Богатство – не порок, но бедность – за порог
С 1 июля увеличены ставки и оклады работников бюджетной сферы. В сентябре, октябре и декабре им еще трижды поднимут зарплаты. А на днях Кабмин обнародовал проект госпрограммы экономического и социального развития на 2012 год. Прожиточный минимум планируется поднять на 23% (средний с 953 грн. на 1.12.2011 г. до 1172 грн.), для трудоспособных –соответственно, с 1004 грн. до 1234 грн., минимальную пенсию на 16,2% (с 800 грн. на конец 2011-го до 916 грн.), а среднюю зарплату - на 18%.http://obozrevatel.com/society/bogatstvo-ne-porok-no-bednost-za-porog.htm
Эти показатели вместе с прогнозным уровнем инфляции в 7,9% будут заложены в проект бюджета 2012 года.
Нетрудно посчитать, что из-за инфляции реальная пенсионная «минималка» к концу 2012-го прирастет только на 50% от запланированного уровня, реальная средняя зарплата увеличится на 10%.
Не будем забывать, что в стране существуют пять прожиточных минимумов – детям до 6 лет, до 18-ти, утратившим трудоспособность, трудоспособным и средний – в расчете на одного человека в месяц. По этим прожиточным соцстандартам определяются минимальная пенсия, выплаты чернобыльцам, инвалидам, детям-сиротам, другим незащищенным категориям населения. То есть, они являются базовыми ориентирами для политики государственных вспомоществлений в отношении тех, кто не может без посторонней поддержки обеспечить свои минимальные физиологические и духовные потребности, исходя из складывающегося паритета цен на товары и продукты первой необходимости.
Небезынтересно, что в мае средняя зарплата по стране, как следует из подсчетов Госкомстата, выросла до 2 тыс. 573 гривен. Это значит, что с учетом тенденций роста этого года и следующего она превысит 3000 грн. (До кризиса 2008-го средняя зарплата по Украине была около $ 400 в эквиваленте). Отдельной строкой госпрограммы предусмотрено увеличение помощи при рождении ребенка : за первого – на сумму более полутора тыс. грн., за второго – 3 тыс. грн., а за третьего и последующего – почти 7 тыс. грн.
Помощь при рождении детей | ||
| 2011год (тыс. грн.) | 2012 год (тыс. грн.) |
За первого ребенка | 24 950 | 26 600 |
За второго ребенка | 49 900 | 53 200 |
За третьего и … | 99 840 | 106 500 |
Сверстанный прогнозный план основывается на реалиях экономики и существующих тенденций в сфере промпроизводства. Напомним, что повышение с 1 июля базовой ставки бюджетникам до 635 грн., с которой ( в соответствии с тарифными коэффициентами) начисляются должностные оклады, стало возможным благодаря полученным сверх запланированных за первое полугодие с. г. поступлений в бюджет почти 2,5 млрд. грн. За полгода производство в стране выросло на 8,7%, а в июне – на 8,9%. Продукция химической промышленности за шесть месяцев подняла планку производственного роста – на 18%, а машиностроительной отрасли – аж на 21%.
Конечно, этот рост отражает в первую очередь международную конъюнктуру рынка на традиционные виды экспортной продукции Украины. Исходя из этих трендов, правительство и заложило превышение роста ВВП в следующем году по сравнению с этим на 1,8% - с 4,7% до 6,5%. А это значит, что и параметры соцстандартов, и рост зарплат, и уровень инфляции отражают не пожелания-намерения, а прогнозные реалии и планируемые достижения.
При отсутствии кризисных факторов извне выполнение намеченного позволит продолжить поэтапное выполнение программы по улучшению социальной поддержки самых незащищенных слоев населения и наращивать усилия по реализации программы преодоления бедности. В основе последней, напомним, лежит сокращение между доходами малообеспеченных людей и состоятельных – на первом этапе, а на втором – приближение уровня жизни первых к показателям группы населения, именуемого средним классом.
Социальные стандарты
| 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Рост (грн.) | Рост (%) |
Прожиточный минимум (средний, в грн.) | 875 | 953 | 1172 | 219 | 22 |
Минимальная зарплата (в грн.) | 922 | 1004 | 1234 | 230 | 22 |
Минимальная пенсия (в грн.) | 734 | 800 | 916 | 116 | 14,5 |
Арифметические расчеты показывают: с 2010-го по 2011-ый рост прожиточного минимума, минимальной зарплаты составил 8%, а в период с 2011-ого до 2012-го, как это планируется Кабмином, это повышение достигнет 22%. Меньшая динамика роста у минимальной пенсии – 14,5%. Но с учетом дефицита Пенсионного фонда (в этом году – 17,8 млрд. грн.) такие тенденции можно только приветствовать.
К этому добавим, что нынешнее правительство, в отличие от своих предшественников, впервые вводит в социальную политику принцип среднесрочного планирования программы социальной поддержки. Она составлена до 2015 года. Среднесрочная перспектива позволяет государству планировать свои расходы на социальную сферу, обеспечивать преемственность политики при смене состава Кабмина (кто же захочет ухудшать соцстандарты, чтобы удержаться у власти?!), выстраивать долговременную шкалу приоритетов.
К примеру, по словам вице-премьера и министра соцполитики Сергея Тигипко, будет составлен график обеспечения жильем инвалидов войны и колясками лиц с физическими ограничениями, разработан план прогнозируемого увеличения выплат сиротам, инвалидам, чернобыльцам. И все это – до 2015 года.
Системность в работе с каждой категорией граждан, акцентирует вице-премьер, не перечеркивает индивидуального подхода: «Если речь идет о молодых медиках, которые направляются в сельскую местность, для них будет предусмотрена разовая выплата на уровне пяти минимальных зарплат. А чернобыльцам увеличат размеры пенсий. Кроме того, лечение в профильных санаториях станет более доступным», - резюмирует Сергей Тигипко.
Системность в соцполитике, на наш взгляд, позволит и регулировать реальный, а не номинальный рост зарплат, пенсий, стипендий.
Чего греха таить, каждый предвыборный период – будь-то парламентский, в местные органы власти или президентская гонка – вносил свою лепту в раскручивание инфляционной спирали.
Именно это обстоятельство приводило к тому, что избираемые господа в высшие и местные органы власти становились добрыми дядями во время предвыборной кампании и злыми мачехами по ее окончании. И тогда политику затягивания поясов громче всех одобряли те, кто вчера еще баллотировался, а сегодня занял высокое кресло.
Но на популизме нельзя построить стабильной экономики – считает Тигипко. А на инфляционных «политических разогревах» - обеспечить более-менее приемлемый уровень жизни социально неимущих и незащищенных граждан, добавим от себя. Ибо инфляция – это, как было сказано не единожды, налог для бедных. В первую очередь…
Вот почему в странах с рыночной, социально ориентированной экономикой (которую Украина признала приоритетной в своем развитии) и высокими демократическими стандартами существует еще один социальный стандарт. Однако о нем у нас, увы, не вспоминают ни во время предвыборной политагитации, ни всуе на совещаниях в Кабмине. Речь о соотношении средней зарплаты по стране с таковой у самых социально привилегированных и высокооплачиваемых граждан – министров, депутатов, тех или иных руководителей органов местной и центральной власти. Среднеевропейские стандарты свидетельствуют: зарплата министра не должна превышать среднюю по стране в 5-7 раз.
А что у нас? Доход премьера (с учетом всех причитающихся надбавок и выплат) приближается к 40 тыс. грн. в месяц, первых вице-премьеров – к 30 тыс., министров – 17-20 тыс. грн. Столько же и у депутатов, приравненных к рангу высших министерских чинов. Сравним со средней зарплатой по стране на сегодняшний день: 2573 грн. …
Справедливости ради заметим, и здесь правительство намерено навести «европорядок». В законопроекте «О государственной службе» предусмотрено «пристегнуть» доходы чиновников также к шкале соцстандартов, главный из которых – минимальная зарплата. Именно от «минималки» и нового повышающего коэффициента (для высших должностных лиц от 2 до 2,1) и предлагают авторы законопроекта «плясать» при начислении их жалования. «В итоге самые высокие зарплаты на госслужбе составят около 20 тыс. грн.», - отмечает начальник Главного управления госслужбы Тимофей Мотренко. При средней зарплате по стране – это будет восьмикратное превышение.
Почти как в Европе…
Может, именно этот стандарт и стоило бы сделать нормой закона депутатам на осенней сессии, прежде чем выносить другие евроинтеграционные законопроекты?!...
Немає коментарів:
Дописати коментар