неділю, липня 03, 2011

Месть адмирала
 Очевидцы первых дней становления наших Вооруженных Сил рассказывали, что в коридорах Министерства обороны четыре дня подряд ходил командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов. Вне всякого сомнения, он готов был передать Украине все свое хозяйство, но его никто не захотел даже принять".
После разговоров с ним начальник пресс-центра ЧФ Андрей Лазебникова уверял Савченко: "Не для того он на Юг переводился, чтобы уехать отсюда. Да и жена у него из Киева." Но адмирал, по мнению Савченко, соглашался подчинить ЧФ Украине только взамен за его назначение министром обороны нашей страны, потому что имел тогда самое высокое в ней воинское звание.


Однако в Киеве то ли не знали об этом, то кандидатура Касатонова не вызвала там доверия. Так или иначе, но после того, как 4 января 1992-го главнокомандующий всесоюзного ВМФ, которое на несколько месяцев пережил СССР, пригрозил Касатонов перевести его в случае "разбазаривание" флота на Север, то вдруг начал ... списывать на берег офицеров и мичманов, которые уже присягнули Украине. А тех из них, кто служили в Севастопольской комендатуре, прогнали с ней морские пехотинцы.
За "украинский национализм" в запас уволили даже командира морского тральщика "Сигнальный" капитана III ранга Теймура Сулейманова и помощника командира базового тральщика БТ-126 старшего лейтенанта Теймураза Лордкипанидзе ...
А уже в январе 1992-го собрание делегатов от частей ЧФ, отобранных Касатонов, голосовали за обращение к государствам СНГ, в котором заверяли: "ВМФ - неделимый, Черноморский флот - его неотъемлемая часть и является стратегическим, а значит - должен оставаться в СНГ ".
Ибо хотя руководители стран - членов СНГ договорились, что под общее командование стратегическими силами Содружества войдут только те воинские формирования, которые выделит каждое государство по особому перечню, определенному в отдельном протоколе, представители военного ведомства бывшего СССР потребовали, чтобы под их командование было передано и те, расположенные в Украине, части, которые вовсе не принадлежали к стратегических ядерных сил.
А поскольку в Москве пытались сохранить Вооруженные Силы бывшего СССР как сверхгосударственную структуру, которая препятствовала бы постсоветским странам усамостийнитися в полном смысле слова, то Кремль к стратегическим чил СНГ зачислил в одностороннем порядке и ЧФ.
И это при том, что его стратегическое значение исчезло сразу после того, как Турция, контролирующая проливы Босфор и Дарданеллы, вошла в НАТО. Именно поэтому в начале 1992 года доля ЧФ составляла примерно 10% от всего ВМФ бывшего СССР.
Тем не менее 26 января 1992 Касатонов попытался перегнать в российские порты гранды ЧФ "Керчь" и "Безукоризненний", чьи экипажи уже присягали на верность народу Украины. А когда они приблизились российских берегов, то приказал им поднять военно-морские и государственные флаги РФ.
Однако матросы-Украинская, угрожая сорвать и бросить в воду символику РФ, заставили отказаться от плана перегнать корабли ЧФ из мятежными экипажами в Россию, за что вскоре были переброшены на другие корабли.
Офицеров и мичманов, которые присягали на верность народу Украины, Касатонов продолжал увольнять с военной службы даже после того, как 23 июня 1992 президенты нашей страны и России согласились, что никто не где не служил, каждый приносит присягу на верность народу того государства, гражданином которой является.
Следовательно один из отправленных в отставку за присягу на верность народу Украины офицеров - капитан 2 ранга Николай Жибарев - и возглавил упоминавшееся восстания на СКР-112. Ведь до отставки он был начальником штаба 17-й бригады кораблей Крымского Отдельного военного района, дислоцированного в Крымской военно-морской базе на озере Донузлав, в состав которого входил тот сторожевик.
Вот что рассказал сам Жибарев:
"13 июля я вышел из отпуска и доложил об этом капитану 2 ранга П. Калашникову. Он сразу же заявил, что меня отстранен от должности начальника штаба соединения и что могу заниматься чем хочу, не выходя на службу. Вскоре ко мне обратились мои подчиненные офицеры В. Устименко, В. Горобец, В. Заремба, С. Настенко и в один голос спрашивали:
- Что теперь будем делать? Тебя "схарчилы", а нам куда?
Решили, что надо осуществить необычный поступок, который бы приковал внимание к 17-й бригады кораблей охраны водного района Крымской ВМБ, ибо видели пассивность руководства Министерства обороны Украины. В этом положении, по мнению многих офицеров, если не предпринять решительных мер, то нас перебьют, как перепелок.
Утром 21 июля я прибыл на корабль СКР-112, который стоял на 2-й площадке. Со мной были флагманский минер бригады капитан 3 ранга А. Шитиков и помощник командира дивизиона капитан-лейтенант Василий Горобец.
Встретились с офицерами и мичманами корабля, обсудили возможность подъема на корабле Украинского флага и перехода в один из портов Украины. Учли то, что весь личный состав еще в январе 1992 года присягнул народу Украины.
Я получил единодушную поддержку и от каждого командира боевой части, и от личного состава корабля. Вместе с командиром корабля капитан-лейтенантом Сергеем Настенко и экипажем было принято решение перегнать корабль в украинский порт Одесса до решения вопроса о разделе Черноморского флота.
От него командование ЧФ уже требовало подать рапорт на увольнение в запас и он был исключен из списков на получение жилья. Части офицеров, которые присягнули Украине, безосновательно не присваивались следующие воинские звания. Исключали неблагонадежных из списков на получение жилья ".
Однако повстанцы решали тогда не только свои личные проблемы, поскольку только после их отчаянного шага, который загрозжував ускорили встреча президентов России и Украины - Бориса Ельцина и Леонида Кравчука, которая состоялась в Ялте 3 августа 1992, где было подписано соглашение "О принципах формирования ВИМС Украина и ВМФ России на базе Черноморского флота бывшего СССР ".
Ведь, как признала газета "Спецназ России", "даже холодная война не ставила Россию так близко к границе настоящей полномасштабной войны".
Героя же ... уничтожили
Но на этом скандалы вокруг СКР-112 не закончилась. Перейдя на сторону Украины, он был переименован в "U-132", а 1997 году - разобран на металлолом ...
Почему? Капитан 1 ранга Мирослав Мамчак объяснил это следующим образом:
"Вспомните телеграммы народных депутатов, окрики отдельных высоких чиновников в адрес СКР-112 и ВМС Украины в 1992-93 годах и станет ясность их хуторянской позиции - не было бы ВМС, не было бы проблемы. В результате этой политики, никто из экипажа СКР- 112 не был представлен к наградам ...
В 1995 году в Министерстве обороны Украины пришли к мнению поступить с гордым и преданным Украине СКР-112 так, как большевики в свое время поступили с "непобедимой территорией революции 1905 года", восставшим броненосцем "Князь Потемкин-Таврический" - разобрать на металл.
С стороны министра обороны Украины Валерия Шмарова и главных управлений военного ведомства началось открытое давление на командование ВМС Украины избавиться и списать корабль, наличие которого в Севастополе поднимала кровяное давление у московских поклонников.
Легендарный СКР-112, уже с украинским бортовым номером. Фото: atrinaflot.narod.ru
В это же время в Севастополе многие общественные организации хотели видеть СКР-112 в качестве музея Военно-морских сил Украины. Учитывая, что предложения утилизации корабля побеждают общественное мнение, в Севастополе был даже создан «Комитет защиты сторожевого корабля СКР-112", к которому присоединились представители общественных организаций из многих областей Украины.
В начале августа 1996 года в украинских газетах, по радио и телевидению было объявлено обращение "Комитета защиты сторожевого корабля СКР-112", к высшим должностным лицам государства с просьбой не допустить уничтожения корабля.
"Мы, представители общественных организаций и демократических партий города Севастополя, - Говорилось в нем, - глубоко обеспокоены тем, что СКР-112, военный корабль, который первым поднял Украинский флаг, сегодня продан коммерческим структурам и должна быть порезанным на металлолом. Практически, на металлолом отправляют нашу историю.
Просим вас не допустить этого святотатства. Цена металла в сотни тысяч раз ниже цены нашего духа. Поэтому просим вас дать распоряжение об отмене решения о продаже СКР-112. Этому кораблю место в музее Военно-Морских Сил Украины. СКР-112 - это не металлолом, это наша святыня. Ее уничтожения - это уничтожение нашего будущего. Просим вас не допустить этого ".
И победила позиция нового министра обороны Украины генерала Александра Кузьмука - осенью 1996 года СКР-112 реализовали коммерческой фирме на металл. Пирс на Черной речке стал последней пристанью легенды украинского флота, там его быстро разобрали на металл.
Так глупо было потеряно корабль-историю, живую морскую историю современных Военно-морских сил Украины, военно-морскую реликвию Украины. Противники возрождения флота Украины откровенно радовались расправы и уничтожения в Севастополе украинского героя-корабля руками самих украинских моряков.
Различные пророссийские организации, начавшие пышным цветом цвести в Севастополе, вместе с черноморскими адмиралами на городских и общественных мероприятиях начали глумиться и насмехаться над малороссийства украинских чиновников от обороны, их показательного хуторянского непонимание исторической составляющей боевой готовности флота ...
И историческую правду порезать как металл корабля невозможно.
Игорь Голод
Журналист (Львов)

Немає коментарів: