пʼятницю, липня 01, 2011

НЕОБЫЧНЫЕ СУБМАРИНЫ

Подводный минный заградитель проекта 632

16 сентября 1950 года в Вашингтоне министр обороны США Джордж Маршал доложил президенту Гари Трумэну о результатах морской десантной операции - американские войска полностью овладели северокорейским портом Инчон. Через несколько дней в Москве анализировали успех США. В ней приняли участие 260 кораблей и судов и прикрывали 1120 самолетов. Противник достиг двадцатикратного превосходства. Северная Корея выставила на подступах всего 26 якорных мин. Эта кампания еще раз показала важность минных заграждений для защиты береговой линии.
http://korabley.net/news/



В целях возможной агрессии, СССР в генеральном штабе пришли к выводу о необходимости прикрытия морских участков границы минными заграждениями. Но для осуществления плана не хватало специальных кораблей.

Смена политического руководства и проблемы в стране не позволили сразу решить эту задачу. Лишь к 1956 году, когда военно-морской флот СССР возглавил главком С. Горшков, конструкторам поручили задание - создать самый большой в мире подводный минный заградитель.

подводная лодка минный заградитель проекта 632


Главным конструктором подводного дизельного минного заградителя проекта 632 был назначен Николай Исанин. Впоследствии на протяжении 10 лет он возглавлял бюро морской техники СПБМТ «Малахит».

Первый послевоенный подводный заградитель проекта 632 был предназначен для постановки минных заграждений на маршрутах военных кораблей НАТО. В одной «банке» располагалось до 15 мин.

Минные заграждения устанавливались через трубу минно-сбрасывающего устройства расположенного в корме подводной лодки. При этом сама субмарина могла находиться в подводном положении, двигаясь со скоростью от 2 до 10 узлов. Запас мин на борту составлял 100 комплектов. Для самообороны подводной лодки в распоряжении экипажа находились 8 носовых торпедных аппаратов.

По-мнению командования военно-морским флотом подобные субмарины могли защитить прибрежную акваторию Советского Союза от высадки морских десантов вероятного противника. Кроме того, на подводный минный заградитель впервые возложили и другую важную задачу - в случае необходимости субмарина могла быть переоборудована в транспортную подводную лодку. Это стало новым направлением в развитии советского подводного кораблестроения.

Субмарина-заградитель могла обеспечить необходимым грузом (дизельное топливо, средства регенерации, провизия) советские ударные подводные лодки, действовавшие у побережья стран НАТО.

Подводная лодка проекта 632 по размерам не на много превосходила среднюю дизельную лодку, но субмарина могла перевозить около 150 человек для смены экипажа ударных подводных лодок, 65 тонн провизии и пресной воды или 120 тонн вооружения.

Предусматривалось, что подводный корабль в определенной ситуации будет выступать в роли танкера - на ходу под водой он должен был дозаправлять топливом субмарины, а в надводном положении - даже гидросамолеты. С этой целью в специальных балластных цистернах на борту подводной лодки могло находиться 160 тонн авиационного керосина или солярного масла.

Конструкторы успешно защитили технический проект подводного минного заградителя, но главный штаб ВМФ посчитал целесообразным возложить обе задачи по выставлению мин и доставку грузов на одну подводную лодку. Проект минного заградителя не был доведен до стадии строительства. В конце 1958 года он был закрыт, но смелые идеи конструкторов нашли свое применение в следующих проектах субмарин.

Технические характеристики большой дизель-электрической подводной лодки минного заградителя-транспорта проекта 632:
Водоизмещение - 2970 тонн;
Глубина погружения - 300 м;
Скорость подводная - 15 узлов;
Автономность - 80 суток;
Экипаж - 70 человек;
Вооружение:
Торпедные аппараты - 8;
Мины - 100 единиц;

Немає коментарів: