неділю, липня 03, 2011

ПРОСЛАВЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ ПОДВОДНИКИ


Отважный командир-подводник Герой Советского Союза Магомет Имадутдинович Гаджиев родился в дальнем ауле Дагестана. В 1926 году райком комсомола послал его в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе.  {286} 
 
Успешно окончив училище, Гаджиев сначала плавал на Черном море, потом на Тихом океане и наконец после учебы в Военно-морской академии был направлен на Север. В 1935 году за успехи в боевой и политической подготовке и за выполнение специальных заданий Магомет Гаджиев был награжден орденом Ленина.

В торжественный день получения награды Гаджиев сказал собравшимся поздравить его товарищам:
— Я ничем не отличаюсь от других командиров лодок, поэтому мне было очень неловко слышать ваши похвалы и поздравления. Я совсем простой человек с гор, это Советская власть дала мне, горцу, возможность стать командиром подводной лодки. Разве когда-нибудь горец мог мечтать о такой высокой чести или таком большом доверии и награде, как эта? Заверяю вас, друзья, что все силы, а если понадобится и жизнь свою я отдам нашему Военно-Морскому Флоту.
Гаджиев первый из дагестанцев получил орден Ленина и первым же из дагестанцев в дни Великой Отечественной войны стал Героем Советского Союза.
Скромность, сила воли, твердость характера, мужество и решительность Гаджиева были широко известны на флоте. Отправляясь на боевое задание, он не раз говорил: «Я одного только боюсь, уходя в море,— возвратиться домой без победы».
Уже будучи командиром дивизиона подводных лодок, он постоянно сопровождал в море молодых командиров, помогая им овладеть мастерством подводника.  {287}  Не раз, возвратившись из многодневного тяжелого похода, Гаджиев в тот же день после очень короткого перерыва снова отправлялся в боевой поход на другой подводной лодке.
Однажды подводная лодка из дивизиона Гаджиева пробралась во вражеский порт. Стояла темная полярная ночь, и только в зените, прямо над головой, переливалось всеми цветами радуги северное сияние. Когда командир поднял перископ, трудно было что-нибудь различить в тени гор, окружавших бухту. Лишь присмотревшись, удалось обнаружить у причала крупный неприятельский транспорт.
Оценив обстановку, Гаджиев предложил выйти в атаку. Торпеда, посланная с короткой дистанции, попала в цель, неприятельское судно загорелось и начало крениться на правый борт. Тогда командир повел подводную лодку к выходу из бухты, где можно было укрыться в тени береговых утесов.
Минут через пять впереди по курсу лодки показался небольшой траулер противника. Пожалев торпеду для мелкой цели, Гаджиев посоветовал командиру лодки всплыть и открыть артиллерийский огонь. Это был смелый, рискованный маневр. Лодка всплыла, и вскоре снаряды достигли цели: траулер был потоплен. Осмотревшись, командир подразделения заметил, что горящий транспорт все еще держится на плаву, и приказал перенести огонь на него. После третьего залпа вражеский корабль окутался дымом и скрылся под водой.
Когда дым рассеялся, оказалось, что у причала стоит еще один транспорт, не обнаруженный ранее из-за первого, который прикрывал его своим корпусом. С лодки снова открыли огонь, и спустя короткое время и этот транспорт также начал тонуть.
Оставаться дальше над водой было опасно: на горизонте показались вражеские самолеты. Гаджиев решил покинуть порт. В результате удачного похода боевой счет подводной лодки пополнился двумя фашистскими транспортами и траулером.
За короткий срок дивизион, которым командовал капитан 2 ранга Гаджиев, уничтожил 27 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением свыше 100 тысяч тонн. Из них десять  {288}  

судов были потоплены при личном участии Гаджиева

Немає коментарів: