суботу, липня 09, 2011


Военные моряки о деле «Нерпы»: «Судите тех, кто украл фреон и залил растворитель»

Кто украл фреон и закачал в систему растворитель?

Вдыхая полученный ядовитый газ, экипаж терял сознание с первым вздохом 

В редакции «Комсомольской правды» прошла пресс-конференция членов Морского собрания Владивостока – опытнейших военных и гражданских моряков. На встрече специалисты отвечали на главный вопрос СМИ - кто стал виновником той страшной аварии, случившейся на подводной лодке «Нерпа». 

Моряки задыхались мгновенно 
Как сообщил адмирал Борис Федорович Приходько, истинные причины страшной трагедии, унесшей десятки человеческих жизней – коррупция, воровство и развал военно-промышленного комплекса. Ведь гибель людей случилась в большей степени  из-за того, что на каком-то этапе поставки кто-то украл часть фреона, заменив его на растворитель.
- Система охлаждения «Нерпы» была  лишь на 34 процента заправлена фреоном, - говорит  Александр Максимов, контр-адмирал в отставке, начальник химической службы ТОФ. - Остальными же 66 процента составлял дешевый растворитель, который применяют для очистки техники.
Главный физиолог ТОФ Яков Агапов: «Погибшие получили 100-кратную смертельную дозу ядовитого газа»
Главный физиолог ТОФ Яков Агапов: «Погибшие получили 100-кратную смертельную дозу ядовитого газа»
Если бы в систему охлаждения залили только фреон, то у экипажа было бы 3-5 минут на то, чтобы надеть защитные маски. Здесь же люди теряли сознание, сделав лишь первый вдох.
- Диагноз асфиксия, то есть  удушье, поставленный погибшим матросам, не соответствует действительности, - уверен Яков Валерьевич. – Первоначально произошло резкое воздействие паров растворителя на дыхательные пути. Матросы теряли сознание мгновенно.
Проверять чем заполнили систему пожаротушения «Нерпы», по словам специалистов, должны были, как минимум, пять предприятий, через которые проходили емкости с фреоном: от производителя газа до специалистов, заправлявших систему ЛОХ на «Амурском судостроительном заводе».
Члены Морского собрания недоумевают, почему этот вопрос так и не заинтересовал прокуратуру, поэтому выступают с инициативой вернуть дело об аварии на «Нерпе» на доследование, чтобы выявить истинных виновников трагедии. 
 «Командир подлодки невиноват»
Моряки - участники встречи твердо заявили, что, по их мнению, нарушения были на всех стадиях строительства лодки: от проектирования до монтажа отдельных систем перед выходом на испытания.
Сработала система, оставшаяся с советских времен, когда  закончить работу торопились к определенной дате.  14 абсолютно новых, уникальных механизмов не довели до ума и отправились на испытания, даже не написав к ним инструкции.
По мнению моряков, нельзя сегодня повторять издержки судебной практики СССР, когда командира экипажа, оставшегося в живых после аварии, объявляли главным виновником случившегося. В данном случае им оказался командир Дмитрий Лаврентьев. По мнению моряков, если кто и должен судить командира «Нерпы», то только суд присяжных из числа честных и принципиальных людей.
Члены Морского собрания Владивостока уверены: если бы ни грамотные действия командования «Нерпы», то жертв на подлодке было бы гораздо больше. 
 Команду по сбросу фреона могли задать заранее
Система дистанционно-автоматического управления «Молибден-И», по мнению специалистов, не только не была снабжена так называемой «защитой от дурака»: не было ни колпака, закрывающего клавишу – исполнение команды, ни надписи типа: «не твое – не лезь». Обычно такие опасные клавиши красят в красный цвет, чтобы моряки осознавали опасность нажатия. В этой экспериментальной системе в этом плане была недоработка.
Даже если матрос Гробов, которого обвиняют в запуске системы пожаротушения, игрался с компьютером и нажал именно то сочетание из 6 клавиш (одно из 720 вариантов), то в системе защиты от несанкционированного ручного запуска должна была быть система блокировки. Как в обычных банкоматах: после нескольких неправильно набранных вариантов, пластиковая карточка блокируется, а информация о проблеме передается головному компьютеру.
На кнопку, пускающую фреон на «Нерпе», можно было нажать спустя неделю после того, как была набрана команда
На кнопку, пускающую фреон на «Нерпе», можно было нажать спустя неделю после того, как была набрана команда
Есть и еще один важный нюанс.
- Комбинацию из шести клавиш, запускающую систему пожаротушения на подлодке, компьютер запоминает и автоматически не сбрасывает, - пояснил Владимир Иванов, контр-адмирал в отставке, начальник технического Управления ТОФ. - Через неделю нажимая последнюю седьмую кнопку – исполнение команды - можно запросто активировать подготовленную операцию.
Члены Морского совета провели круглый стол в редакции "Комсомольская прадва"
Члены Морского совета провели круглый стол в редакции "Комсомольская правда"
Фото: Игорь НОВИКОВ

Немає коментарів: