субота, липня 23, 2011

КАК ДЕЛИЛИ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АДМИРАЛОВ(окончание)

ВОСПОМИНАНИЯ ЭКС-КОМАНДУЮЩЕГО ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ РОССИИ ЭДУАРДА БАЛТИНА

Прокомментировать публикацию газеты «День» редакция «НВО» попросила бывшего командующего ЧФ и непосредственного участника описываемых там событий адмирала Эдуарда Балтина. Он был крайне эмоциональным.

– Все события вокруг Черноморского флота подаются в этой газете, – заявил адмирал, – под «особым соусом». Они хотят опять обвинить во всех бедах Украины Россию, что вполне вписывается в активную антироссийскую политику, которую проводят отдельные политические силы в Киеве. На самом деле все было совсем не так. Хотя и гораздо хуже.


Квартиры в Севастополе, в том числе и тот дом, который упоминается в статье, рассказывает Эдуард Балтин, строил за российские деньги Черноморский флот, а не Украина. Мы сдавали по 560 квартир в год. И почему их нужно было отдавать украинским офицерам, когда тысячи своих были без крыши над головой, я не понимаю. Поэтому и защищал интересы своей страны и российских граждан, в том числе и офицеров российского Черноморского флота, всеми доступными мне законными способами. А обстановка в те годы была аховая. Украинские должностные лица пользовались тем, что никаких юридических документов по разделу флота и его имущества не существовало, пытались захапать себе все, что только можно и нельзя, чтобы потом поставить российскую сторону перед фактом. Так было и с «Челекеном», с другими кораблями и судами ЧФ.

Украине достались три полностью развернутых военных округа, со всеми запасами оружия и материальных средств, заготовленных на случай мировой войны. Тысячи танков, самолетов, боевых машин, оперативно-тактических, тактических ракет, зенитно-ракетных комплексов… Где это все сегодня, – разворовано, распродано по всему миру, восклицает адмирал. Киеву досталось богатейшее Черноморское пароходство, Дунайское пароходство, Научно-исследовательский флот Академии наук – 1600 судов. Среди них пассажирские лайнеры, которые совершали круизы вокруг Европы, в Индийском океане… Где это все? Они хотели, чтобы так же, «на хапок», им достался и Черноморский флот?! Не получалось.

Какая может быть контрабанда на гидрографическом судне, каким был «Челекен», спрашивает адмирал Балтин. Он весь от киля до клотика был забит специальной аппаратурой, которая обеспечивала флот необходимой информацией для безопасного судоходства, навигации и решения других задач. В том числе и боевых. Они в Одессе просто хотели захватить «Челекен», но я не мог этого допустить. Приказал выдать морякам оружие и защищать собственность страны до последнего патрона. А как иначе, если беспредел украинских политиков и чиновников доходил до маразма?!

Не проходило дня, рассказывает адмирал, чтобы к нам на флот не заявлялась какая-нибудь инспекция из Киева. Лезли во все наши дела. Проверяли финансы, тыловое обеспечение, ремонт, поставку ГСМ и прочее. Хотели даже взять под контроль наши секретные оперативные документы, но я их на порог штаба не пустил. Поставил охрану с оружием. В городе их патрули ловили наших офицеров и сажали на гауптвахту просто так, без всякого на то основания. И сделать ничего нельзя. Прокуратура – украинская, суд – украинский, служба безопасности – украинская, милиция – украинская, все – украинское… Что делать?

Я звоню генеральному прокурору России Юрию Скуратову, прошу помощи, тот только отмахивается. В два часа ночи поднимал главу украинской Службы безпеки (безопасности) Евгения Марчука, требовал прекратить безобразия. Звонил президенту Украины Леониду Кравчуку, но все это помогало плохо. Один из очередных «проверяющих» мне прямо сказал: «Эдуард Дмитриевич, нам поставлена задача составить такой акт, чтобы убрать вас из Севастополя». Но у них это не вышло. Я сберег все имущество и вооружение флота, от Измаила до Новороссийска, все 119 кораблей, которые были мне подчинены, 80 из них даже отремонтировал. Что-то удалось передать на Каспий, в Каспийскую флотилию. В том числе и малые десантные корабли на воздушной подушке, что-то на Север… Но у меня они ничего отнять не смогли. Это сегодня Черноморский флот занимает всего 4,5 процента площадей от тех 100 процентов, что занимал при мне. А тогда у них оттяпать у меня ничего не получалось. Я так и заявил Кравчуку: «Не прекратите беспредел, буду стрелять! У меня под рукой 44 тысячи боевых блоков».

Мне все это противно вспоминать, говорит адмирал. Но руководство России, Министерство обороны, Главкомат ВМФ нас просто бросили там, «на краю Ойкумены». Если из Киева чуть ли не каждый день мне поступали какие-то распоряжения, депеши, то из Москвы часто за несколько месяцев ни одного звонка. Даже продовольствие перестали поставлять. Денег не платили людям по несколько месяцев. А ты сиди – сохраняй для России флот, заботься о кораблях, об офицерах, их семьях, – только это в собственной стране никому не нужно. Когда задолженность по зарплате достигла трех месяцев, я позвонил министру и говорю: «Не пришлете денег, вынужден буду отправить отряд кораблей в Стамбул, слегка пограбить там. Я служил в разведке и город знаю, как свои пять пальцев. Все его базары, в том числе и Большой крытый. Для меня это – раз плюнуть. Турки даже почесаться не успеют».

Правда, вместо Стамбула пришлось идти в Абхазию, говорит адмирал Балтин, помогать миротворцам наводить там порядок. Хотя после возвращения оттуда мы получили радиограмму, что в Новороссийске ждет получка. Встали на рейде, спустили на воду баркас, выдали финансистам автоматы, охрану, и они с нашими ведомостями пошли в местный банк. Все привезли до копейки. Устроили служивым праздник.

– Меня убрали с флота, – говорит адмирал, – при Кучме. Приехал он к Ельцину, два дня квасил с ним в Завидово и договорился. Пообещал не поднимать цену за перегонку нефти. Ельцинские ребята могли потерять на этом 320 миллионов долларов. Так меня за эти деньги и сдали. Теперь, что об этом говорить?!

материалы: Независимое военное обозрение © 1999-2011
Опубликовано в НГ-НВО от 30.11.2007
Оригинал: http://nvo.ng.ru/forces/2007-11-3

Немає коментарів: