суботу, липня 23, 2011

 У САМОГО БЕЛОГО МОРЯ СТОИТ ГОРОД СЕВЕРОДВИНСК
До середины 90-х годов город был закрыт для туристов, а интуристов и сейчас туда не пускают. На въездах-выездах были КПП. Чтобы родственников навестить, иногородним гостям нужно было пройти пограничный контроль. Когда работники северодвинских режимных предприятий выезжали в гости или в отпуск, то проходили специальный инструктаж: что можно говорить, а что нет. 
Сейчас секретности убавилось. В первом же киоске «Роспечати» я купил карту-путеводитель для жителей и гостей города, выпущенную в 2006 году к 100-летию подводных сил России, откуда я выудил «тайны», которые свято хранили братья-корабелы. 
В марте 1936 года правительственная комиссия определила площадку для строительства крупной верфи в районе Никольского устья реки Северная Двина. Место в дельте Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое благодаря узкой горловине Белого моря. Комсомольский десант из шестидесяти парней и девчат прибыл сюда на пароходе «Иван Каляев» в июле 1936 года (на месте их высадки, по дороге на остров Ягры, установлен памятник первостроителям). Построенный ими рабочий поселок получил название Судострой. В 1938 году он был преобразован в город Молотовск, который в сентябре 1957 года переименовали в Северодвинск. 
В 1939 году на заводе № 402 (с 1959 года – «Севмашпредприятие» или "Севмаш" - для пущей краткости) был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». Война помешала его достроить. Из 40 тысяч жителей города 14 тысяч человек ушли на фронт. Оставшиеся работники завода № 402 обеспечивали боеспособность кораблей Северного флота и ремонт иностранных транспортов, которые участвовали в трансатлантических конвоях в СССР. Всего было отремонтировано 139 морских судов. 
После окончания войны разорённой стране стало не до строительства линкоров. Северодвинск мог остаться заштатным городком, если бы в 1953 году заводу № 402 не спустили правительственный оборонный заказ на строительство атомных подлодок. В «холодной войне» между СССР и странами НАТО атомные подводные лодки стратегического назначения, оснащённые баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, стали эффективным аргументом в пользу мира во всем мире.
Первая советская АПЛ «Ленинский комсомол» (К-3), заложенная на стапеле завода № 402 в сентябре 1954 года, была сдана в опытную эксплуатацию в декабре 1958 года. С тех пор в цехах «Севмаша» было построено 130 атомных подводных ракетоносцев 20-ти различных проектов. 
В их числе уникальные подводные корабли:
– самая большая в мире по размерам (длина корпуса свыше 170 метров, ширина – более 23 метров) и вооружению АПЛ проекта 941 («Акула» по советской классификации или «Тайфун» по классификации НАТО), которая вошла в Книгу рекордов Гиннеса;
– самая быстроходная и первая в мире АПЛ из титанового сплава проекта 661, развившая в 1970 году в подводном положении скорость 44,7 узла;
– самая глубоководная в мире АПЛ проекта 685 с корпусом из высокопрочного титанового сплава, достигшая 4 августа 1985 года глубины 1020 метра.
Со стапелей «Севмаша» сошёл атомный подводный крейсер «Курск», экипаж которого трагически погиб в Баранцевом море 12 августа 2000 года при исполнении воинского долга. На сороковой день после трагедии на набережной острова Ягры рядом с мемориалом «Скорбящая Мать- Родина» был установлен памятный знак в честь мужественных моряков-подводников.
Нынешний профиль ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» – строительство, ремонт и модернизация атомных и дизель-электрических подводных лодок, ремонт и модернизация надводных кораблей, производство гражданских судов и морской техники для освоения шельфовых углеводородных месторождений.
В 1954 году вступил в строй завод № 893 (ныне ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка»). Его работники обеспечили ремонт и модернизацию свыше 100 подводных лодок, построенных на «Севмаше», некоторые подводные атомоходы были переоборудованы в специальные опытные корабли для отработки основных комплексов систем ПЛ. 
26 декабря 1976 года с переоборудованной на «Звёздочке» АПЛ-140 впервые в нашей стране был произведён подводный старт твёрдотопливной баллистической ракеты, что способствовало совершенствованию ракетного оружия подводных лодок.
В 1967 – 1970 гг. на «Звёздочке» были выполнены ремонт и модернизация первого в мире атомного ледохода «Ленин» с заменой атомной энергетической установки на более мощную и совершенную. 
Напрасно шифровались передо мной братья-корабелы. Чем сегодня занимаются на «Звездочке», видно невооружённым взглядом с моста, ведущего с материка на остров Ягры. На водной глади были отчетливо видны парочка предназначенных к утилизации дизельных подлодок. Огромные субмарины выглядели карликами на фоне буровой платформы, предназначенной для освоения арктического шельфа. Ремонт и модернизация атомных и дизель-электрических подлодок, утилизация отслуживших свой срок субмарин, ремонт надводных кораблей и гражданских судов, строительство буровых комплексов, производство судовой мебели – вот чем сейчас занимаются работники «Звёздочки». Помимо этого, они устраивают организованные экскурсии по Северной Двине на колёсном пароходе-раритете «Н.В.Гоголь».
Все электромонтажные работы, наладка и испытания ряда систем спецтехники, управления и связи на строящихся, ремонтируемых и модернизируемых подлодках и надводных кораблях выполняются на ОАО «СПО «Арктика».
Совокупно на трёх градообразующих предприятиях Северодвинска, где живут около 190 тысяч жителей, трудятся около 40 тысяч горожан. Официальная безработица в городе сейчас не превышает 0,5 процента от общего числа трудоспособного населения. 
Безработица не зашкаливала в лихие 90-е годы, когда с госзаказами было туго, потому что корабелы проявили смекалку. На «Звёздочке» альтернативными источниками выживания стали огранка алмазов и производство мебели для населения. Работники ПО «Северное машиностроительное предприятие» тоже не лаптем уху хлебали. За их здоровье я выпил коньячку из хрустального бокала с логотипом «Севмаш». Технологию производства звонкой хрустальной посуды они освоили с помощью мастеров из Гусь-Хрустального.

Немає коментарів: