КРЕЙСЕР В ОТКАТЕ. ПОДРОБНОСТИ СКАНДАЛА, СВЯЗАННОГО С РЕМОНТОМ КОРАБЛЯ "ПЕТР ВЕЛИКИЙ"
21 июля 2011 г .
Российская газета, 20 июля. Прокуратура Северного флота вскрыла вопиющий факт: на ремонте тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" неказистая фирма умыкнула четверть миллиарда бюджетных рублей.
Эта новость, попавшая на ленты информагентств и опубликованная в газетах, вызвала смешанные чувства - бурное негодование у непосвященных и сомнения у тех, кто хоть немного разбирается в современной практике судоремонта и организации тендеров в системе минобороны.
Вслед за военными прокурорами из Североморска по очередному громкому скандалу в сфере гособоронзаказа поспешили высказаться руководители Главной военной прокуратуры и Мурманского регионального УВД. Согласно этим источникам, в отношении гендиректора ЗАО "Специальная производственно-техническая база "Звездочка" Федора Барашко возбуждено уголовное дело по статье "мошенничество", а сам он задержан.
Основания для этого, как утверждают следователи, более чем серьезные. Федор Барашко мошенническим путем увел более четверти миллиарда рублей, выделенных в рамках гособоронзаказа на оплату работ по ремонту военной техники. Как это ему удалось? На удивление просто - представил к оплате фиктивные бумаги. Заведомо зная, что предусмотренный госконтрактами ремонт крейсера в полном объеме не выполнен, Барашко в 2010 году составил и лично подписал акты якобы произведенных работ, утверждают в ГВП. На этом основании заказчик в лице министерства обороны перечислил на счет фирмы 356,1 миллиона рублей. При этом стоимость невыполненных работ составляла, по оценке военных прокуроров, 265,4 миллиона рублей.
И вот тут у специалистов закрадываются первые сомнения. Украсть на ремонте три из четырех рублей - и так, чтобы этого не заметил заказчик? Сие из области фантастики.
- Только кретин может пойти на то, чтобы подделать подписи на актах приема работ и послать эту липу для оплаты, - прокомментировали удивительную ситуацию в руководстве известной судостроительной верфи с большим пакетом оборонных заказов. - Таких подписей бывает как минимум четырнадцать. Если фиктивные бумаги на столь внушительную сумму действительно прошли через минобороны, значит, существовали предварительные договоренности...
Наш собеседник, давно наслышанный о Федоре Барашко и его фирме, но в силу понятных причин пожелавший остаться неназванным, высказал предположение, что такие "договоренности" могли быть на руку не только подрядчику, но и соответствующим службам Северного флота как заказчику. Ведь всем надо отчитываться, выдерживать сроки. Вот и уболтал подписантов Барашко (или "заинтересовал" - этим пусть занимается следствие): подпишем приемные акты в срок, а все, что не успел - обязуюсь доделать...
- В прокуратуру эту ситуацию мог "слить" один из тех, чей интерес недостаточно простимулировали, - заключил наш визави. - Или кто-то из конкурентов Барашко.
В Полярном, где находится оскандалившаяся фирма, таким конкурентом можно назвать 10-й судоремонтный завод, в свое время принадлежавший ВМФ, а ныне входящий в Центр судоремонта "Звездочка" Объединенной судостроительной корпорации. Фирма Барашко ни в упомянутый центр (который объединил практически все судоремонтные предприятия на Северо-Западе и Юге России), ни в ОСК не входит, но совпадение названий - не простая случайность.
Как удалось прояснить "РГ", СПТБ "Звездочка" в форме закрытого акционерного общества появилась в городе Полярном Мурманской области в 2003 году. Одним из учредителей выступило тогда известное судоремонтное предприятие "Звездочка" в Северодвинске Архангельской области - в то время ФГУП, а сейчас ОАО "Звездочка", вокруг которого и сформирован Центр судоремонта, вошедший в ОСК. Северодвинской "Звездочке" и сегодня принадлежат 20 процентов акций в уставном капитале одноименной фирмы на Кольском полуострове. Оставшиеся 80 процентов (по данным на 2009 год) делили меж собой гендиректор Федор Барашко и некая гражданка Людмила Николенко. Такой состав учредителей не помешал СПТБ получать внушительные подряды от минобороны: в 2008 году они составили 173 миллиона, в 2009-м было заключено контрактов на 125 миллионов рублей, в том числе на ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий" и ракетного крейсера "Маршал Устинов". По сведениям из тех же источников, в 2009 году общая выручка составила 311 миллионов рублей, а чистая прибыль - 27 миллионов.
На северодвинской "Звездочке" нашей газете заявили, что никак не участвуют в управлении одноименной фирмой в Полярном. Да, на первых порах они помогали Федору Барашко "встать на ноги", а потом он "пообтерся", завел знакомства в штабе Северного флота (до него от Полярного всего 30 километров - куда ближе, чем от Северодвинска) и перестал советоваться по производственным вопросам. Более того - стал раз за разом перехватывать выгодные подряды у предприятий ЦС "Звездочка", предлагая заведомо более низкую цену. "А с недавних пор он вообще является на тендеры с видом победителя", - с сожалением признаются в компании-прародительнице.
Связаться с кем-то из руководителей фирмы в Полярном и получить их комментарий "РГ" вчера не удалось, хотя секретарь арестованного гендиректора твердо обещала соединить нас с исполнительным директором или главным инженером. На момент подписания номера в печать не пожелали прокомментировать ситуацию и в администрации ЗАТО Александровск, на территории которого и развернулись все описанные события.
Тем временем
На пресс-конференции начальника Мурманского регионального УМВД Игоря Баталова выяснилось, что СПТБ "Звездочка", проводившая работы на атомных объектах, не имела на это соответствующей лицензии "Росатома". В результате в отношении директора ЗАО возбуждены уголовные дела по статьям "мошенничество в особо крупном размере" и "незаконное предпринимательство". По мнению Баталова, "дело имеет значительные судебные перспективы".
Александр Емельяненков
Немає коментарів:
Дописати коментар