Как сообщила пресс-служба петербургского комитета по социальной политике, на Красненьком кладбище Петербурга у могил погибших офицеров Бориса Корчилова и Юрия Постьева была отслужена панихида по всем погибшим морякам подлодки, передает "Интерфакс".
В 1961 году, благодаря мужеству восьми членов экипажа, была предотвращена ядерная катастрофа. Командир БЧ-5 Анатолий Козырев, командиры 1-го и 3-го дивизионов Юрий Постьев и Михаил Красичков разработали и реализовали схему монтажа проливки реактора для охлаждения активной зоны. Первым в аварийный отсек спустился лейтенант Борис Корчилов, отмечается в сообщении городских властей.
- Американский режиссер отказалась снимать кино на настоящей подлодке: там было слишком чисто для Советского Союза
4 июля 1961 года во время следования подводной лодки в Северную Атлантику для производства учебных стрельб произошла авария. В 04:15 сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной аварии послужило резкое падение давления воды и уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Как выяснилось впоследствии, течь на неотключаемом участке возникла через трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя. Температура в активной зоне повысилась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов.
Авария атомного реактора могла привести и к взрыву лодки, а впоследствии - к глобальной экологической катастрофе - радиоактивному отравлению вод Мирового океана. Командиром лодки было принято решение из подручных материалов смонтировать трубопровод, дублирующий поврежденный участок системы охлаждения. В течение двух часов подводники, находясь в зоне воздействия радиации, смонтировали систему охлаждения и спасли подлодку. В будущем такие дублирующие контуры появились на всех АПЛ.
В ходе ликвидации аварии 42 члена экипажа получили большие дозы облучения, в результате распространения активных газов и аэрозолей осложнилась радиационная обстановка в обитаемых отсеках лодки.
Через четыре с половиной часа после возникновения аварии у облучившихся моряков начали появляться признаки лучевой болезни - у 15 человек тяжелой, 11 - средней и 16 - легкой степени. Ситуация осложнилась тем, что оказалась поврежденной антенна главного передатчика и командир подлодки не мог сообщить об аварии в базу. С помощью аварийного передатчика удалось связаться с двумя средними дизельными подводными лодками, участвовавшими в учениях. Они сообщили командованию об аварии на АПЛ.
К терпящей бедствие подлодке направились корабли с медиками и спасателями. К вечеру 4 июля с подлодки были эвакуированы 65 моряков, а еще через день подлодку оставили все члены экипажа - находиться в ней было опасно для жизни из-за радиации. Перед этим механизмы К-19 были приведены в нерабочее состояние.
Еще через несколько дней, когда к месту аварии подошли надводные корабли с медицинскими группами, К-19 взяли на буксир и перевели на базу. Все эти дни две дизельные подлодки, на которые были эвакуированы члены экипажа АПЛ, держали К-19 под прицелом торпедных аппаратов - если бы на нее попытались проникнуть иностранные военные, то ее бы потопили.
Через 87 часов после аварии весь экипаж К-19 был госпитализирован. Восемь человек, получивших максимальные дозы радиации, скончались в течение недели. Двоих похоронили в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), а шестерых - в Москве на Кузьминском кладбище. Остальные долгое время проходили курс лечения.
После многочисленных несчастий подлодку прозвали "Хиросима"
К-19 - атомная подводная лодка проекта 658 с баллистическими ядерными ракетами, первый советский атомный ракетоносец. Она была заложена в 1958 году, а в 1959 спущена на воду. Корабль известен большим количеством аварий и нештатных ситуаций, из-за которых ее прозвали "Хиросимой". Так, еще до спуска подлодки на воду при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибли, а после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр.
В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен намерть крышкой шахты. 12 апреля 1961 года подводная лодка чудом избежала столкновения с первой американской атомной подводной лодкой, при этом из-за резкого маневра снижения глубины врезалась в дно.
В июне-июле 1961 года в Атлантическом океане проходили боевые учения под кодовым названием "Полярный круг". Военно-морской флот СССР отрабатывал взаимодействие надводных и подводных кораблей. В учениях принимала участие и лодка К-19, командиром которой был капитан 1-го ранга Николай Затеев, напоминает РИА "Новости".
15 ноября 1969 года подводная лодка столкнулась в подводном положении с субмариной ВМС США USS Gato, а 24 февраля 1972 года в результате пожара в 8-м и 9-м отсеках погибли 28 человек на лодке и два спасателя. Девять матросов пробыли в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух. Все они остались живы.
15 августа 1982 года при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. В результате ЧП были обожжены несколько человек, один из них скончался в госпитале.
Подлодка была выведена из состава флота в 1990 году и утилизирована. Реакторный отсек поставлен на отстой в Сайда Губе, а рубка установлена как памятник перед Судоремонтном заводе "Нерпа".
Американский режиссер отказалась снимать кино на настоящей подлодке: там было слишком чисто для Советского Союза
События 4 июля 1961 года легли в основу фильма К-19: The Widowmaker , в русском прокате шедшего под названием "К-19". Главные роли в картине исполнили Лиам Ниссон и Харрисон Форд. Фильм получил неоднозначную оценку критиков.
Об аварии 50 лет спустя рассказал информационному каналу "Вести" Виктор Стрелец, проходивший там срочную службу в должности электрика носовых отсеков.
Он пояснил, что в то время в проекте подводной лодки еще не было предусмотрена контура охлаждения реактора. Поэтому, когда реактор стал перегреваться, контур охлаждения пришлось налаживать самостоятельно: если бы подводная лодка взорвалась, ее взрыв могли бы воспринять как срабатывания атомной бомбы и признак начала мировой войны.
Ветеран участвовал в съемках американского фильма, и при обсуждении первого варианта сценария сказал режиссеру Кэтрин Бигелоу: "Мы сказали: мы посмотрели ваш сценарий, никакого сравнения. Более того, мы спросили: у вас в Америке берут таких дебилов в подводники? Нет! А почему вы считаете, что в Советском Союзе такие были? И Хариссон Форд сказал: если не измените, я сниматься не буду! Сделайте так, как они просят! Я верю им".
Однако Кэтрин Бигелоу все же отчасти настояла на своем. Она отказалась от возможности снять фильм в достоверной обстановке - на борту самой К-19, хорошо сохранившейся. Не обнаружив на борту К-19 ни одного пятна ржавчины, Бигелоу поняла, что исторической правдой придется пожертвовать ради западных представлений о СССР. Поэтому, сообщает украинский выпуск газеты "Аргументы и факты", пришлось вести съемки на борту дизельной подводной лодки К-77, попавшей в распоряжение США после распада Советского Союза.
Но до съемок фильма прошло много лет - первое время после 1961 года обстоятельства аварии держали в секрете. Лишь 30 лет спустя, в 1991 году, прошла первая встреча выживших моряков и поминальная службу за упокой душ погибших.
Что же касается самой К-19, то после той аварии она вернулась в строй. "Она стала другой: ей заменили реакторный отсек, ракетный комплекс", - пояснил Юрий Бекетов, в 1967 -1969 годах командир подлодки К-19.
В 1967 году К-19 носила звание лучшей подводной лодки ВМФ. Но в 1969 она столкнулась с американской подлодкой типа Gato. Чудом удалось всплыть. В 1972 году произошел сильный пожар в отсеках: 28 человек погибли. Позже гроза морей была переделана в лодку связи. А в 2003 году в присутствии тех, кто когда-либо на ней служил, она была утилизирована. Впрочем, несмотря на столь сложную судьбу, К-19 - самая известная советская атомная подводная лодка.
© Новости NEWSru.com 2000-2011
Немає коментарів:
Дописати коментар