Совершенно секретно: операция «Дженифер»
35 лет назад между СССР и США возник острейший конфликт в связи с попыткой похищения ЦРУ советской подводной лодки
20 марта 1975 года на стол начальника разведки Военно-морского флота СССР легла справка-обзор американской прессы, из которой следовало, что Центральному разведуправлению (ЦРУ) США с помощью построенного по его заказу специального судна удалось поднять со дна Тихого океана часть советской подводной лодки, затонувшей семью годами ранее. В тот же день эта информация была доложена министру обороны маршалу Советского Союза Гречко. Чтобы воспрепятствовать дальнейшим попыткам подъема подлодки, а также получить от американской стороны полную информацию относительно причин гибели ПЛ 574, министр обороны СССР обратился с запиской в ЦК КПСС. В ней он предлагал дать указание советскому послу в США выразить возмущение деятельностью ЦРУ и потребовать прекращении операции. Рассмотрев эту записку, ЦК КПСС постановил: «Одобрить предложения Министерства обороны СССР. Утвердить указания совпослу в Вашингтоне по этому вопросу».
Разразился острейший политический скандал, который бушевал до конца 1975 года. В конце концов, американская сторона вынуждена была признать факт проведения ЦРУ совершенно секретной операции «Дженифер», в результате которой удалось поднять со дна океана не только часть подводной лодки, но и хорошо сохранившиеся тела шести советских моряков. Под давлением СССР операция была прекращена. Острота конфликта спала, но он до сих пор не нашёл полного разрешения.
Трагедия в Тихом океане
15 февраля 1968 года от пирса дальневосточного военного порта отошла подводная лодка 574 и взяла курс в океан. Для экипажа это был внеплановый поход. С 1 октября по 30 ноября 1967 года ПЛ 574 несла боевую службу в северо-восточной части Тихого океана. По возвращении моряки произвели навигационный ремонт. Затем половина офицеров ушла в отпуск. Личный состав в две смены отдыхал в санатории. Далее экипажу предстояла обычная учеба и уход за кораблем. Но тут случилось непредвиденное. Вышестоящий штаб проверил одну из готовящихся к боевой службе подводных лодок и отстранил ее от похода, выставив «неуд». Проверили вторую лодку — тот же результат. Тогда встал вопрос о ПЛ 574. Она оказалась боеготовой. Командование решило отправить ее на внеплановую боевую службу.
В связи с отпусками офицеры прибыли на подводную лодку кто за 15, а кто и за 5 суток до выхода в океан, что не могло не повлиять на подготовку к плаванию. Кстати, экипаж так и не смогли собрать полностью. Лодка вышла, имея на борту 14 офицеров и 83 матроса и старшины, из которых только 58 человек было штатных, 15 — назначенных вместо находящихся в отпуске, 10 — направленных для стажировки.
Принимая решение, командование надеялось на профессионализм основного ядра экипажа, в первую очередь — на командный состав. И это действительно были асы-подводники.
Командир капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь ПЛ 574 командовал около четырех лет. До этого два года возглавлял экипаж «малютки», четыре с половиной года водил в глубинах «эску». Накануне похода за образцовую службу был награжден орденом Красной Звезды. Старший помощник командира капитан 2 ранга Александр Михайлович Журавин на ПЛ 574 служил хотя и недавно, с сентября 1967 года, но до этого три года успешно справлялся с аналогичной должностью на такой же подводной лодке. Не менее опытными были и командиры боевых частей, начальники служб. Видимо, поэтому, несмотря на скомканную подготовку и не имея иных вариантов из-за малого числа боеготовых подводных лодок, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Амелькои начальник штаба ТОФ вице-адмирал Г.Бондаренко 15 февраля 1968 года подписали этому экипажу боевое распоряжение. В нем отмечалось, что авианосные силы 7-го флота США ведут боевые действия против Демократической Республики Вьетнам. Подводные лодки ТОФ несут боевое патрулирование в океане. ПЛ 574 ставилась задача вести скрытное патрулирование в готовности к действиям по сигналу Главного штаба в порядке, изложенном в специальном пакете… Лодке были назначены район боевого патрулирования и время… Возвращение в базу планировалось 5 мая 1968 года в 12.00.
Контр-адмирал Виктор Дыгало, командовавший в 1968 году соединением, в состав которого входила ПЛ 574, рассказывал мне впоследствии:
- В соответствии с боевым распоряжением Кобзарь регулярно доносил в штаб о ходе плавания. Но 12 марта мы все были встревожены — лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало оснований предположить трагический исход плавания — мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь. Боевым распоряжением на поход 22 марта предусматривалось донесение с ПЛ 574 о занятии района боевой службы. Все мы с нетерпением ждали его. Но донесения так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги. Тем более что, по данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосука прибыла американская подводная лодка «Сордфиш», имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в Йокосуку принимались необычные меры скрытности, к ремонту привлекался только американский персонал. Так что логично возникала мыль о столкновении под водой. Встал вопрос о срочной крупномасштабной поисково-спасательной операции.
Поиск субмарины
В предполагаемую точку гибели ПЛ вышла целая эскадра поисково-спасательных сил флота. Корабли и суда денно и нощно утюжили океан, шаря в глубинах посылками гидроакустических станций и эхолотов, осматривая поверхность моря. Самолеты дальней разведки патрулировали по маршруту подводной лодки, километр за километром запечатлевая океан фотообъективами, вслушиваясь в сигналы гидроакустических буев. Вначале надеялись найти аварийную лодку в надводном положении, потом — хотя бы следы катастрофы. Ежесуточно в главный штаб ВМФ шли шифрограммы о ходе поиска. Но их содержание никого не радовало.
Участник поиска ПЛ 574 контр-адмирал в отставке Юрий Сенатскийрассказал мне следующее:
- Вначале общая площадь поиска была 854 000 квадратных миль, впоследствии она расширилась более чем до миллиона квадратных миль. В поиске участвовали 2 эсминца, 3 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 подводные лодки, 2 плавбазы, 10 вспомогательных судов… Всего 36 вымпелов. Было совершено 286 самолето-вылетов. Но, к сожалению, подводную лодку найти не сумели.
Американцы оказались более удачливыми, а, скорее всего, командир «Сордфиша» дал точные координаты места столкновения с советской ПЛ. И найти ее было делом времени.
После того как поисковые действия нашего ВМФ пошли на убыль, а затем и вовсе прекратились, в предполагаемый район гибели подлодки вышло поисковое судно ВМС США «Мизар», в свое время отыскавшее места катастроф американских атомоходов «Трешер» и «Скорпион». В течение двух месяцев «Мизар» терпеливо вел поиски и наконец засек нашу лодку на дне. На длинных прочных тросах опустили в пучину прожекторы и специальные фотокамеры. Тщательно сфотографировали лежавшую на грунте субмарину.
В дело вступает ЦРУ
Проблема — как поднять на поверхность советскую лодку — обсуждалась на уровне высшего руководства ВМС США. Она, к великой досаде американцев, не сводилась к чисто техническим аспектам. Как отреагируют на это русские? Что ни говори, а акция явно пиратская: без ведома страны, потерявшей корабль, более того — втайне от нее. Ладно бы — гражданское судно. Практика на сей счет обычная: подняли, оповестили страну-хозяина, получили приз. Но здесь ведь речь о подлодке. Ситуация беспрецедентная.
Впрочем, подсказывали военным юристы, даже если информация о подъеме просочится к русским, они вряд ли станут поднимать шум. Факт гибели корабля они замолчали, мер к подъему больше не принимают. Есть основания рискнуть. Ведь заполучив обломки лодки, ракеты с ядерными боеголовками, другие образцы вооружения, оборудования советской подлодки, имеющиеся на ней шифры и коды, американские ВМС стали бы обладателями ценнейших разведданных о советских подводниках, о технике и технологии русских.
Придя к такому выводу, руководство ВМС США обратилось за помощью в ЦРУ. Операция — крайне сложная и секретная. Здесь, решили в ВМС, нужен опыт спецслужб, чтобы провернуть ее в полной тайне, организовать так, чтобы ни Советы, ни вездесущие американские газетчики ничего не пронюхали. Иначе — планы рухнут, даже не начав осуществляться.
Один из заместителей директора ЦРУ Р.Хелмса так вспоминал об этом деле:
«Когда я представил директору ЦРУ свои предложения о подъеме русской лодки, Хелмс чуть не выбросил меня из окна. Вы спятили, сказал он…
Однако позже, тщательно обдумав это предложение, он сам вернулся к нему. Но заявил, что идею нужно обсудить с президентом. Только в случае его поддержки можно приступать к реализации». Как отмечал в 1975 году журнал «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», президент. Никсон не устоял перед обаянием Хелмса и авторитетом возглавляемого им учреждения — дал «добро» на операцию.
Тайная миссия «Гломар эксплорер»
В качестве прикрытия ЦРУ решило использовать одного из весьма эксцентричных американских миллиардеров — Говарда Хьюза, владельца сети авиалиний, отелей, электронных компаний. Было очень кстати, что Хьюз не так давно проявил интерес к добыче полезных ископаемых со дна океана: в связи с этим начало строительства им специального судна для подводных изысканий и работ вряд ли вызвало бы нежелательный резонанс.
Хьюз с энтузиазмом взялся за осуществление проекта.
В течение двух лет, пока шло строительство и испытания «Гломар эксплорер», ЦРУ, используя многочисленные каналы, активно распространяло сведении, что судно предназначено для поиска и добычи полезных ископаемых с морского дна. В 1972 году «Гломар эксплорер» был спущен на воду и ушел в свое первое плавание. Чтобы еще надежнее замаскировать истинное предназначение судна, отвлечь внимание газетчиков и общественности, склонных подвергать сомнению официальную версию, было решено, что «Гломар эксплорер» примет участие в экспедиции по поиску полезных ископаемых в океане. Судно действительно зарекомендовало себя незаменимым при решении подобных задач. Но ему была уготована иная роль.
20 июня 1974 года «Гломар эксплорер» с баржей на буксире вновь вышел в море для осуществления основной фазы операции, получившей название «проект «Дженифер». К середине июля судно было в точке гибели подводной лодки. И подъем начался. С помощью гигантского захватывающего устройства подводную лодку подтянули к притопленной барже.
Но корпус ПЛ, испытавший на себе разрушительное воздействие воды, не выдержал. Обломившись, его часть вновь устремилась ко дну. Но захват по-прежнему цепко удерживал оставшееся. К великой досаде американцев, обломилась кормовая часть лодки вместе с рубкой. А ведь именно там — ракетные шахты с ядерными боезарядами, шифровальное помещение. Поднятую часть подлодки разместили на барже, которая затем всплыла. В отсеке были обнаружены тела шести моряков. Их тут же захоронили в океане с соответствующими почестями и под Гимн СССР.
Вдохновленный первым успехом, вновь назначенный директор ЦРУ Колби попросил у президента США разрешения на продолжение операции. И, несомненно получил бы его.
Но, как это нередко бывает, в дело вмешался случай.
Каким образом вышли вездесущие американские журналисты на информацию об операции «Дженифер», история умалчивает. Но в один прекрасный день 1975 года Говард Хьюз обнаружил, что из его личного сейфа пропали документы, связанные с этим проектом. А вскоре газеты вышли с сенсационными заголовками. Тайное стало явным. И операцию после вмешательства СССР пришлось прекратить.
О чем молчат американцы?
В 1975 году тогдашний госсекретарь США Киссинджер сообщил нашему послу имена некоторых погибших моряков: Виктор Лохов, Владимир Костышко, Валерий Носачев.
Между тем советское правительство было заинтересовано в получении официальных документов, подтверждающих проведение ЦРУ США подъема лодки, захоронения тел погибших моряков. Указанные документы нужны не для каких-то апелляций к международному праву, а для того, чтобы обнародовать сведения о том, как погибла ПЛ 574, какие координаты считать могилой экипажа. Элементарные правила приличия требуют и возврата законному владельцу поднятых останков ПЛ. Именно поэтому соответствующие службы нашей страны до сих пор не прекращают попыток получить от должностных лиц США необходимые материалы. Однако официальные ответы достаточно уклончивы и общи. Вот одна из телеграмм нашего посла в США:
«Заместитель госсекретаря США передал в беседе со мной ответ американской стороны на наше обращение в связи с советской подводной лодкой, затонувшей в 1968 году.
Мы понимаем, сказал он, что речь идет о весьма деликатном деле. Обратившись к истории этого вопроса, мы установили, что в свое время в этой связи правительством США была передана советской стороне определенная информация в апреле 1975 года через посла А.Добрынина. Советскому правительству в конфиденциальном порядке сообщались некоторые детали того, что явилось предметом Вашего недавнего обращения по этому вопросу. Мы исходим из того, что переданная в то время советской стороне информация в своей совокупности адекватным образом дает ответ на поставленные Вами вопросы. Во всяком случае, гуманитарный аспект Вашего обращения тот ответ покрывает».
Как видно, в США и сегодня, когда наши державы громко заявляют о взаимном отказе от политики противостояния и конфронтации, предпочитает полунамеки и недомолвки. Это тем более странно, что по прошествии стольких лет вопрос о ПЛ 574 все меньше и меньше становится проблемой военной и политической, а все больше превращается в проблему нравственную. Ведь речь идет о том, чтобы родные и близкие погибших наконец-то узнали полную правду о трагедии ПЛ 574.
Из досье «СП»:
ПЛ 574 построена на заводе имени Ленинского комсомола Министерства судостроительной промышленности и принята в состав ВМФ в феврале 1960 года. Тактико-технические данные: водоизмещение: надводное — 2900 тонн, подводное — 3600 тонн. Длина — 99 метров, ширина — 8,2 метра, осадка — 8,1 метра. Скорость под водой — 12 узлов. Дальность плавания — 4250 миль, предельная глубина погружения — 300 метров. Автономность — 30 суток.
Вооружение: 3 ракеты с ядерными боеголовками, 6 торпед (из них 2 — со спецбоеприпасом).
Разразился острейший политический скандал, который бушевал до конца 1975 года. В конце концов, американская сторона вынуждена была признать факт проведения ЦРУ совершенно секретной операции «Дженифер», в результате которой удалось поднять со дна океана не только часть подводной лодки, но и хорошо сохранившиеся тела шести советских моряков. Под давлением СССР операция была прекращена. Острота конфликта спала, но он до сих пор не нашёл полного разрешения.
Трагедия в Тихом океане
15 февраля 1968 года от пирса дальневосточного военного порта отошла подводная лодка 574 и взяла курс в океан. Для экипажа это был внеплановый поход. С 1 октября по 30 ноября 1967 года ПЛ 574 несла боевую службу в северо-восточной части Тихого океана. По возвращении моряки произвели навигационный ремонт. Затем половина офицеров ушла в отпуск. Личный состав в две смены отдыхал в санатории. Далее экипажу предстояла обычная учеба и уход за кораблем. Но тут случилось непредвиденное. Вышестоящий штаб проверил одну из готовящихся к боевой службе подводных лодок и отстранил ее от похода, выставив «неуд». Проверили вторую лодку — тот же результат. Тогда встал вопрос о ПЛ 574. Она оказалась боеготовой. Командование решило отправить ее на внеплановую боевую службу.
В связи с отпусками офицеры прибыли на подводную лодку кто за 15, а кто и за 5 суток до выхода в океан, что не могло не повлиять на подготовку к плаванию. Кстати, экипаж так и не смогли собрать полностью. Лодка вышла, имея на борту 14 офицеров и 83 матроса и старшины, из которых только 58 человек было штатных, 15 — назначенных вместо находящихся в отпуске, 10 — направленных для стажировки.
Принимая решение, командование надеялось на профессионализм основного ядра экипажа, в первую очередь — на командный состав. И это действительно были асы-подводники.
Командир капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь ПЛ 574 командовал около четырех лет. До этого два года возглавлял экипаж «малютки», четыре с половиной года водил в глубинах «эску». Накануне похода за образцовую службу был награжден орденом Красной Звезды. Старший помощник командира капитан 2 ранга Александр Михайлович Журавин на ПЛ 574 служил хотя и недавно, с сентября 1967 года, но до этого три года успешно справлялся с аналогичной должностью на такой же подводной лодке. Не менее опытными были и командиры боевых частей, начальники служб. Видимо, поэтому, несмотря на скомканную подготовку и не имея иных вариантов из-за малого числа боеготовых подводных лодок, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Амелькои начальник штаба ТОФ вице-адмирал Г.Бондаренко 15 февраля 1968 года подписали этому экипажу боевое распоряжение. В нем отмечалось, что авианосные силы 7-го флота США ведут боевые действия против Демократической Республики Вьетнам. Подводные лодки ТОФ несут боевое патрулирование в океане. ПЛ 574 ставилась задача вести скрытное патрулирование в готовности к действиям по сигналу Главного штаба в порядке, изложенном в специальном пакете… Лодке были назначены район боевого патрулирования и время… Возвращение в базу планировалось 5 мая 1968 года в 12.00.
Контр-адмирал Виктор Дыгало, командовавший в 1968 году соединением, в состав которого входила ПЛ 574, рассказывал мне впоследствии:
- В соответствии с боевым распоряжением Кобзарь регулярно доносил в штаб о ходе плавания. Но 12 марта мы все были встревожены — лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало оснований предположить трагический исход плавания — мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь. Боевым распоряжением на поход 22 марта предусматривалось донесение с ПЛ 574 о занятии района боевой службы. Все мы с нетерпением ждали его. Но донесения так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги. Тем более что, по данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосука прибыла американская подводная лодка «Сордфиш», имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в Йокосуку принимались необычные меры скрытности, к ремонту привлекался только американский персонал. Так что логично возникала мыль о столкновении под водой. Встал вопрос о срочной крупномасштабной поисково-спасательной операции.
Поиск субмарины
В предполагаемую точку гибели ПЛ вышла целая эскадра поисково-спасательных сил флота. Корабли и суда денно и нощно утюжили океан, шаря в глубинах посылками гидроакустических станций и эхолотов, осматривая поверхность моря. Самолеты дальней разведки патрулировали по маршруту подводной лодки, километр за километром запечатлевая океан фотообъективами, вслушиваясь в сигналы гидроакустических буев. Вначале надеялись найти аварийную лодку в надводном положении, потом — хотя бы следы катастрофы. Ежесуточно в главный штаб ВМФ шли шифрограммы о ходе поиска. Но их содержание никого не радовало.
Участник поиска ПЛ 574 контр-адмирал в отставке Юрий Сенатскийрассказал мне следующее:
- Вначале общая площадь поиска была 854 000 квадратных миль, впоследствии она расширилась более чем до миллиона квадратных миль. В поиске участвовали 2 эсминца, 3 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 подводные лодки, 2 плавбазы, 10 вспомогательных судов… Всего 36 вымпелов. Было совершено 286 самолето-вылетов. Но, к сожалению, подводную лодку найти не сумели.
Американцы оказались более удачливыми, а, скорее всего, командир «Сордфиша» дал точные координаты места столкновения с советской ПЛ. И найти ее было делом времени.
После того как поисковые действия нашего ВМФ пошли на убыль, а затем и вовсе прекратились, в предполагаемый район гибели подлодки вышло поисковое судно ВМС США «Мизар», в свое время отыскавшее места катастроф американских атомоходов «Трешер» и «Скорпион». В течение двух месяцев «Мизар» терпеливо вел поиски и наконец засек нашу лодку на дне. На длинных прочных тросах опустили в пучину прожекторы и специальные фотокамеры. Тщательно сфотографировали лежавшую на грунте субмарину.
В дело вступает ЦРУ
Проблема — как поднять на поверхность советскую лодку — обсуждалась на уровне высшего руководства ВМС США. Она, к великой досаде американцев, не сводилась к чисто техническим аспектам. Как отреагируют на это русские? Что ни говори, а акция явно пиратская: без ведома страны, потерявшей корабль, более того — втайне от нее. Ладно бы — гражданское судно. Практика на сей счет обычная: подняли, оповестили страну-хозяина, получили приз. Но здесь ведь речь о подлодке. Ситуация беспрецедентная.
Впрочем, подсказывали военным юристы, даже если информация о подъеме просочится к русским, они вряд ли станут поднимать шум. Факт гибели корабля они замолчали, мер к подъему больше не принимают. Есть основания рискнуть. Ведь заполучив обломки лодки, ракеты с ядерными боеголовками, другие образцы вооружения, оборудования советской подлодки, имеющиеся на ней шифры и коды, американские ВМС стали бы обладателями ценнейших разведданных о советских подводниках, о технике и технологии русских.
Придя к такому выводу, руководство ВМС США обратилось за помощью в ЦРУ. Операция — крайне сложная и секретная. Здесь, решили в ВМС, нужен опыт спецслужб, чтобы провернуть ее в полной тайне, организовать так, чтобы ни Советы, ни вездесущие американские газетчики ничего не пронюхали. Иначе — планы рухнут, даже не начав осуществляться.
Один из заместителей директора ЦРУ Р.Хелмса так вспоминал об этом деле:
«Когда я представил директору ЦРУ свои предложения о подъеме русской лодки, Хелмс чуть не выбросил меня из окна. Вы спятили, сказал он…
Однако позже, тщательно обдумав это предложение, он сам вернулся к нему. Но заявил, что идею нужно обсудить с президентом. Только в случае его поддержки можно приступать к реализации». Как отмечал в 1975 году журнал «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», президент. Никсон не устоял перед обаянием Хелмса и авторитетом возглавляемого им учреждения — дал «добро» на операцию.
Тайная миссия «Гломар эксплорер»
В качестве прикрытия ЦРУ решило использовать одного из весьма эксцентричных американских миллиардеров — Говарда Хьюза, владельца сети авиалиний, отелей, электронных компаний. Было очень кстати, что Хьюз не так давно проявил интерес к добыче полезных ископаемых со дна океана: в связи с этим начало строительства им специального судна для подводных изысканий и работ вряд ли вызвало бы нежелательный резонанс.
Хьюз с энтузиазмом взялся за осуществление проекта.
В течение двух лет, пока шло строительство и испытания «Гломар эксплорер», ЦРУ, используя многочисленные каналы, активно распространяло сведении, что судно предназначено для поиска и добычи полезных ископаемых с морского дна. В 1972 году «Гломар эксплорер» был спущен на воду и ушел в свое первое плавание. Чтобы еще надежнее замаскировать истинное предназначение судна, отвлечь внимание газетчиков и общественности, склонных подвергать сомнению официальную версию, было решено, что «Гломар эксплорер» примет участие в экспедиции по поиску полезных ископаемых в океане. Судно действительно зарекомендовало себя незаменимым при решении подобных задач. Но ему была уготована иная роль.
20 июня 1974 года «Гломар эксплорер» с баржей на буксире вновь вышел в море для осуществления основной фазы операции, получившей название «проект «Дженифер». К середине июля судно было в точке гибели подводной лодки. И подъем начался. С помощью гигантского захватывающего устройства подводную лодку подтянули к притопленной барже.
Но корпус ПЛ, испытавший на себе разрушительное воздействие воды, не выдержал. Обломившись, его часть вновь устремилась ко дну. Но захват по-прежнему цепко удерживал оставшееся. К великой досаде американцев, обломилась кормовая часть лодки вместе с рубкой. А ведь именно там — ракетные шахты с ядерными боезарядами, шифровальное помещение. Поднятую часть подлодки разместили на барже, которая затем всплыла. В отсеке были обнаружены тела шести моряков. Их тут же захоронили в океане с соответствующими почестями и под Гимн СССР.
Вдохновленный первым успехом, вновь назначенный директор ЦРУ Колби попросил у президента США разрешения на продолжение операции. И, несомненно получил бы его.
Но, как это нередко бывает, в дело вмешался случай.
Каким образом вышли вездесущие американские журналисты на информацию об операции «Дженифер», история умалчивает. Но в один прекрасный день 1975 года Говард Хьюз обнаружил, что из его личного сейфа пропали документы, связанные с этим проектом. А вскоре газеты вышли с сенсационными заголовками. Тайное стало явным. И операцию после вмешательства СССР пришлось прекратить.
О чем молчат американцы?
В 1975 году тогдашний госсекретарь США Киссинджер сообщил нашему послу имена некоторых погибших моряков: Виктор Лохов, Владимир Костышко, Валерий Носачев.
Между тем советское правительство было заинтересовано в получении официальных документов, подтверждающих проведение ЦРУ США подъема лодки, захоронения тел погибших моряков. Указанные документы нужны не для каких-то апелляций к международному праву, а для того, чтобы обнародовать сведения о том, как погибла ПЛ 574, какие координаты считать могилой экипажа. Элементарные правила приличия требуют и возврата законному владельцу поднятых останков ПЛ. Именно поэтому соответствующие службы нашей страны до сих пор не прекращают попыток получить от должностных лиц США необходимые материалы. Однако официальные ответы достаточно уклончивы и общи. Вот одна из телеграмм нашего посла в США:
«Заместитель госсекретаря США передал в беседе со мной ответ американской стороны на наше обращение в связи с советской подводной лодкой, затонувшей в 1968 году.
Мы понимаем, сказал он, что речь идет о весьма деликатном деле. Обратившись к истории этого вопроса, мы установили, что в свое время в этой связи правительством США была передана советской стороне определенная информация в апреле 1975 года через посла А.Добрынина. Советскому правительству в конфиденциальном порядке сообщались некоторые детали того, что явилось предметом Вашего недавнего обращения по этому вопросу. Мы исходим из того, что переданная в то время советской стороне информация в своей совокупности адекватным образом дает ответ на поставленные Вами вопросы. Во всяком случае, гуманитарный аспект Вашего обращения тот ответ покрывает».
Как видно, в США и сегодня, когда наши державы громко заявляют о взаимном отказе от политики противостояния и конфронтации, предпочитает полунамеки и недомолвки. Это тем более странно, что по прошествии стольких лет вопрос о ПЛ 574 все меньше и меньше становится проблемой военной и политической, а все больше превращается в проблему нравственную. Ведь речь идет о том, чтобы родные и близкие погибших наконец-то узнали полную правду о трагедии ПЛ 574.
Из досье «СП»:
ПЛ 574 построена на заводе имени Ленинского комсомола Министерства судостроительной промышленности и принята в состав ВМФ в феврале 1960 года. Тактико-технические данные: водоизмещение: надводное — 2900 тонн, подводное — 3600 тонн. Длина — 99 метров, ширина — 8,2 метра, осадка — 8,1 метра. Скорость под водой — 12 узлов. Дальность плавания — 4250 миль, предельная глубина погружения — 300 метров. Автономность — 30 суток.
Вооружение: 3 ракеты с ядерными боеголовками, 6 торпед (из них 2 — со спецбоеприпасом).
Немає коментарів:
Дописати коментар