Месть олигархов, или Как заказали Луценко
Луценко «заказали» донецкие «олигархи»? Юрий Луценко находится за решеткой уже больше полугода. Он выглядит изможденным, но его воля, кажется, не сломана.
{$partners_links}
В своем аресте бывший министр внутренних дел склонен обвинять «олигархов» из Донбасса, которым он приписывал принадлежность к криминальным кругам, пишет Конрад Шуллер в немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung
«Оранжевая революция имела три звезды. Виктор Ющенко, человек с искаженным смертельным ядом лицом, был проводником демократического лагеря в Украине. Юлия Тимошенко, женщина с изложенной венком золотистой косой, сияла рядом с ним в декабре 2004-го как поп-артовский римейк Жанны д'Арк. И, наконец, Юрий Луценко на киевском Майдане Незалежности стал «полевым командиром» восстания. Когда граждане вышли на улицы, чтобы после сфальсифицированных выборов свергнуть режим президента Кучмы и премьера Януковича, он был организатором протестов», — пишет Конрад Шуллер.
«Оранжевая революция имела три звезды. Виктор Ющенко, человек с искаженным смертельным ядом лицом, был проводником демократического лагеря в Украине. Юлия Тимошенко, женщина с изложенной венком золотистой косой, сияла рядом с ним в декабре 2004-го как поп-артовский римейк Жанны д'Арк. И, наконец, Юрий Луценко на киевском Майдане Незалежности стал «полевым командиром» восстания. Когда граждане вышли на улицы, чтобы после сфальсифицированных выборов свергнуть режим президента Кучмы и премьера Януковича, он был организатором протестов», — пишет Конрад Шуллер.
Сегодня Янукович вновь у власти, констатирует автор статьи. Ющенко смирился с возвращением старого режима. Против Тимошенко возбудили уголовные дела и она пытается обвинять режим со скамьи обвиняемых. А Юрий Луценко уже находится за решеткой. После Оранжевой революции он был министром внутренних дел, но потерял пост после прихода к власти Януковича, напоминает Конрад Шуллер. И с 26 декабря прошлого года, когда его во время прогулки с собакой задержала хорошо вооруженная спецгруппа, он сидит в Лукьяновском СИЗО.
Генеральной прокуратуре, которая прочно находится в руках Януковича (ее шеф Виктор Пшонка однажды сказал, что он выполняет приказы президента), очевидно, не так легко собрать нужный отягчающий материал. «Луценко, с одной стороны, во многих вещах является типичным политиком своей страны: он подвержен грубости и всегда был вовлечен в те драки, которые обеспечили украинскому политическому классу дурную славу во всем мире. Но с другой стороны, его материальная скромность является абсолютно нетипичной. В отличие от блистательной Тимошенко и Януковича, который живет в роскоши, он никогда не окружал себя дорогими символами статуса. Он так и не стал загадочным образом богатым за одну ночь, что привычно для ведущих местных политиков, и до последнего жил в обычной киевской квартире для высшего среднего класса», — пишет Конрад Шуллер. А спекуляции о том, что он в должности министра предоставлял преференции фирме своей жены, пока не подтвердились.
А потому упреки против Луценко, как недавно отметил датский Хельсинский комитет по правам человека, является «надуманным». Как утверждает генпрокуратура, Луценко в должности министра противозаконно увеличил зарплату своему водителю и предоставил другие материальные поощрения, при расследовании дела об отравлении Ющенко вопреки предписаниям установил слежку за водителем подозреваемого; и, наконец, министерство при Луценко якобы при праздновании Дня милиции потратило слишком много средств на цветы и аренду зала, замечает автор статьи. При этом Луценко не инкриминируют личного обогащения. Докладчик датского Хельсинский комитет по правам человека, бывший прокурор Микаэль Лингбо, имеющий опыт работы в Албании, Ираке, Южной Африке и Судане, отметил, что в других странах такие обвинения привели бы скорее к «политической», а не «уголовно-правовой» ответственности — «если привели бы вообще».
Луценко грозит до 12 лет заключения, отмечает автор статьи. По словам обвиняемого, действующее руководство Украины во главе с президентом Виктором Януковичем этим самым хочет «запугать» оппозицию и создать в стране «атмосферу страха». И то, что именно он должен стать наглядным примером для других, Луценко склонен связывать со своей деятельностью на посту министра внутренних дел. Вскоре после Оранжевой революции «олигархи», которые господствовали в украинской экономике со времен войн за передел собственности в 1990-х (которые велись с использованием взрывчатки и «калашниковых»), и действительно в течение нескольких месяцев были вынуждены бояться правосудия. Одним из них был нынешний вице-премьер Борис Колесников, который тогда несколько месяцев провел за решеткой. И даже самый богатый человек Украины Ринат Ахметов, сегодня — главный спонсор президента, вынужден был стерпеть, что бронетранспортеры въехали на территорию его резиденции, а милиция обыскала помещение. «Полицейский сапог в санктуариуме Рината Ахметова — такому прощении нет», — пишет Конрад Шуллер.
Луценко возлагает ответственность за свой арест еще на одного влиятельного человека: народного депутата Юрия Иванющенко. Он родом из шахтерского города Енакиево, в котором свою молодость в окружении мелких бандитов провел Виктор Янукович. Иванющенко, который и сегодня принадлежит к близкому кругу президента, Луценко в 2010 году в интервью назвал «лидером» криминальных кругов Донбасса, человеком, который организует контакты между «неофициальной» и «официальной» властью, замечает автор статьи. Иванющенко опровергает эти обвинения, однако Луценко отмечает, что вскоре после интервью ему шепнули, что он может «сушить сухари», т.е. готовиться к заключению.
И он находится за решеткой уже больше полугода. Генеральная прокуратура не пожелала общаться с Frankfurter Allgemeine Zeitung, замечает Конрад Шуллер, но адвокат Луценко Алексей Баганец считает заключение без вынесения приговора незаконным. Формально содержания под стражей обосновывают тем, что нужно помешать Луценко влиять на расследование, давая интервью. А еще приводят аргумент, что только так можно обеспечить, чтобы Луценко знакомился с материалами дела. Как сообщил Микаэль Лингбо с датского Хельсинского комитета по правам человека, с этой целью Луценко дают каждый день определенное количество страниц, чтобы он мог их прочесть именно в этот день, а не другой. Это «неслыханное» вмешательство в права защиты Лингбо считает нарушением Европейской конвенции по правам человека — как и тот факт, что защитника Луценко иногда приглашают на допрос только за час до назначенного времени. При этом прокуратура не учитывает другие встречи адвокатов, отмечается в статье.
Многие сомневаются, что процесс над Луценко будет честным, замечает Конрад Шуллер. Тот же датский Хельсинский комитет по правам человека означает, что украинские судьи «опасаются» противоречить обвинению, поскольку Высший совет юстиции, который контролируют президент и генеральная прокуратура, имеет «недопустимое» влияние на назначение и увольнение судей. США и Германия уже выразили свою обеспокоенность относительно возможности «выборочного» применение правосудия в Украине с целью притеснения оппозиции, отмечает автор статьи.
Между тем судебный процесс начался. Адвокат Луценко сказал в беседе с Frankfurter Allgemeine Zeitung, что его клиент страдает диабетом, нарушением сердечного ритма, проблемами с желудком и болями в спине, но в Лукьяновском СИЗО ему не оказывают должной помощи. И в этом можно убедиться, отмечает Конрад Шуллер. Обвиняемый после голодовки, которую он прекратил, выглядит похудевшим и ослабленным. «Но его воля, кажется, не сломана. Предложение генпрокуратуры перевесить некоторые из «преступлений», которые ему приписывают, на Юлию Тимошенко, по словам самого Луценко, он отклонил. Таким образом, он остается в своей камере и каждый день выходит на прогулку в клетке размером в девять квадратных метров», — замечает в конце статьи Конрад Шуллер.
По материалам InoZmi
Немає коментарів:
Дописати коментар