Информации нет. Подробностей нет. Из-за сильного радиоактивного заражения лодка была списана. Сведения о погибших не обнародованы до сих пор.
21 августа 1981 года. Атомная подлодка К-122. Информации нет. Возгорание вблизи ядерного реактора. Пожар привел к радиоактивному заражению лодки. Лодка вернулась на базу, но была списана. 14 моряков умерли от лучевой болезни.
10 августа 1985 года. Атомная подлодка К-431. Тихоокеанский флот, поселок Дунай Приморского края. Взрыв избыточной тепловой энергии в обшивке реактора. Лодка погибла. Радиоактивному заражению подверглась соседняя лодка К-42, которая была списана и залита бетоном. Число жертв неизвестно.
3-6 октября 1986 года. Атомная подлодка К-219. 1000 км северо-восточнее Бермудских островов. Пожар в 4-м отсеке в результате короткого замыкания. Лодка утонула во время буксировки. Погибло 4 человека.
7 апреля 1989 года. Атомная подлодка К-278“Комсомолец”. Норвежское море. Пожар начался под водой. Лодка затонула, погибло 42 человека, большинство в результате переохлаждения
12 августа 2000 года. Новейший атомоход К-141 “Курск”. Баренцево море. Пожар в результате взрыва торпед в первом отсеке. Лодка затонула. Погибло 118 моряков.
материалы:
Оригинал: http://www.ng.ru/events/2006-09-08/8_panihida.html
Немає коментарів:
Дописати коментар